Отголоски памяти

У меня из раннего детства есть в памяти несколько картинок, которые даже не знаю, как описать - то ли это отрывки сна, то ли детские фантазии, то ли видения, то ли это было со мной в какой то другой жизни.
;Например, мне лет пять - шесть. Наш поселок обнесен новым деревянным забором от  Большой дороги, которая идёт от Алатыря на Сурск и далее на Ульяновск. Мы, малышня,  ужасно любим забираться на забор и сидеть на столбиках забора, созерцая с высоты происходящее вокруг. Конечно от этих заборов платьице изодрано вдрызг, но это уже мелочи.
    И вот, с этого заборного столбика я вижу  такую картину -по дороге мчатся велосипедисты в ярких разноцветных майках в спортивных шапочках,  с номерами на спине на спортивных велосипедах. Дорога, не раздолбанная  гравийка, а шикарное асфальтовое шоссе. А с неба спускается множество воздушных шаров и парашютов. Купола у них очень яркие, разноцветные, каждый сектор другого цвета. И всё это ярко, сочно, объемно.
;Вот такая картина современного спортивного праздника. Но ведь всё это мне привиделось 65 лет назад!

;А вот ещё одна картинка.
;Эта картина в памяти попозже, лет с  семи - восьми. Картина на черно- белом экране. Женская точёная фигурка в длинном платье в пол. И женщина поет божественно красивую мелодию. Эта мелодия неземной красоты заполнила меня так, что я многие годы носила её в себе, и если бы услышала её, то обязательно узнала бы, но я её не слышала никогда и  нигде.

; Тоже думаю, откуда эта картина? Это не телевизор -  он у нас  в семье появился,
 когда я училась в 8 классе.  И на радио тоже не похоже, ведь помимо мелодии в моем воображении существовал ещё и видео ряд.  Может это отрывок из  киножурнала " Новости дня"?  Помните, крутили перед сеансами. Сначала политика,  потом производство, и в конце чуть- чуть искусство. Так, помню увидела в журнале 18 ти - летнего  Магомаева.
Но так или иначе, эта мелодия "застряла" во мне на многие десятилетия.

Прошли годы.
Я уже учусь в КАИ. Наверное это второй или третий курс.
;Однажды иду по длинному коридору Пятого общежития на Ершова 30.  КАИсты, помните наше общежитие  - буква П  с длинной перекладиной.  И только в дальней  палочке буквы П на третьем и четвертом этаже живут девочки,  а в остальных комнатах на всех этажах живут   ребята.

Так вот, иду по коридору по   мужской половине, а за дверью  одной из комнат видимо включено радио и слышу приглушённо эту самую мелодию, что сидит во мне уже столько лет.
Я ее сразу же узнала!!! Хотела добежать до своей комнаты, но боялась, что опоздаю, и я застыла у этой двери, дослушав мелодию до конца.
Была мысль -  постучаться в комнату и спросить, что это только что прозвучало.  Но я этого не сделала.
Во - первых, была ужасно  стеснительная, во-вторых, навряд ли кто из ребят вслушался бы в эту мелодию, а может вообще в комнате никого не было.
В третьих, парни вообще могли подумать, что я  придумала этот предлог для попытки познакомиться. Это вообще было для меня смерти подобно.
 Так или иначе, ничего не узнав, я поковыляла к своей  дальней палочке буквы П.  Но, по крайне мере , я теперь точно знала, что эта мелодия существует в реальном мире, а не плод моего больного воображения.

Опять побежали годы.
Я уже в Ижевске.
Помните книжный голод, а пуще того поэтический . Хорошую книгу можно было купить только на черном рынке. Но читали все равно много. Выписывала много журналов -  Новый мир, Иностранная литература, Москва, Нева, Роман- газета...
  А вот с поэзией было хуже...  Но мне повезло.
У моей приятельницы Лиды Дорофеевой  сестра работала в Ленинской библиотеке. И у меня с ней была договоренность - я приходила к закрытию библиотеки в 22 час и она мне давала на ночь томик стихов из читального зала. А утром я его должна была вернуть к открытию. Так вот , я почти всю ночь переписывала, а утром, идя на работу, оставляла сторожу библиотеки, т.к. библиотека открывалась позже.  Так переписала много Евтушенко, Рождественского, Пастернака, Вознесенского... А главное , конечно, женская лирика - Ахматова, Цветаева, Тушнова,  Друнина, Кашежева  ...
Вот вам и самиздат...

Когда дошла очередь до одного стихотворения Ахматовой, у меня в голове как пазл сложился  - я поняла, что эти стихи написаны  именно о той мелодии, которая сидит во мне столько лет.
Вот это стихотворение.
Называется " Слушая пение"
Пишу по памяти. Давно не читала оригинал, могу что - то переврать.
Предисловие к стихам:

1961г 19декабря - Никола зимний. Больница им. Ленина. Вишневская пела Бразильскую Бахиану


Женский голос как ветер несётся,
Черным кажется, влажным, ночным
 И чего на лету ни коснется, Всё становится сразу иным
Ослепляет алмазным сиянием,
 Где - то, что - то  на миг серебрит,
 И невиданым одеяньем небывалых шелков шелестит .
И такая могучая сила зачарованный голос влечет, Словно там впереди не могила,
; А таинственной лестницы взлет...


