Пиры от Афинея 4

- «Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем, потому что это - доля твоя в жизни». (Екклесиаст 9.9)

- «Если наслаждение кто потерял, - тот для меня не жив, его живым я называю трупом. Живи как царь, но если все не в радость, то не отдам я даже тени дыма за то, в чем наслажденья нет. Тех смертных, что имеют средств достаточно, живут же скудно, я считаю жалкими». (Софокл)

Тема (наслаждения и удовольствия), вроде поставлена и обозначена в эпиграфах, но как начать всегда небольшая проблема. А так и начнем, как написано у Афинея: Некий оратор, споря с представителем закона, Ульпианом (иудеем), возмутился – почему ловцы слов даже женщину, имевшую задержку месячных, называют «нечистой»; и почему на пиру некоторые часто используют глагол «нажравшиеся», вместо лояльного глагола «насытиться». Первый вопрос довольно интересный, никогда не задумывался, а все-таки, почему при естественных вещах женщина названа «нечистой»? Ну да ладно. Чтобы поберечь уши читателей, мы не приводим этого спора подробно, но ловец слов отвечает оратору – «Дружище, ты не очень-то свирепей, так как эти песьи дни еще не повод, чтобы набрасываться на нас с собачьей яростью. Скорее тебе надо ласкаться к пирующим, чтобы день нашего пира не превратился в аргосский праздник «Псоубийства». Были ли в древности люди с песьими головами и как с ними боролись, нас не интересует, но что существовали и существуют люди с песьими мозгами, лающие на истину (пира и удовольствия), наверное, да.

В современном обществе наука о «наслаждении и удовольствии» называется «гедонизмом» и мы не лезем в учительствования её плюсов и минусов, но когда ученые словесники еще в 21 веке говорят, что «Наука должна найти фундаментальную мотивацию. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, стоит считать доказательством психологического гедонизма». Возникает вопрос, а разве еще не нашли эту самую «фундаментальную мотивацию»? И зачем доказывать какой-то гедонизм, да еще психологический? Тогда, для начала нам опять, как и всегда необходимо обратиться к книге Жизни (Библии). Чтобы не затруднять читателя многими ценными библейскими учениями в этой области, выделим главное в русле нашей темы: «Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем, потому что это - доля твоя в жизни». Здесь сказано всё четко и ясно – наслаждайся жизнью с женою, которую тебе дал Бог, а если еще и по любви, то это лучшая доля твоя. А киники (собачники) и разного рода ловцы мелких (не по Писанию) слов, пускай проходят мимо со своими советами «лучше не жениться».

Ну а мы продолжаем: «Мы жизнь отдать готовы за отечество… Росток у древа в чреве распускается, зовется град не «отце»-метрополией (где до отвала люди наедаются), но «Отче»-градом (где чинно все пиры справляются)». Афиней пишет: Восхищения достоин оставивший нам эти великолепные заповеди Архе-страт (главный стратег), предвосхитивший учение Эпикура о наслаждении: «Воспитанника Эпикура мудрого во мне ты видишь! Знай же, у него в дому, четыре нажил для тебя таланта я. Но где ж таланты? Божеству пожертвовал. Если ж кто Канона Эпикурова не слыхивал, гони из школы Демокритовой. И многие ль заветам могут следовать, что удовольствие есть благо величайшее, его никак нельзя поймать иначе – только вольностью. Сам будешь счастлив и других порадуешь. Так Эпикур умело удовольствуя, жевал прилежно и кормился мудростью. Уж эти стоики, все время благо ищут, каково ж оно? Не знают, стало быть, не обладают им». Тот, кто глубоко проник в самую сердцевину эпикурейского учения, в защиту Эпикура пишет: «Меня уморишь! Доверху наполнился стоическими пестрыми словечками: богатство чуждо людям, вроде инея, присуща людям только эта глыба льда. Горе мне, я должен, бедный, жить с глупцом-философом (стоиком). Ему: Ты буквы левые учил, негоднейший. Все книги эти (стоиков-аскетов) жизнь тебе испортили: о небесах и землях философствуешь, которым дела нет до благоглупостей». Можно соглашаться или не соглашаться с учением Эпикура и его последователей, но что оно имеет серьезную основу для достижения полноты жизни, сомневаться не приходится. И части этого учения мы во множестве находим в книге Библии, особенно в книге Песни Песней. Эта книга поиска любви в избраннике, искушений и обольщений, а итогом является брачный пир. Или, некто из эпикурейцев пишет: «Коль есть красотка – с ней ложись, позволено. Да это благо, достоянье мудрого, то не мое учение – Эпикурово». И, эту же дозволенность мы находим в законе Моисея «о красивой женщине», которую можно любить при определенных условиях. Но, кажется, мы обещали рассказать об «атомной» философии Эпикура, которую параситические учителя упразднили возгласами – стыдно, нелепо.

