Армейские истории. Начальное обучение пехоты

Вспоминая годы военной службы в офицерских должностях в Советской Армии, хочу рассказать о системе подготовки солдат срочной службы в мотострелковых подразделениях.

Сложная задача

В 80-е годы прошлого века Сухопутные войска Вооружённых Сил СССР комплектовались солдатами по принципу одного призыва. Существовало мнение верховного командования, что молодые люди одного возраста менее подвержены проявлению так называемой «дедовщины». Предполагалось, что в солдатской среде будут проявляться лидерские качества отдельных военнослужащих, но в целом коллектив подразделений должен быть однородным.

Вопросы психологической совместимости солдат одного призыва вроде бы решили, но обозначилась проблема передачи военного мастерства. Бойцы призывались из различных областей нашей необъятной Родины; уровень образования и знания русского языка были не одинаковыми; первоначальная военная подготовка, которую преподавали в школе, носила теоретический характер (видели старенький автомат, пытались его разбирать и собирать, стреляли из воздушки в тире и надевали противогаз); физические кондиции оставляли желать лучшего.

Как командование воинских частей пыталось решить возникающие трудности? Рассмотрим подробнее, на примере моего полка.

Полевой сбор

Командир мотострелкового полка принял решение о проведении полевого сбора: в подразделения пришли молодые лейтенанты, выпускники военных училищ, которых командировали на стрелковый полигон. Призванных осенью солдат собрали из разных подразделений по военным специальностям: автоматчики, пулемётчики, гранатомётчики и снайпера. Всех вывезли на полигон, оборудовали палаточный городок, установили строгий распорядок дня и поставили задачу: в течение месяца нужно уверенно овладеть штатным вооружением.

Основная надежда командования была на молодых офицеров. Военные училища выпускали в войска грамотных и всесторонне подготовленных военных специалистов. Их обучали не только самим пользоваться техникой и вооружением, но и способам обучения военному делу солдат и сержантов. Прибавим к умениям офицеров задор и юношеский энтузиазм и получим хороший потенциал для подготовки настоящих защитников Родины.

Начальный этап становления молодого солдата – знакомство с оружием. Начинается он с теоретических занятий, на которых изучаются характеристики оружия, правила его эксплуатации и стрельбы из него. Через пару дней переходят к практическим занятиям по сборке и разборке вооружения, тренируют нормативы. Заканчивается неделя контрольным занятием по теории и сдаче нормативов.

Второй этап – обучение правильным способам изготовки к стрельбе, производства выстрела, передвижения на поле боя. Тренировки идут без применения боевых патронов, с имитацией выстрела. Эти занятия проводятся по соответствующим нормативам, отработка которых занимает большую часть времени второй недели обучения. Лишь достигнув удовлетворительных результатов, переходят к следующему этапу боевой подготовки.

Важно отметить, что перед обучением боевой стрельбе офицеры производят пристрелку оружия, калибруют прицелы и добиваются высокой кучности боя. Основная цель этих мероприятий – привести оружие в боевое состояние, гарантирующее поражение целей при выстрелах с наименьшим расходом боеприпасов.

Боевые стрельбы

Следующий важный этап – обучение стрельбе с места днём и ночью. Солдат и сержантов учат стрелять из различных положений: лёжа, с колена и стоя. Идёт отработка правильной изготовки к стрельбе, определения дальности до мишени, прицеливания, плавного нажатия на спусковой крючок, корректировки огня. Эти навыки закрепляются постоянными тренировками в течение недели обучения. Гранатомётчики сначала тренируются с имитаторами боевой гранаты (приспособление по форме гранаты со стволом и затвором для производства выстрела винтовочным патроном), а затем переходят к стрельбе боевыми гранатами. Заканчивается обучение на этом этапе сдачей нормативов по стрельбе с места.

Этап стрельбы в движении днём и ночью. Мало научить солдата стрелять с места, он должен уметь поражать мишени в процессе наступления на противника. Этот период обучения важен формированием у бойца стойких навыков использования оружия в определённом направлении. Реакция человека на раздражитель позади него или сбоку бывает на уровне инстинкта: услышал окрик или увидел боковым зрением движение – поворачиваешь корпус в ту сторону, а в руках – боевое оружие, снятое с предохранителя. До выстрела один миг! Отучить от этой реакции бойцов – дело сложное. Особенно внимательно обучают передвигаться гранатомётчиков, ведь струя раскалённых газов от выстрела гранаты вылетает сзади и опасна для жизни. Очередная неделя посвящена стрельбе в движении. На этом этапе командование выделяет большое количество боевых патронов и противотанковых гранат для прочного закрепления полученных в процессе предыдущего обучения навыков. И снова в конце – сдача нормативов.

Заключительный этап. После месяца напряжённых тренировок и стрельб приезжает высокое командование. Молодые офицеры и обученные солдаты сдают свои экзамены: командиры на умение обучать, а солдаты на умение воевать. Стреляли в дневное и ночное время. Результат практической подготовки по воинским специальностям был положительным. Время полевого сбора всецело посвящали формированию боевых навыков, умению обращаться с оружием, знанию его, любви и заботы о нём.

Последующая повседневная жизнь воинских подразделений научит молодых солдат многим премудростям армейского быта, но первые навыки обращения с оружием – насущная необходимость! Так учили воевать в Советской Армии.


Рецензии