Теорема Ферма - 2

Мы шли по улице и разговаривали так, как будто знакомы сто лет.
 - Здорово как – журналистка! Интересная профессия!– сказал он.
- А ты кто? – поинтересовалась я.
 - Математик.
Я как вкопанная остановилась посреди улицы.
 - Чего ты? – удивился он.
 - Ничего. Математик…Доказываешь теорему Ферма?
 - Ты что! Она же уже доказана!
 - Как доказана?
 - Ну как-как… доказана – и все тут.
  - А кто ее доказал?
 - Эндрю Уайлс, англичанин.
 - Давно?
 - Недавно. В 1994-м. А почему ты спрашиваешь?
 - Профессиональный интерес, - объяснила я.

Вскоре мы поженились. Муж мой занимался  программированием. Он говорил, что для человека с его образованием это единственная возможность зарабатывать в наше непростое время. Он сидел у монитора, я – за столом, со своими бумагами, и нам обоим было хорошо.

Через месяц умерла от инфаркта Анна Петровна. Бабушка моя  как раз лежала с гриппом, поэтому на похоронах не была.

Однажды, в конце августа, в нашей квартире раздался звонок.
 - Тебя, - сказал муж и вернулся к компьютеру.
 - Алло, - произнесла я в трубку.
 -  Здравствуйте! – приятный женский голос. -
 - Вас беспокоит директор шептуновской библиотеки, Мария Ивановна. Два года назад вы писали о нас репортаж, помните?

Ну, еще бы! Это была моя первая серьезная работа, во время студенческой практики. Я провела тогда в Шептуновке целый день. Зашла в районную администрацию, в школу, в клуб, в библиотеку, общалась со взрослым населением  и детьми, расспрашивала о проблемах села… Помню, как меня встретили на вокзале и тут же заставили переобуться в резиновые сапоги выше колен, а свои аккуратные городские ботики я положила в сумку. Так и передвигалась там в этих сапожищах. Именно передвигалась: медленно переставляя ноги по грязи, даже на центральной улице.
Но в школе была чистота и вкусно пахло из столовой. Меня накормили борщом и котлетами с картофельным пюре. В библиотеке оказался  отличный книжный фонд и много читателей. Люди были замечательные – все: отзывчивые, душевные, проводили потом на станцию, дали с собой в дорогу пирогов полную сумку и махали руками на прощание. Об этом обо всем я тогда и написала.
И вот теперь звонит директор библиотеки. Помню ее, конечно.
 - Ирочка, мы хотим пригласить вас на праздник – день нашего села. В воскресенье.  Будет много интересного, но главное – встречи с разными интересными людьми, выдающимися земляками.
 - Спасибо большое, - искренне поблагодарила я, абсолютно уверенная в том, что, конечно же, не поеду. И дело не в резиновых сапогах (сейчас, в конце концов, еще сухо и солнечно), а просто – зачем?
 - Ирочка, вы не дослушали, - заметно волнуясь, продолжала моя собеседница. – Мы хотим пригласить вас в качестве одного из интересных людей, понимаете?
 - Не совсем, - призналась я.
 -  Ну, устроить встречу с вами!

На сердце внезапно стало тепло и сладко, как будто его окунули в подогретый мед.

 - Но я же – не ваша землячка! – своего голоса – почти охрипшего – я не узнала.
 - Ну и что же? Вы были у нас, написали замечательный репортаж, мы помним об этом… Приезжайте, люди соберутся в библиотеке, вы расскажете о своей интересной профессии, мы вас чаем напоим!
Когда я положила трубку и обернулась, муж стоял в дверном проеме.
  - Поедешь? – спросил он.
 - Конечно, поеду! Ничего себе! Встреча с читателями!
 - Тогда я поеду с тобой.
Я обрадовалась:
  - Хочешь составить мне компанию?
  - Хочу приобщиться к твоей славе, - улыбнулся он.