На этом месте у меня возник вопрос, - а надо ли об этом писать? Вопросов к Отцу духов на этот вопрос у меня не было, так как давно понял, что взросление в Боге подразумевает личное принятия решения, но желательно с откровениями из жизни. Я выключил печатную машинку, решил отдохнуть и посмотреть какой-либо фильм. Выбор пал на «Жертвуя пешкой», где два великих шахматиста (Спасский и Фишер) в 1972 году боролись за лучшего в мире. Фишер проигрывает первые две партии, психует, требует закрытого помещения от кашляющих зрителей, бросает игру (из 24) и Спасский опять стал бы чемпионом мира. Но он не таков, видит правоту и болезнь соперника (впрочем, и кашляющего общества тоже) и говорит, - что готов продолжить играть с Фишером, даже в туалете. Мне этот жест с туалетом понравился и опять сон в тему (просто обидно за свое сознание): Родительский частный дом полный спящих гостей внутри. Утро (во сне), я выхожу во двор в таулет, он занят, там старший брат подстроил второй этаж (веранды) и пьет чай. Кстати, он и строил этот туалет в реальной жизни. Я говорю, - сейчас будут просыпаться гости (молодые женщины), они захотят в туалет, а ты здесь чаи распиваешь? Ну, вот и хорошо, - отвечает он, - я сверху и посмотрю, как они прячутся за кустиками. Я возникаю, что это непорядочно, и чтобы он поторопился отсюда убраться. Просыпаюсь. Несколько дней болел модной болезнью, оказывается это круто и интересно, но в размышлениях думал убрать из листка «туалетную» тему. Тут же смотрю ролик молодого брата, которого затюкала «чистая» братва, а он говорит, что откровениями (сновидениями) необходимо делиться, даже если они нам не нравятся, не делают нас святыми. Понял, поэтому продолжаю об «атомной» энергетике Эпикура.