Теперь я  была на 100 процентов уверена, что мое видение это Галина Вишневская,  и  это она пела ту самую мелодию, которой Ахматова посвятила стихи.

 Но надо было проверить.
Пошла в Ижевское музыкальное
училище. Попросила найти запись Бахианы.
К тому времени Вишневская и Ростропович уже эмигрировали,  вернее их выдворили из Союза и все их записи были изъяты из фондов. Мне нашли пластинку,  где Бахиану исполняла Ольга Басистюк.
Да, это была та самая мелодия которая "застряла" во мне с детства!!!
С неделю я слушала, наслаждалась, потом пришлось вернуть. Магнитофона не было, чтобы что - то записать.

Опять прошли годы.
 А мелодия по прежнему сидела во мне и очень хотелось послушать её живым звуком.
К тому времени у нас  в Ижевске появился уже Камерный хор и Симфонический оркестр, на концертах которых  я была постоянным слушателем.
;И я решила предложить дирижёрам включить Бахиану в репертуар. Начала с Михайлова Владимира Николаевича. Это создатель и главный дирижёр нашего Камерного хора. Тем более солисткой хора была Зухра Хусаенова, у которой прекрасное сопрано.
;Он сказал, что идея хорошая, но Зухра ещё не "созрела" для Бахианы.

;Через какое - то время я подошла с этим же вопросом к Николаю Серафимовичу  Роготневу главному дирижёру нашего Симфонического оркестра.
;В те годы второе отделение заключительного концерта симфонического абонемента составляли по заявкам зрителей. Вот я и заказала Бахиану.  Ему сказала, что ведь многие музыкальные произведения имеют переложения для разных музыкальных инструментов и вокала,  и оркестров.  Может и Бахиана тоже имеет такие переложения?  Роготнев загорелся идеей,  но сказал,  что нигде не встречал партитуры Бахианы для оркестра.
;Сказал, что созвонится с другими дирижёрами в России и за границей и если ноты найдут, то подготовят к заключительному концерту.

;И, представляете, партитура нашлась! Её прислал из Брюсселя бельгийский дирижёр Дени Менье.  В те годы наш Симфонический тесно сотрудничал с Бельгией, Италией. Ездили туда на гастроли,  а их дирижёры дирижировали нашим оркестром. А Дени Менье проводил  в Ижевске мастер- класс по хоровому дирижированию.

;И Бахиану в Ижевске исполнили впервые.
;Вокальную партию на трубе исполнял Дмитрий Дудин. Это прекрасный трубач нашего оркестра, виртуоз трубы.
; Помню его ещё молодым мальчиком,  а сейчас он  Заслуженный артист УР. Бахиана  прозвучала великолепно!!!
;После концерта многие старые меломаны подходили ко мне и
благодарили  за то,  что заказала такое прекрасное произведение и подарила минуты наслаждения.
;Да, вот ещё что. Когда через несколько лет Зухра "доросла" до звания Заслуженной артистки УР ,  на своем юбилейном концерте она пела Бахиану. И это тоже было прекрасно!
Также слушала Бахиану  несколько лет назад в исполнении Кьяры Таиджи (итальянская певица, солистка Ла Скала) на одном из её концертов в Ижевске. И опять это прозвучало на "разрыв души"...

             ПОСЛЕСЛОВИЕ

;Однажды ( 19 декабря 1961г) Анна Андреевна Ахматова после очередного инфаркта  находилась на излечении в больнице им. Ленина (сейчас Боткина) . Бессонной ночью в больничной палате измученная болезнью Анна Андреевна включила обшарпанный радиоприемник и  услышала, как молодая Галина Вишневская поет Бахиану.
В ту же ночь она написала эти удивительные стихи, думая, что пишет о певице, а на самом деле и о себе тоже.
;Ахматова потом вспоминала, что этот голос и эта мелодия,  обращённые в вечность, дали ей силы и продлили её жизнь ещё на несколько лет.

О себе хочу сказать:
чем старше становлюсь,  тем ближе и понятнее стихи Ахматовой.
; И так хочется верить, что конца нет,  есть только переход из одной системы измерения в другую, где мы будем  снова все вместе и снова будем счастливы.


Бразильские Бахианы написал известный бразильский композитор Эйтор Вила Лобос.  Это многочастное произведение состоит из девяти сюит. Наиболее известна сюита номер пять под названием "Ария", о которой идёт речь.   Бахианы являются синтезом бразильской народной фольклорной музыки и музыки Иоганна Себастиана Баха, которого Вила Лобос боготворил.

И конечно, дорогие мои друзья,    послушайте Великих   -  Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича, исполняющих Бразильскую  Бахиану.

   


Рецензии
Лидия - романтическая, возвышенная душа!

Людмила Ильина 3   30.03.2024 19:41     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за прочтение и отзыв!

С уважением,

Лидия Гончарова Ястребова   31.03.2024 06:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.