Записки телеоператора. Юрмала. 2002

                Первый конкурс "Новая волна"

Новая волна 2002 (англ. New Wave 2002; латыш. 2002. gada Jaunais Vilnis) — 1-й Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна», который состоялся с 31 июля по 4 августа 2002 года в Дзинтари, Юрмала. Проводился первый раз, основателями являются Раймонд Паулс и Игорь Крутой. По официальным данным участников было 15 из 10 стран мира. Победителем стала российская группа Smash!

Вот, собственно краткая информация из Википедии о данном конкурсе. Двадцать лет прошло. И кое-что всплывает в памяти.

Хороший оператор должен быть наполовину хорошим режиссёром. А иногда и писателем.
 
 
   Шёл второй день конкурса. Обстановка, как и в первый день, на съёмочной площадке зала Дзинтари была напряженная и суетная. Для интервью специальных гостей была оборудована отдельная съёмочная площадка. Гостей хватало: Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Алсу, Мария Наумова, Анжелика Варум и Леонид Агутин, Валерий Леонтьев и ещё несколько иностранцев.

Оператор-постановщик всего этого грандиозного зрелища был Женя Иванов. Замечательный и обаятельный мужчина с жесткими организаторскими качествами. Это он про меня говорил:
- У нас есть один странный оператор, который ещё снимается в кино, это Саня Перевоз. Женя в мои дипломы никогда не заглядывал. Он не знал, что до 91 года я работал на сцене, а неплохим оператором стал случайно по возвращении из США,(по совету Миши Игнатова, известного оператора на ТВ),когда театры испытывали не просто перестройку, а ломку и конвульсию... Но с камерами и фототехникой я с детства не расставался и поменять одну творческую профессию на другую для меня труда не составило.
Пока обустраивалась съёмочная площадка, Женя отправил меня снимать интервью с Пугачёвой.
 Оператор Юра Щиренко, молодой парень, после ВГИКа, поставил огромный,на два киловатта осветительный прибор,прикрыл стеклотканью линзу Френеля и куда-то исчез.
 Я остался без ассистента.
 Этот Юра подставлял меня не в последний раз.
 Несколько лет спустя,я попытался вернуться на прежнее поприще и прошёл кастинг на проекте"Люба,дети и завод", Юрик там был оператором-постановщиком.
 Когда в кадре он увидел меня рядом с Татьяной Догилевой в диалоге, Юрий как с цепи сорвался и заорал на весь павильон,
- Это же наш лучший оператор, я его знаю,это Саня Перевоз...- Догилева посмотрела на меня пристально.
- А у нас что, артисты кончились, вы охренели! Операторы снимаются? - и через паузу добавила, вот,.. если вы оператор, скажите этому козлу- постановщику, чтобы убрал прожектор с боку, он по глазам мне бьёт...
 В общем подставил Юрик не только меня, но и ассистента режиссёра по кастингу.

-Камера «Бетакам» была сильно "потрепанной в боях». Не работал микрофон-петля. Пришлось бежать бегом за другой. Мне тогда было 46.

 В зале я встретил Филю Киркорова. Мы периодически с ним встречались: то на сцене концертного зала Кремля, то вот так, на съёмочной площадке. Дело в том, что мы были давно знакомы, учились под крышей одной «альма-матери», только он двумя курсами сзади шёл, у Флоры Яковлевны Нерсесовой. А мы уже заканчивали у Кудряшова Олега Львовича, и Филя не пропускал наши дипломные работы в 75 классе ГМУ им. Гнесиных.
Филипп любил хорошие оценки, не знаю каким был цвет его диплома по окончании заведения, но к синим тонам он тогда ещё не приспособился. Это у него началось гораздо позже. После передачи "Шире круг",где в 1985 году его заметила Примадонна и он попал в тусовку её обожателей.
 А среда была ещё та:Борис Моисеев,Валерий Леонтьев со товарищи, ну, и сама Прима с либеральной начинкой: в общем, сплошная розовая синева. Попал паренёк."Коготок увяз, всей птичке пропасть".Но это был его билет на Олимп.(Или в Преисподнюю
??!) Такая вот судьбоносная "точка входа".
 В Гнесинке он был как все студенты, нельзя сказать, что ничем не выделялся, там все чем-то выделялись.Там вообще никогда простых не брали, либо талантлив, либо"блатной".
 Кто-то голосом выделялся,а кто актёрскими данными.
 Блатные тихо ходили на занятия, но сильно их не занимали.
 Все педагоги знали: это-сын Министра сельского хозяйства или Директора театра "Ромен".
 Как в этих условиях в Гнесинке рождались такие талантливые коллективы, как"Люди и куклы"или"трио Реликт"? Остаётся загадкой.
 Молодой Филя был голосист и ярок, с большими кавказскими глазами и слегка угловат, ножки"иксиком"при высоком росте,что в танце смотрелось неуклюже. Дам он не крутил и всякая "акробатика" была не для него.
 Курс-около 20 человек, (наш курс был в два раза меньше:всего десять, но худ.рук.был доцент кафедры актёрского мастерства Щукинского училища Буров Альберт Григорьевич).
Филю часто можно было застать в кабинете "Истории театра" у Ирины Михайловны Михайловой.Он повышал балл.
 В Юрмале он не расставался с Аллой и советовался с ней по разным мелочам.
- Сашка, ты с камерой? - удивился Фил,- когда увидел меня впервые после долгого отсутствия в России,- артист с камерой, невозможно представить, а тебе идёт!
 Он же не знал всей моей истории.
- Идёт, идёт. Не каждому такая невеста! - Алла наш диалог не слышала, отвернулась.(Она же ему в мамки годится. 18 лет разница!- успел подумать я)
  Тогда они были супругами.
 