В воскресенье утром мы сели в электричку. За окнами  поплыл лес, еще летний, но уже как будто задумчивый, готовящийся перейти в иное состояние. Как человек, который еще вчера ехал по полному билету, а с сегодняшнего дня ему полагается скидка, потому что он уже в следующей возрастной группе и не знает, радоваться этому или огорчаться.
Минут через сорок объявили Шептуновку.
Мы вылезли на перрон.
На привокзальной площади играла музыка, толпился народ, продавали зелень, горячую выпечку, всякие необходимые в деревенском хозяйстве вещи.  Над дорогой, по которой в прошлый раз я передвигалась в резиновых сапогах, сейчас стояла пыль.
По ней мы и отправились. Впрочем, идти было недалеко, мимо школы и районной администрации, к маленькому домику с крылечком – местной библиотеке.
Прямо перед крылечком были расставлены длинные деревянные скамейки, а для меня вынесли стол и старинный венский стул. Рядом поставили пюпитр – такой, знаете, для книжных выставок? Вместо книжек там красовались вырезанные из газеты статьи, подписанные моим именем. Самая главная статья – та самая, про Шептуновку, на целую полосу – разместилась в центре композиции, и муж сразу же сфотографировал всю эту красоту.
Мы даже не успели подняться на крыльцо, как к нам выскочили сразу три женщины: Мария Ивановна и еще две – пожилых и очень доброжелательных.
 - Здравствуйте! Добро пожаловать! – затараторили они наперебой. – Вот здесь вы будете сидеть, располагайтесь.
В промежутке между восклицаниями я успела познакомить  их с мужем и отпросилась на пару минут вымыть руки.
Одна из женщин вызвалась меня проводить.
 - Если хотите зайти в туалет – вот сюда, пожалуйста, - и она указала на стоящую чуть в отдалении деревянную будку. Конечно же, с дырой посередине – настоящий деревенский туалет, экзотика для городских жителей.
А руки я вымыла под металлическим рукомойником. На полочке рядом лежал аккуратный брусок хозяйственного мыла. Чистое полотенце пахло ванилью.
Я вернулась во двор, к скамейкам, и обнаружила, что люди уже начали собираться.  Несколько пожилых семейных пар, компания женщин средних лет… Для них это был настоящий воскресный «выход»: принарядились, в туфельках, а руки – натруженные, с потрескавшейся кожей. Посидят немного – и назад, к земле, требующей заботы и внимания.
Последний ряд заняла молодежь. Человек десять юношей и девушек, с хорошими, чистыми лицами. Школьники. Рядом примостились, видимо, учителя: две женщины лет пятидесяти и молодой мужчина. Там же, с краю, сидел и мой муж с фотоаппаратом.
 Я тоже сидела с краю – венского стула, как будто аршин проглотила. Сердце бухало в горле. Мне казалось, что все слышат его удары.
Директор библиотеки шагнула вперед и начала:
 - Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником – Днем нашего села! Желаю…..  Пусть… Мы гордимся…. Рада, что вы пришли…
И наконец:
 - …с молодой журналисткой, которую мы знаем уже несколько лет. Вот ее замечательный материал о нашем селе, который  был опубликован в газете… и множество других замечательных материалов… Предоставляем ей слово.
 
У меня пересохло в горле. Но я взяла себя в руки и, не отрывая взгляда от мужа, заговорила.
Поздравила всех с праздником, пожелала успехов в труде и предложила задавать вопросы.
Первый вопрос задала Мария Ивановна.
 - Ваша профессия трудная?  - И добавила:  - У нас вот тут старшеклассники пришли. Может, кто-то из них захочет стать журналистом.
 - Любая профессия трудная, - сказала я. – В любой профессии есть свои плюсы и минусы. В моей профессии важна мобильность, умение быстро находить информацию, общительность… Зато у нас нет понятия выходных. Работаем мы всегда: думаем, ищем материалы, читаем то, что написали коллеги…
…Вопросы посыпались как из рога изобилия:
 - А почему я захотела стать журналисткой?
 - Кто послал меня делать тот репортаж?
 - Замужем ли я?
 - Да! – прокричал муж с последнего ряда, подняв руку, как первоклассник. Все засмеялись.
 - А как ваш муж относится к тому, что вы журналистка? – спросила женщина, сидящая впереди.
 - Об этом, думаю, надо спросить его самого, - ответила я.
А он поднялся с места и сказал:
 - Нормально отношусь. Человек должен заниматься в жизни тем, что ему нравится. Если моей жене это нравится – я рад.

Потом спросили,  не хотели бы мы жить в деревне.
  - Нет,  - ответили мы хором, а я пояснила:– Работаем мы в городе, да и не умеем делать всего того, что умеете вы.
 - Да ну! Научитесь! – воскликнул какой-то мужчина.
 - Если жизнь заставит, будем учиться, конечно, - пообещала я.

