С неподкупным лицом контролёра...

Исследование РАН – это всё лишь небольшая статья,
которую можно за час прочитать любому, она доступна.
«ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЕ АДА?»
Текст научной статьи по специальности
«Философия, этика, религиоведение».

Интерес государства к такой специфической проблематике,
в большей степени соприкасающейся с теологией и теософией,
мне показался весьма любопытным, тем более за такие-то деньги.
Я прочитал статью (исследование), во всяком случае,
её интернет-изложение, а свои соображения по поводу возможных
причин возникновения такого исследования написал сам.
Наиболее интересный для меня материал (цитаты из статьи)
я привожу ниже своей собственной публикации, как ссылку.


………………………………………

С неподкупным лицом контролёра
старость глянет вдруг прямо в глаза,
и годов оголтелая свора
сразу двинется в траурный зал.

Атмосфера суда с покаяньем
там сгущается сходом грехов,
где сенсаций и горьких признаний
ждут с хихиканьем: Вот он каков!

Он молчит, преклоняясь всё ниже,
и готов на колени упасть,
запоздало шепча:
— Ну, уйди же — из души,
запоздалая страсть.

Жутковато с такой появиться
вслед старухе с корявой клюкой,
там, где вряд ли дадут обнулиться,
где, как лучшее — вечный покой.

Где и срок не скостят, не поверят,
что ты вышел на праведный путь,
только раз приоткроются двери,
чтоб захлопнуться, скрипнув:
— Ну, будь!

Только в том и весь Ад, что не будешь…
никого ты уже никогда
не полюбишь, как и не погубишь,
сам в отстой угодив навсегда.

Но откроется Небу греховность
с неизбежностью судного дня,
и скреплённая ложью духовность,
вихрем взвеется в танце огня.

Сколько сразу порушится замков
и дворцов, что настроил себе,
лишь костлявая спросит, прошамкав:
— Не зажился ли ты на земле?

И сумеешь ли ты задержаться,
предъявив ей транзитный билет,
чтобы в тихой воде затеряться
под гарантии «многая лет»?

Ведь ещё ты не вписан в скрижали,
ещё зло и добро — на весах…
хорошо бы чуть-чуть подождали
в неподвластных тебе Небесах.

Раз наука вполне разъяснила, —
не от Бога – как Смерть, так и Ад*,
значит, в Небе бездействует сила,
что твою превосходит стократ!?

Вот та мощь, за которую стоит
побороться, чтоб ею владеть…
кто ресурс этот тайный освоит,
сможет вечно на троне сидеть…

…………………………………

* В данном случае я привожу вывод не автора исследования,
Игоря Гаспарова — кандидата философских наук,
а приведённые в статье и произведшие на меня наибольшее впечатление,
ответы Дж.Леймонта — теолога и католического философа (томиста) —
на возражения против вечного ада.


Цитирую Дж.Леймонта:
Что означает то, что грешники заслуживают вечного наказания,
поскольку их воля навсегда прилепилась к греху?
*Бог не творит ада, так же как не творит Он и смерти.
Ад — так же как и смерть — возникает как результат греха,
то есть нарушения божественного порядка вещей.
Однако, несмотря на это, ад является наказанием,
хотя и не в том смысле, в каком это иногда представляют
современные сторонники теодицеи от свободной воли.
Последние считают, что грешники находятся в аду потому,
что они сами хотят находиться в аду.
С точки зрения более традиционного понимания природы греха,
грешники хотят наслаждаться временными благами как вечными,
но поскольку это невозможно, они испытывают страдания
из-за неудовлетворенности своего желания.
Их состояние действительно является наказанием в силу того,
что они претерпевают его вопреки своему желанию,
и они переживают его как мучительное,
поскольку их желание никогда не находит удовлетворения,
но в то же время оно — результат их собственного выбора.
Выбор как таковой — часть природы рационального агента,
поэтому если бы Бог воспретил этот выбор, то Он поступил бы
против природы, то есть совершил бы насилие.
Бог лишь постоянно оказывает человеку помощь, необходимую для того,
чтобы тот имел возможность совершить правильный выбор,
но никогда не принуждает к нему.
Однако сама возможность вечного ада является необходимым спутником творения,
без неё не было бы самого творения как чего-то отличного от Бога,
то есть благого не по сущности, а по причастности.

В исследовании рассмотрены также аргументы аналитического теолога Т. Тэлботта
против совместимости «вечного ада» с безусловной любовью Бога ко всем людям.
Показано, что его аргументы опираются на концепцию любви,
в которой любовь мыслится как отношение между индивидами,
тогда как понимание любви, как субстанции, не ведёт к противоречию
между существованием вечного ада
и безусловностью божественной любви ко всем людям.

Гаспаров И.  «Является ли злом существование ада?»
Государство, религия, церковь в России и за рубежом.
2021. №39(4). С. 51-71.


Для фотоколлажа заимствована фреска
«Первая победа над демонами Ада!»
Луки Синьорелли итальянского художника
эпохи раннего Возрождения.


Рецензии