  Вёл конкурс восходящая звезда, уже попавшая под влияние гравитации планеты-Аллы - Максим Галкин. Помогала ему Лера Кудрявцева с лицом ещё не знавшим ботокса.
  Алла, после очередной пластики, себя явно сдерживала в эмоциях,  старалась не беспокоить лицо и не улыбаться. На ней было много грима. Трудно ей было.
 Филипп представил меня. Я сказал, что буду писать с ней интервью и передал бумагу с вопросами, на которые ей предстоит ответить. Показал место съёмки и улетел за новой петлёй.Та,которую я уже поменял-так же не работала.
 Когда Алла Борисовна, села за стол, я прикрепил петлю. И эта очередная не работала. Видимо что-то было не так с гнездом на камере.
Время идёт, Примадонна должна уже быть около сцены. Времени на пересъёмку не будет. Спина у меня уже мокрая. Алла это видит. Что-то случилось с камерой. Остался один вариант - динамический микрофон, он работал, но как эту бандуру спрятать.
  Алла Борисовна, видя, как я покрываюсь потом, и понимая ситуацию, спокойно говорит:
- Дай сюда микрофон.- После представления с Филей и моих метаний с "петлями" она перешла на "ты". Это обнадёживало, что мы справимся.
 Она берёт букет цветов, какой был тут же для декора в напольной вазе, и прикрывает им «зенхайзер».
 Такого понимания я не ожидал. Картинка с цветами на мониторе стала даже лучше. Сколько раз мне приходилось иметь дело с нервными и неадекватными «звёздами».  А тут, на тебе, достойно, без нервов. Ответила на все вопросы не споткнувшись ни разу, где-то даже импровизировала, без дублей. Пугачёву я зауважал.

   Третий день. Я снимал на пляже Диму Билана и группу «Smahs». Это не британская группа; в 90-х все наши попсовые звёзды почему-то стали немного американцами. Особенно стремились к славе голливудской молодые. Влад Топалов смотрелся явно интереснее своего товарища,Сергея Лазарева. Приятные в общении ребята. С ними было легко работать. Я их впервые видел, и сказать, что это передо мною будущие звёзды Российской эстрады, просто было невозможно. Не знаю на сколько они актёры и артисты, но знаю, что они старались, работали над собой:
 Моя жена Таня, в конце 90-х занималась танцем и ходили они с подругой в гостиницу «Советская». Здесь в танцзале, где занятия вёл замечательный, известный в Москве танцор, негр Дилан, пытались неуклюже повторить движения ведущих два юных неприметных паренька - Серёжа и Влад.
 
 На пляже я пытался загнать всю эту российскую группу новоявленных артистов в кадр. Было трудно, но было надо. Несмотря на то, что у всех этих артистов чего-то не хватало.., как бы это объяснить, какой-то пробел в образовании на лице у всех,что ли.Всё пятнами.
 Нужно было снять ролик с синхронами для джинглов и прочих целей. Труднее всего было с Биланом. Он какой-то скользкий был,самый"пятнистый". Гиперактивный. Как выразился мой ассистент: червь внутриутробной ипостаси... Всё он метался на съёмочной площадке, перебивал и сбивал с толку интервьюируемых товарищей. И Влад с Сергеем его всё время одёргивали:
- Дима, ты успокоишься, наконец, ты с ума сошёл?- но успокоить Билана удавалось не всегда.(В операторской группе народ ушлый. Переставили в его фамилии две первые буквы местами, так его и называли в ПТС до конца командировки).
 Он таким взволнованно-дёрганым и вышел на сцену, испортив песню «Звёздочка моя» (https://youtu.be/7JIIlR5h260).
В зале, уже после финала я встретил Юрия Айзеншписа, мы с ним нет-нет да перекидывались словом по теме конкурса. Он выглядел подавленно, на лице какая-то болезнь:
- Прокатили моего мальчика.
- Второе место тоже неплохо, - пытался я его успокоить. Камера работала. То, что он говорил записывалось.
- Да не-е-т, он должен быть первым…
 Айзеншпис не смог повлиять на решение жюри. Как говорится, после Сташевского у него "запал иссяк".
Но и объективно «Smash» были на голову выше и интереснее. А в "звёзды" вышел Сергей Лазарев. Не знаю как и каким образом. И кому нужны будут его песни лет через 20?


Рецензии