Aslan Saidoulaev

Aslan Saidoulaev
2 ч.  ·
"ПО СЛЕДУ ГРААЛЯ". Выдержка.
После депортации чеченцев и ингушей 1944 года...
...Настоящий террор по отношению к новым жильцам творили одичавшие собаки. Новых хозяев они не признавали и носились большими сворами, даже потеснив волков. Размножались. Они были хуже волков. Чеченцы, традиционно, держали во дворах волкодавов. Более известных как кавказские овчарки. У них долгая память, в отличие от других пород. И они живут по-дольше. Они по-пусту не лают. Их трудно "подкупить" куском мяса. Волков толкает к нападению на людей и домашних животных только сильный голод, особенно в холодную зиму. Собаки же представляли опасность для людей круглый год. Они часто стали нападать на них. При случае их отстреливали. Но, в отличие от волков, собаки не боялись людей и огня. И по этой причине было сложно устраивать на них облавы. И красные флажки для них не были помехой уйти от облавы.
         Они создавали большие проблемы при проведении полевых сельхозработ и  выпасе скота. В сельской местности было небезопасно пройти из одного населенного пункта в другой, кроме как на транспорте или в составе группы людей. Часто по этой причине передвигались с ружьями. Иногда собаки врывались в привычные для них, по прежней жизни, дворы, но не найдя прежних хозяев, кидались на чужаков и этим самым держали их в постоянном страхе. Они своим собачьим чутьем, инстинктивно, чувствовали, что мир стал не таким как раньше. Он стал каким-то неправильным и, как умели, по своей собачьей логике, противились этому новшеству.
         Собаки, как и абреки, вплоть до возвращения вайнахов на Родину, больше в сельской местности, не давали покоя ни властям, ни новым жильцам.
         Удивительные факты с собаками этим не исчерпываются. Были случаи, хотя и редкие, но почти в каждом населенном пункте, когда некоторые собаки дождались своих старых хозяев или кого-либо из их семей. Эти собаки, которые уже были  одичавшими, озверевшими и постаревшими столь длительное время, вдруг появлялись во дворах, куда вернулись, наконец, прежние хозяева. К этим людям эти собаки тянулись дружелюбно. Но их уже редко кто узнавал, а точнее, многие старшие, которые держали этих собак до выселения, умерли в Казахстане, а выросшее новое поколение их не могло знать и помнить. Люди удивлялись, почему эта дряхлая, старая собака постоянно тянется именно в их двор? И только кое-кто из выживших старших начинал вспоминать эту собаку и напоминать молодым, что, мол, эта же собака, до выселения была у кого-то из их предков или других родственников...
            Некоторые собаки, не найдя найдя среди приехавших своих прежних хозяев, обнюхивали и дружелюбно тянулись, как к своим, к потомкам уже умершего на чужбине, хозяина. Люди заводили новых собак, а эти, старые, молча, без лая, без ревности, слонялись где-то по углам дворов и так же, молча, вымирали, до конца выполнив свою собачью миссию


Рецензии