Иосиф Флавий
Иосиф был участником Иудейской войны (66–73) против римлян, во время которой руководил обороной Галилеи. Он сдался в плен на милость победителям вместо того, чтобы покончить с собой, как требовал кодекс знатного фарисея. С тех пор и до конца дней своих Иосиф проживал в Риме, в императорском дворце на Эсквилинском холме под покровительством Тита, Веспасиана и Домициана – римских императоров из семейства Флавиев – и под бдительной охраной преторианцев, которые защищали его от расправы со стороны жестоковыйных иудеев, считавших Иосифа Флавия предателем родины.
В Риме он занялся литературными трудами. Первое его историческое сочинение под названием «Иудейская война» прочитал и одобрил император Тит – участник описываемых событий и разрушитель Иерусалима.
Над вторым большим произведением «Иудейские древности» Иосиф Флавий работал многие годы и завершил его незадолго до своей кончины. В нем речь идет о библейской истории от «сотворения мира» до Александра Македонского, от эллинизации античной цивилизации и до возвышения Римской державы, от гегемонии Рима над ойкуменой и до уничтожения Соломонова храма. Автор писал по-гречески, хотя владел латынью и разговаривал на иврите.
Он пользовался трудами Страбона, Полибия, Тита Ливия, Азиния Поллиона и других античных историков. Нередко приводимые им цитаты в первоисточниках не дошли до наших дней, а написанное Иосифом Флавием почти полностью сохранилось. Первое печатное издание «Иудейских древностей» появилось в Базеле в 1544 году, первый русский перевод – только в 1781 году.
Самым известным и наиболее часто цитируемым отрывком из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия является следующий:
«В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Его образ жизни был безупречным. Он был известен добродетелью. Многие среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто был ему привержен, не отказались от него. Они утверждали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Таким образом, он был, возможно, Христос, о чудесных деяниях которого возвестили нам пророки» (книга 18-я, глава 3-я).
«Христос» – греческое слово, «мессия» – древнееврейское, они синонимы и означают «помазанник». Правоверные иудеи, к коим относился Иосиф Флавий, не признавали в Иисусе Назарянине помазанника Божьего. (Сей помазанник должен был установить на земле царство социальной справедливости). В этом одна из причин, по которой долгие годы данная цитата считалась позднейшей вставкой. Основная же причина заключается в том, что в исследовательском сообществе с XIX столетия преобладает атеизм. Иосиф Флавий атеистом не был, он ждал помазанника и по поводу Иисуса высказался весьма осторожно.
В начале «Иудейских древностей» говорится о том, что у чудес в Священном писании есть рациональное объяснение, они, чудеса, являются отголосками древних мистерий и обрядов. Этому вопросу Иосиф Флавий обещал посвятить целое сочинение, но обещание не выполнил или не захотел выполнить.
Мир управляется по непреложным законам, скажет вам любой непредвзятый человек. Непредвзятость ведет к знаниям, предвзятость (это лучше, а это хуже) – к пропаганде. Но кем управляется видимый мир? Людьми? Скорее, нет, чем да. Самовозобновляющийся Механизм, Вечный Двигатель, Природа, Бог в определенном смысле одно и то же. Люди не могут контролировать систему управления, не могут участвовать в ней, они могут лишь наблюдать.
Знания проистекают из наблюдения, полагал Иосиф Флавий.
06.02.2022
Свидетельство о публикации №222020601674