Тут Мария Ивановна поднесла мне большой букет цветов – пахучих, из сада, без всяких блестящих  упаковок. Все захлопали. Встреча была закончена.
Кто-то остался сидеть на лавке, продолжая разговор. Некоторые встали, собираясь уходить. Старшеклассники быстро проскочили мимо, скороговоркой проговорив: «Спасибо, до свидания». 
Муж задушевно беседовал с двумя женщинами, а ко мне подошел молодой мужчина, сидевший в последнем ряду.
 - Спасибо вам, - сказал он, -было очень приятно вас слушать.
 - Вам спасибо, что пришли, - ответила я.
 - Ребятам очень понравилось, - продолжал он. – Рад, что удалось их заинтересовать.
  - Это ваши ученики?
 - Да, с сентября пойдут в одиннадцатый класс, будущие выпускники.
 - А вы какой предмет преподаете? – спросила я, ожидая услышать «историю» или «литературу».
 - Математику, - улыбнулся он.
Эти растущие, как грибы, математики в моей жизни – просто наваждение какое-то!
 - Вы давно здесь работаете? – спросила я.
 - Нет, с прошлого года. Я ведь родился здесь  и учился в этой школе. Потом уж в город перебрался, когда в университет поступил. У бабушки жил. Она умерла, я и вернулся сюда…
 - Простите… - я чуть помедлила. – Как вас зовут?
 - Артур Борисович, – представился он и тут же поправился: - Артур.
  - Очень приятно, Артур Борисович. – Я совершенно не кривила душой: мне действительно было приятно, что он все-таки есть, что мы познакомились. И тут случилось неожиданное. То есть – как бы не совсем неожиданное: один математик плюс еще один математик неизменно получается два математика!
 -Здорово, Арти! – радостно вопил мой муж, хлопая по плечу Борисыча, который как-то сразу осел от радости неожиданной встречи.
 - Привет, Серый. (Моего мужа зовут Сергей). Рад тебя видеть!...
Посыпались бессвязности, наперебив: «Ага…»…»Ну что ты…» «Знаешь же, тогда он был…»… «А ты, конечно….»

Я, подхваченная директором библиотеки, пошла пить чай с конфетами. Мы сидели  за столом и уютно сплетничали.
 - У вас новый математик? – спросила я таким тоном, как будто лично принимала на работу предыдущего.
 - Да. Он наш, местный. Учился в городе, даже диссертацию писал, потом вот вернулся.
 - А диссертация-то…написана уже? – продолжала я расспросы.
 - Нет, конечно. Кому она нужна, подумайте сами! А тут…жизнь, ребята, всё настоящее. И учитель он хороший. Еще бы женить его, - добавила она некстати.
 - Что ж, у вас тут девушек нет хороших, что ли? – спросила я.
 - Да полно, - горячо возразила директор. – Только он странный такой: всех сторонится, никто ему не нравится.
 - Ничего, - успокоила я ее. – Привыкнет и найдет себе кого-нибудь.
 - Ты здесь? – раздался голос мужа, и они, вдвоем с Артуриком, ввалились в помещеньице с несколькими стеллажами и четырьмя столами, которое называлось «читальный зал».
Артурик смотрел на меня иначе, чем в момент знакомства: видно, сложил два и два и понял, что я за птица. А я и крылья распушила: духами от меня пахло  - хорошими, платье было красивое, а рядом – муж за плечи обнимал.
 -Может, поедем? – предложил муж…
С цветами, с пирогами, с обещаниями и вечными клятвами вышли на пыльную дорогу, до вокзала…Сели в электричку.
 - Ты с ним учился? – спросила я.
 - Не то чтобы...В разных группах… Странный он был.
 - Чем?
 - Он всем и всегда повторял, что у него две цели в жизни: доказать теорему Ферма и найти красивую, тонкую девушку с литературным или музыкальным образованием. Весь факультет над ним смеялся.
 - А над чем смеялся-то?  -спросила я.
 - Вот и я сегодня подумал: над чем? После того, как он сказал мне знаешь что?
 - Что? – выдохнула я.
 - Я, говорит, опоздал и там, и здесь. Придется, говорит, решать задачу другим способом.
 
 


Рецензии
Здравствуйте, Людмила!
Какой чудный рассказ! Тонко, изящно, замечательно! Насладилась в полной мере.
Благодарю Вас!

С уважением, Наталья.

Наталья Макарова 4   04.03.2022 10:10     Заявить о нарушении
Благодарю вас!

Людмила Свирская   28.04.2022 00:43   Заявить о нарушении