Иосиф Флавий

       Настоящее имя его было Иосиф бен Маттафия. Он родился в Иерусалиме в 38 году новой эры, а умер в Риме примерно 60 лет спустя. Не всякого еврейского мальчика в ту эпоху можно было назвать Иосифом, такой ребенок должен был происходить из легендарного священнического рода. Обыкновенных людей тогда не именовали Иосифами, Иаковами или Иисусами.

       Иосиф был участником Иудейской войны (66–73) против римлян, во время которой руководил обороной Галилеи. Он сдался в плен на милость победителям вместо того, чтобы покончить с собой, как требовал кодекс знатного фарисея. С тех пор и до конца дней своих Иосиф проживал в Риме, в императорском дворце на Эсквилинском холме под покровительством Тита, Веспасиана и Домициана – римских императоров из семейства Флавиев – и под бдительной охраной преторианцев, которые защищали его от расправы со стороны жестоковыйных иудеев, считавших Иосифа Флавия предателем родины.

       В Риме он занялся литературными трудами. Первое его историческое сочинение под названием «Иудейская война» прочитал и одобрил император Тит – участник описываемых событий и разрушитель Иерусалима.

       Над вторым большим произведением «Иудейские древности» Иосиф Флавий работал многие годы и завершил его незадолго до своей кончины. В нем речь идет о библейской истории от «сотворения мира» до Александра Македонского, от эллинизации античной цивилизации и до возвышения Римской державы, от гегемонии Рима над ойкуменой и до уничтожения Соломонова храма. Автор писал по-гречески, хотя владел латынью и разговаривал на иврите.

       Он пользовался трудами Страбона, Полибия, Тита Ливия, Азиния Поллиона и других античных историков. Нередко приводимые им цитаты в первоисточниках не дошли до наших дней, а написанное Иосифом Флавием почти полностью сохранилось. Первое печатное издание «Иудейских древностей» появилось в Базеле в 1544 году, первый русский перевод – только в 1781 году.

       Самым известным и наиболее часто цитируемым отрывком из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия является следующий:

       «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Его образ жизни был безупречным. Он был известен добродетелью. Многие среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто был ему привержен, не отказались от него. Они утверждали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Таким образом, он был, возможно, Христос, о чудесных деяниях которого возвестили нам пророки» (книга 18-я, глава 3-я).

       «Христос» – греческое слово, «мессия» – древнееврейское, они синонимы и означают «помазанник». Правоверные иудеи, к коим относился Иосиф Флавий, не признавали в Иисусе Назарянине помазанника Божьего. (Сей помазанник должен был установить на земле царство социальной справедливости). В этом одна из причин, по которой долгие годы данная цитата считалась позднейшей вставкой. Основная же причина заключается в том, что в исследовательском сообществе с XIX столетия преобладает атеизм. Иосиф Флавий атеистом не был, он ждал помазанника и по поводу Иисуса высказался весьма осторожно.

       В начале «Иудейских древностей» говорится о том, что у чудес в Священном писании есть рациональное объяснение, они, чудеса, являются отголосками древних мистерий и обрядов. Этому вопросу Иосиф Флавий обещал посвятить целое сочинение, но обещание не выполнил или не захотел выполнить.
             
       Мир управляется по непреложным законам, скажет вам любой непредвзятый человек. Непредвзятость ведет к знаниям, предвзятость (это лучше, а это хуже) – к пропаганде. Но кем управляется видимый мир? Людьми? Скорее, нет, чем да. Самовозобновляющийся Механизм, Вечный Двигатель, Природа, Бог в определенном смысле одно и то же. Люди не могут контролировать систему управления, не могут участвовать в ней, они могут лишь наблюдать.

       Знания проистекают из наблюдения, полагал Иосиф Флавий.

06.02.2022


Рецензии