Искры истории

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

из цикла: "семейная хроника"

                = КАК-ТО ТАК, РОССИЯ =
                - быль -

" Всевышний, в своих поучениях, не освящает наших истин, тех "тёмных" дней гнева и безрассудства, нелепости и дерзости, даже при благолепии добрых дел мирских...Ибо человече, боится не полёта мысли, а высоты задуманного..."
                Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1855 год. Курган.

06.02.2022 года, с утра окутал усадьбу князя белым липким туманом и мелким дождём. Горы Боливии, нехотя скрылись от людей в облаках бытия, словно опасаясь их поступков. Князь Щепин-Ростовский, с утра, пока завтракал и смотревший телевизор, вдруг совершенно случайно в одной из музыкальных программ увидел марширующих под ливнем солдат разных стран. Огромные лужи и шедший не один час ливень, затруднял намеченное мероприятие мэра города и правительства. Испросив командование приглашённых военнослужащих, о сложившейся ситуации, и предложив  им отказаться от него по независящим от власти причинам, те в ответ сказали, что погода для них значение не имеет и они пройдут по проспекту, как и договаривались, колонной и под  военные марши, тех стран, которые участвуют в параде, чтобы не разочаровать ожидавших под зонтами туристов и жителей столицы.  Американцы прошедшие первыми, смеясь переступали многочисленные лужи и как могли берегли обувь. Когда подошла очередь прохода Русских моряков, то они под Марш славянки, прошли чётко отбивая шаги и держа достойно строй так, буд-то это было для них обычным делом, в строгом параде, параде достойном чести и славы  Русских моряков. К сожалению князь включил программу поздно, и не успел познать в какой из стран Латинской Америки проходил парад, под великий Русский марш " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ", но главное он увидел, это гордость и слава России, военморы русского флота. Мелодия лилась как гимн, как клятва прошлого, будущим поколениям РОССИИ. И вдруг он заплакал, резко, непроизвольно и горько. Он напомнил ему батюшку и рассказ деда... Марш этот, связан с историей и трагедией моей семьи...


"Шёл 1920 год. Крым, порт, дикий ветер и холод опоясавший каждого находящегося в порту, последний корабль на Остров Лемнос, другой в Турцию уходили ранее. Гвалт, страшная суета, крики и мольбы о помощи. Рвущиеся и ничего не понимающие, из рук денщиков, узд кони и лошади казаков и офицерства. Свёрнутые знамёна полков.
Военные, гражданские, купцы и чиновники с семьями, вещами, утварью и колясками, казаки с лошадьми, которых не пропускают и они хватаются за сабли в озлоблении и ярости. Седой капитан, стоявший рядом со мною, как кормчий в бурю, исполнял свой долг. Он был у трапов парохода, и словно предвидя происходящее приказал офицерам, во избежании драк и паники, развернуть строй солдат, и они наперевес со штыками и пулемётом, охраняли от буйства толпы сходни парохода и начальство штабов, чиновничество с семьями, казначейства, проходившие на посадку. Дамы со сбившимися на бок широкополыми шляпками, чепчики их матушек старающихся не прикасаться к грязному бородатому потному, воняющих самогоном народу. Я с братом батюшки, хорошо видел всё это с палубы парохода. Ранее, я с огромным трудом, где-то час назад отправил и усадил в каюту семью и своего брата Александра, расплатившись  сотней золотых с помощником капитана. И вот, среди этого безумства и страха, в самом углу какого-то сооружения на пристани, вдали от толп снующих людей, стояли четверо музыкантов какого-то полка, дирижёр-поручик стоял пред ними, и вдруг он, взмахнув дирижёрской палочкой и вскинув руки, дал свой сигнал, они заиграли марш " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ", старательно, с надрывом выдувая таким малым составом ноты, пытаясь в последнем крике истерии поражения Врангелевцев, показать высший дух русского человека, честь офицерства и дворянства, казаков и дроздовцев. Их героизм самоотречения и спокойствия заставлял людей останавливаться и крестить их образ, правда на мгновение, ибо сразу забыв о них, те бросались в гущу толпы. Там же были и Русские женщины, в невероятном самопожертвовании последовавших за своими мужьями, как многим думалось, на верную погибель с детьми. Оркестр один, казался по дьявольски спокойно, отрешённо ото всего этого гама истерик, рвущихся на борт парохода Русских Граждан уже умирающей России, исполняли ГИМН-РЕКВИЕМ всему своему прошлому, своему народу, храмам и белым Церквям оставшихся ныне без призора в городах, глуши лесов и привольных степях, прошлому России. Словно призывая Россию: "Не скорбите русские братья по жизни моей..."
МАРШ-РЕКВИЕМ " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ " звучал долго, до самого отхода парохода. А когда он отчалил, их, остановивших мелодию, раздался выстрел, перекрывший шум винтов отчалившего парохода. Я обернулся и увидел, что поручик, дирижёр оркестра лежал на досках причала, он застрелился. Его сразу окружили его товарищи музыканты и женщины. Над пирсом стояла абсолютная тишина, лишь отдалённые раскаты выстрелов и грохот пушек наступающих красных, отдавались тревожным гулом. Потом они, бойцы  павшего товарища, выстроились у стены, как перед расстрелом, и уже без него, сами, заиграли вновь. Дико, но до смерти красиво и торжественно, обречённо, так на смерть шли в глубокой древности гладиаторы и ныне русские офицеры... "
" СМЕРТЬ! Я ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ ..."

Всё это, на всю оставшуюся жизнь отпечаталось в памяти князя Щепина-Ростовского, с дневника которого и переписаны эти строки без всяких изменений и искажений... И каждый раз слушая Русский Гимн-марш " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ",великого Василия Ивановича Агапкина, и не менее славного поэта Геннадия Венедиктова,в 1916 году, у меня бегут самопроизвольно слёзы памяти, по тем неизвестным русским музыкантам, свершивших свой последний подвиг.

фото: Кн. Щепин-Ростовский  2010г. Земля Ростовская...
бывшая вотчина Князей Щепиных-Ростовских.


Рецензии