Сразу оговорюсь, она не более «атомная» слов главной Песни Библии: «Как ты прекрасна возлюбленная миловидностию, стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти; влез бы я на пальму и груди твои были бы вместо кистей винограда». Киники (левых букв) осудили Эпикура, что он пишет совсем непонятные слова об атомах в лице научной парадигмы протонов и электронов. Невозможно комментировать простоту библейских слов о «пальме и виноградной кисти», поэтому и мы приведем отрывочные слова Эпикура, только заметив, что в них он хотел отразить глаголы «сочетания в одну плоть», чего не может позволить себе Библия: «Столь длинною речью, мы представляем достаточный очерк наших соображений о природе сущего. Движутся атомы непрерывно и вечно и с равной скоростью, ибо в пустоте одинаково легок ход и для легкого и для тяжелого (тела): одни — поодаль друг от друга, а другие — колеблясь на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами. А так как движение через пустоту не препятствуется никаким сопротивлением, то всякое объятное (объятия двух) расстояние покрывается. Конечно, при этом само движущееся тело за промежутки времени, уловимые только разумом, отнюдь не попадает сразу в несколько мест, ибо это немыслимо; оно достигает нас лишь за время, уловимое ощущением. Ибо [само ощущение] подобно столкновению. Далее, слышание возникает от истечения, исходящего от предмета, который говорит, звучит, шумит или как-нибудь иначе возбуждает слух. Поэтому не надо думать , что это самый воздух меняет вид от испускаемого голоса нет, это удар, происходящий в нас при испускании голоса, тотчас производит вытеснение некоторых плотностей, образующих поток дыхания, и от этого в нас возникает слуховое претерпевание. Благодаря чему перемены совершались бы не в ничто и не из ничего, а по большей части путем перемещений, иногда же путем прибавления и убавления. Поэтому необходимо, чтобы перемещаемые частицы были неразрушимы и свободны от качеств меняющегося тела, имея лишь собственные плотности и собственную форму. Применительно к бесконечности слова «верх» и «низ» нельзя употреблять в значении «самое верхнее» и «самое нижнее». Стало быть, невозможно представить только одно мыслимое движение вверх до бесконечности и только одно — вниз до бесконечности, даже если движение от наших голов кверху десять тысяч раз будет приходить к ногам вышестоящих, а движение от нас книзу — к головам нижестоящих. И когда атомы несутся через пустоту, не встречая сопротивления, то они должны двигаться с равной скоростью. Ни тяжелые атомы не будут двигаться быстрее малых и легких, если у них ничто не стоит на пути, ни малые быстрее больших, если им всюду открыт соразмерный проход и нет сопротивления; это относится и к движению вверх или вбок (поза бочком) — от столкновений, и к движению вниз — от собственной тяжести. Далее, опираясь на наши ощущения и претерпевания (ибо это вернейшая опора для суждений), необходимо усмотреть. Точно так же и обоняние, подобно слуху, не могло бы вызывать претерпевание, если бы от предмета не доносились частицы, соразмерные возбуждению органа этого чувства; иные возбуждают его беспорядочно и неприятно, иные — мирно и приятно. Кроме того, само возникновение видностей совершается быстро, как мысль. От поверхностей тел происходит непрерывное истечение (пот), незаметное лишь потому, что умаление возмещается пополнением. В самом деле, все это не противоречит свидетельствам ощущений, если обратить внимание на то, каким образом через ощущения доходят к нам извне и наглядности, и их взаимодействия».

Возможно, такой текст для некоторых праведников слова покажется неприличным и не имеющим отношение к святости, но не будем торопиться с выводами. По поводу неприличия вспоминаем тот же библейский текст книги Песни Песней. А прежде чем мы поговорим о «святости» от книги Афинея, вспомним нечто о ней от книги Библии. В книге Бытие мы не находим такого слова, но оно присутствует в событиях, о чем мы скажем позже. Впервые слово «святость» употребляется в книге Исход, где Моисей услышал голос из горящего куста: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Потом это слово переходит на характеристику Бога, и далее во множестве растворяется в глаголах. И первый глагол, характеризующий святость обращен к человеку, через исполнение субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». А из книги Бытия мы узнаем, что этот день субботы был брачным у патриархов и «святить» его означает исполнять достойно. Но, как эта «святость» отражена в пирах от Афинея (людей издревле славных). 

Афиней не дает характеристик словам, но говорит: «вот так и мы, ничего не придумывая, а только припоминая». Но через обширную «гастрономию» рыб, животных и вымышленные события можно заметить черты святости. А если учесть, что в человеческом обществе «святость» характеризуется сотнями глаголов, то афинеевские каталоги так же заслуживают внимания. В его каталоге появляются рыбки «губаны, которые ловятся парами (сладострастные распутники); есть любовная (священная) рыба «Помпил» и священная рыба «Антия» и «там, где можно видеть антия, нет хищной рыбы, поэтому там ныряют ловцы». Рыба «амия» ходят стаею (молодь), хороша «поздней порой (в возрасте), когда закатились Плеяды, в листья смоковницы ее оберни». По Библии листья смоковницы даны для исцеления тела (души). Священна рыба «Алия» (подъем, восхождение, возвышение), современные составители от левых букв положили её на алтарь истории, придумали пять видов (алии) возвращения избранного народа на историческую родину проживания. Но в человеческих отношениях, главнее любого исторического «припоминания», она (алия) символизирует «возвышение» семейных отношений. Был Аврам стал Авраам, была Сара, стала Сарра, то есть высокие и возвышенная в отношениях муж и жена. И потому на иврите в «Алия» присутствует мужское (ола) и женское (оле), а в пирах от Афинея эта рыбка готовится особым образом на "кухне" (спальном помещении). В книге перечисляется множество других священных рыб, которые одни считают их таковыми, как «посвященные богам, подобно священному быку». В религии жертвенные животные теплокровные, а в служанке религии (философии), хладнокровные. Другие, понимают как «священная сила, и третьи объясняют слово «священная рыба, как бросающая плыть» против течения. Против какого течения она (Филира-гетера) должна перестать бороться, читатель должен догадываться сам: «Всякая афия – дрянь, кроме афинской (гетеры), свежей возьми ты ее из священных объятий». Говоря о рыбах (мужчинах) появляются названия типа – «бамбрадоны, бембрады, постники» и другое: «С тех пор, как параситом (ученым религиоведом) я заделался, так тяжело ни разу мне ведь не было, уж больше проку было бы мембрадами кормиться с говорящим по-аттически». А из других источников слова древних славных людей мы помним, что на аттическом диалекте (закона) разговаривал Моисей. А закончим эту необъятную тему характеристикой «священной болезни», от которой лечил некий врач «даритель жизни всем людям» и лечил её «новым словом» не от закона: «Поведано, поэтому доказывай, что с новым словом ты пришел. А ежели не так – проваливай». 

