Прыжковый день, часть третья

Первый подъём уже стоит, проверенный на линии осмотра. Схема та же, обязанности доведены на предварительной подготовке. Я и Некит – дежурные по площадке приземления, Саня и Виталик – парашютисты наблюдатели, но и у остальных дел не меньше. Диман сходу начинает переукладываться, крыльев всего 10, а всем хочется прыгнуть больше, чем один раз, поэтому и приходиться выкручиваться. Вертолёт, поднимая пыль и сухую траву, заходит на посадку. К этому времени Андрюха уже стоит готовый вновь пойти на высоту, но уже в качестве помощника выпускающего. Побежали. Так смешно они качаются из стороны в сторону в разноцветных шлемах. Время одевать второй подъем. Сегодня прыгает наш курс, самые сложные из всех. На третьем курсе им ещё интересно попробовать что-то новое, стать ближе к своей профессии, ощутить эти эмоции, да и просто получить новую историю, которую потом расскажут в отпуске. Четвёртый курс уже начинает понимать, что прыжки это страшно, больно, иногда травмоопасно и поэтому всеми способами пытаются оттянуть этот момент максимально дальше. Работать с ними очень трудно. А пятый курс, без альтернативы, принимает неизбежное и выполняет прыжки уже более спокойно. Нужно сделать небольшое отступление и пояснить, что согласно какому-то приказу, лётному составу, в том числе и курсантам, для допуска к полётам нужно совершать два парашютных прыжка в год. И, как показывает практика, они это дело ой как не любят, но выбора особо нет. Конечно, находятся особо продвинутые, которые на врачебной лётной комиссии обнаружат у себя диагноз, с котором летать можно, а вот прыгать уже нет. Но есть и другая группа людей, которая намного меньше, но тоже имеет право на существование – люди, которые хотят прыгать. Мне кажется, не сложно догадаться, к какой из данных категорий отношусь я. Но вернёмся к тому, что творится сейчас. Сколько бы ты обязательных прыжков не прыгал, все они были обязательные, а значит тебя одели, подняли на высоту и, если ты не особо горишь желанием, с ноги отправили вниз совершать подвиг, как ты потом будешь рассказывать. Вот и сегодня не каждый курсант из обязательной программы понимает где у парашюта верх, а где низ. Возможно для этого и были придуманы специалисты ПС и ПДС. И если что, это наша нештатная должность, а не громкие слова о наших навыках. Начинаю помогать. "Руку сюда, вторую, наклонись, обхваты на бёдра, сам застёгивай. Выпрямись, ноги вместе, прогнись, жмёт? Ослабить? Понял, наклонись. А теперь? Угу, да подожди, не застёгивай, ещё сумку нужно. Ну-ка вдохни. Так нормально? Теперь наклонись, по высоте подгоню. Выпрямись. Ещё чуть чуть. Отлично. Перчатки где? Давай сюда. Запаску держи здесь. Здесь, я сказал. Убери руки, я сам. На шлем. Готов? Страшно? Ну конечно нет, кто спорит. Удачи! И ещё... Он всегда раскрывается." Хлопну по плечу и посмотрю вслед. Хах, никто никогда не боится, мне бы так. Ладно, кто там следующий?.. Так готовится второй подъем. Поднимаю глаза, чтобы посмотреть на распускающиеся в небе одуванчики. Раз, два, три, четыре... Порядок. Продолжаю работу. Конечно, и без меня есть специально назначенные люди, которые смотрят за раскрытие в ТЗК. Труба зенитная командирская, или как называют её здесь: "Тяжёлая зелёная коробка". Вот через неё всё видно превосходно. Фух, вроде все готовы, выгоняю на линию осмотра. Там их уже расставят по заходам и по весу, ну и проверят, куда без этого. На старте слышно: "Ноги вместе, взгляд в горизонт!". Приземляется первая четвёрка. Сколько заходов было? Вроде два, но никто ещё на старт не пришёл. Зову Некита на перекур. "Лёха, опять куришь. Эх ты, когда уже бросишь?" – опять ругает Жора. "Ты же знаешь, после первой отцепки" – пытаюсь отшутиться я. Пока тлеет сигарета, Некит снова вспомнит как всё начиналось, расскажет грандиозные планы, улыбнётся, смотря куда-то далеко. Я, естественно, его поддержу. А потом он скажет: "Смотри, ветер довернул, нужно стрелу переложить". Ну да, кто из нас сержант? Командуй, дружище, а я помогу. А ветер и вправду стал сильнее. Стало быть, будет легче приземляться на крыле, а вот дубам нужно быть аккуратнее, иначе жди протаскивания. О, а вот и первый "одарённый" парашютист, встал на большой снос и несётся по ветру. Не хочешь работать головой, будешь работать ногами, хоть на предпрыжковой и говорили несколько раз: "Солнце светит в спину, справа автомобильная дорога, слева ж/д". Бесполезно. Надеюсь сегодня будет без "лесников", которые так любят собирать шишки, что начинают сразу с верхушки дерева, не забывая при этом закинуть все стропы на ветки. А иголки-то колючие. Ладно, признаюсь, есть у меня тоже одна шишка на память, было дело. Тем временем Диман уже переуложил купол, Жора тоже заканчивает, но ещё четыре мальвы, видимо, придётся им заниматься только этим. А заход то, смотрю, весь одарённый. Приземляются на площадку посадки, прямо туда, куда, должен сесть вертолёт. Теперь нужно освобождать для него место и, не сговариваясь, я и ещё три специалиста несёмся на помощь. Чтобы я на сессии так бегал. Уже возле товарища. А какой же он радостный, улыбается. "Давай, дружище, стропы в руки и бегом на старт. Да не отстёгивай ты запаску!" – кричу я, собирая все 82 квадратных метра в руки. "Стропы! Стропы не волочи по земле!.. " – нервничаю вслух. – "да что же ты такой сложный?". Спустя минуту бросаю купол на стол. Добежали. Если так каждый раз бегать, то можно вообще не тренироваться. УзнаЮ фамилию и отмечаю в ведомости. Кто нибудь, заберите чехлы с борта, пока я отдышусь. Саня с радостью идёт на помощь. Когда-то и я любил так ходить за чехлами. Не сложно, а ещё прикольное ощущение, когда поддувает от вертолёта, вживаешься в атмосферу, а зимой ещё и прогреться можно от горячих газов из двигателей. Следующий подъем уже бежит к восьмёрке. Дверь на борту открыта и видно, как сидит TB на сиденье выпускающего. Забавно, в голове непроизвольно звучит песня "Fortunate Son". TB ещё раз проверит всех перед заходом на борт. Минута, две и дверь закрывается. Вертолёт немного приподнимается над землёй, но только задними стойками шасси. Хм, странно. Носовая стойка остаётся на земле и начинается разгон. Красиво, но не безопасно. Завораживает, но не одобряю. Отрыв и уходит ввысь, а у меня снова начинается работа, на старт возвращается первый подъем. "Запаску сюда. Купол в камаз. Не забудь отметиться у фельдшера, что прибыл". И так каждому. А теперь снова одеваться, давайте, я уже заждался. Алгоритм повторяется, но теперь к этому добавляются рассказы типа: "Вы, ПДСники, вообще отбитые, самим туда лезть.; А мне так понравилось: ещё можно к вам записаться?; Вот я совсем не боялся, а меня вытолкнул выпускающий.; После раскрытия стропы закрутились, это вы наверное что-то не так уложили." Ну и так далее. Иногда поддакиваю, иногда пытаюсь объяснять, да только, что толку? Процесс идёт: в небе вновь распускаются купола, шумит вертолёт, солнце потихоньку прогревает землю. Кирюха записывает третий подъем пофамильно. Диман и Жора, запустив свой безумный конвейер, переукладывают крылья. Спасибо, друзья, что умеете это делать быстрее чем я и спасаете смену. Каждый член команды сегодня важен, впрочем как и всегда. О, а вот и наш путешественник, тот самый, что улетел на большом сносе. Ну иди сюда, дорогой. Нет, покурить уже не успеешь. Надеваю и подгоняю дуб, а после отправляю в строй. Три захода отработали и борт идёт на высоту, значит  у Андрюхи плюс один прыжок за смену. Повезло. Уже хочу посмотреть в ТЗК на отделение, но слышу голос YM: – "Лёха, на следующий подъем пойдешь помощником со мной? " –, спрашивает он. Никогда не был помощником выпускающего, поэтому с радостью соглашаюсь. "Тогда готовься" –, говорит YM. Бегу надевать Мальву. Некит понимает без слов: на крайний подъем мне будет готов ещё один парашют.


Рецензии