Некто Хрисипп, прообраз Христа от философской школы, пишет – «Уж не знаю, что считать благом, если не удовольствие от вкуса, от любовных наслаждений, от слуха и от зрения, приятно возбуждаемого формами (геометрии). Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют наслаждение, если же не доставляют, то надо с ними распрощаться». Если в некоторых не вмещается такой образ Христа (хотя Его ученики не раз называли философом мудрым), тогда читайте Евангелия от Фомы, Филиппа и Марии. А если не так, то по совету апостола язычников, - держите что имеете и будет вам от них награда. Конечно, наслаждения не могут быть главной целью в жизни человека, поэтому существует миф о Тантале: Он был принят в общество богов (сыновей неба), жил среди них и ему было позволено попросить у Зевса (Отца), чего пожелает. Тантал пожелал только наслаждения, чтобы жить подобно богам. И, он мог дотянуться до любого наслаждения, но большой камень над головой, который он держал, не давал ему дотянуться до них. Так же у Афинея интересен образ «перебежчика», когда некто снимает хитон добродетели и одевается в пестрое (брачное) одеяние, и это смешно выглядит в старости: «Время к закату идет, а он лишь обрел наслажденье. Есть для любви и для брака пора и пора для покоя». Это в религиозной меркантильной философии постоянно ставиться выбор «перебежчика и соглядатая», а в книге Жизни (Библии) не так. Был некий князь Салмон (прообраз Соломона и естественно Иисуса), который взял в жены блудницу (гетеру) Раав, и от этого союза проявилось родословие Спасителя: «Поэтому пришел Христос, дабы исправить разделение между мужчиной и женщиной, которое произошло вначале, объединить обоих, и тем кто умер в разделении, дать жизнь и объединить их». А как Он исправил? Вспоминаем Марию (гетеру) из Магдалы, которую полюбил Иисус и «покрыл» все её прошлое. Откровенно говоря, совсем не хочется цитировать религиозно «шутовское» изгнание семи бесов из Мариии, спорить о названиях бесят и с какого обрыва они грохнулись. Но «покрыл», означает, не вспоминал и не укорял свою избранницу за её прошлое.

Ну и в завершение: «Друг, не бойся, мы с тобой не пустимся туда, где ничего мы не найдем хорошего. Я к пиру ни на шаг, пока не сведаю, кто празднует, и в честь кого он празднует, и что за гости у него на пиршестве. Вот, например, как быть с людьми торговыми? К нему ни-ни, он не для удовольствия пирует, а как-будто исполняет долг. И за возлиянием меж попутчиков, об их убытках с ними препирается. И сам себя грызет, а не еду свою. А вот другой, приплыл из Византии; на третий день, с попутным ветром, радостный, нажив на каждой мине по двенадцать драхм. Легко дает и делает займы товарищам. Берет за грудки девок сводничьих, ему я сразу подмигну на пристани, ударю по рукам своей готовностью. А если ж в складчину затеян пир, в прокат взяты посудины, и слышен крик на рыночного продавца. То пусть кричат, всю ночь на них потрудишься, а после кулаком с тобой расплатятся. И долог этот перечень пиров. Зато сейчас иду я в дом гетер, там девы нынче празднуют Адонии».


Рецензии