Бронепоезда в боях на рубеже реки Ея

              Малоизвестные факты боёв июля-августа 1942 года

В оборонительных боях июля-августа 1942 года на рубеже станиц Старо-Щербиновской, Канеловской, Шкуринской и Кущёвской казаки 17-го кавалерийского корпуса проявили массовый героизм и мужество. Здесь немецкая военная машина, доселе успешно  наступавшая, была остановлена на четверо суток. Здесь, у станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской немецкие горные стрелки из 4-й горно-пехотной дивизии (тактический знак – горный цветок горечавка) впервые познали остроту казачьей шашки и силу удара кубанских и донских казаков,  народов Северного Кавказа.
Немецкие части были хорошо вооружены, своевременно снабжались всем необходимым для наступления, в совершенстве владели тактикой наступательного боя, имели хорошую боевую подготовку. 
Командующий Северо-Кавказским  фронтом маршал Будённый С.М. всё это знал и, отдавая приказ  корпусу на оборону, понимал, что только одним мужеством, ненавистью  и острой шашкой врага не остановить. Поэтому в  июле 1942 года решением командующего фронтом казачий корпус был усилен двумя артиллерийскими полками, миномётным полком и отдельной Орловской танковой бригадой. Район обороны корпуса прикрывали батареи 255 зенитно-артиллерийского полка. Учитывая особую  важность узловой станции Кущёвка, для её обороны было выделено и такое вооружение как бронепоезда.   

Директивой штаба Северо-Кавказского фронта от 12 июля 1942 года 16-й отдельный дивизион  бронепоездов (ОДБП) под командованием капитана Джахиева А.Д.  был передан в распоряжение командира 17-го кавалерийского корпуса  генерал-майора Кириченко Н.Я.   Дивизион состоял из 2-х бронепоездов (БЕПО): № 1 и № 2 «Свердловский железнодорожник» .   16-й ОДБП воевал в основном на левом фланге  корпуса в районе станции Канеловская. Он своими орудиями и пулемётами обеспечивал огневую поддержку 116-й Донской кавалерийской дивизии. В дальнейшем при отходе на станциях Албаши, Старо-Минская  и разъезде Деревянковский  16-й ОДБП подвёргся бомбёжке. БЕПО № 1 был  полностью  разбит, а БЕПО № 2 «Свердловский железнодорожник»   передан в состав 56-й армии.

24 июля 1942 года (в этот день немцы захватили Ростов-на-Дону)                в подчинение 17-му кавалерийскому корпусу приказом авто-бронетанкового управления  (АБТУ)  Северо-Кавказского фронта был передан 51-й ОДБП, которым командовал капитан Литвиненко. Дивизион в составе двух бронепоездов (8 орудий,   до 30 пулемётов, зенитные установки) по приказу  генерала Кириченко Н.Я   27 июля начал выдвижение  на станцию Каяла  для поддержки 15-й Донской кавалерийской дивизии, которая  уже  вела оборонительные бои на реке Кагальник совместно с Орловской танковой бригадой.  Но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост перед станцией Каяла, занять огневые позиции бронепоезда не смогли и отошли на станцию Степная. 

28 июля  немцы атаковали Степную, но донские казаки 33-го кавалерийского полка уже заняли северо-восточнее села Красное  оборону и стойко её удерживали.   51-й ОДБП сразу же открыл огонь по наступающим немецким пехотинцам, нанеся им большие потри: уничтожено до роты пехоты  и 5 машин с боеприпасами. Более суток немцы не смогли преодолеть оборону донских казаков – немалая заслуга в этом 51-го ОДБП. На следующий день оба бронепоезда дивизиона  прикрывали отход казачьего полка.

29 июля 17-й корпус  в дополнение к уже двум имеющимися  ОДБП получил в подчинение 53-й ОДБП под командованием майора Михелёва.С.М.
30 июля 51-й дивизион получил приказ прикрыть огнём станцию Кущёвка, так как с 8.00 она уже обстреливалась артиллерией врага, а пехотные части вплотную подошли к станице. Командир 17-го кавалерийского корпуса генерал-майор Кириченко Н.Я.  для обеспечения фланга обороны по реке Куго-Ея приказал «дивизионную ШМК (школа младших командиров) 12кд, усилив артиллерией и пулемётами, выслать в Кущёвская (так в тексте)  для занятия обороны на северной и северо-восточной окраине. Школу поддерживает 51 дивизион БЕПО. Командиром группы БЕПО и ШМК выслать в Кущёвская (так в тексте) полковника Сланова (зам.командира 12кд)".

 Но уже к 13.00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным – на путях станции сосредоточились шесть бронепоездов – 16-го, 51-го и 53-го ОДБП. В результате все пути оказались занятыми  и составы лишились манёвра.  Лишь через несколько часов 16-й и 53-й дивизионы удалось вывести за пределы станции Кущёвка. Немецкая авиация пыталась нанести в это время бомбовый удар по станции, но зенитные орудия, установленные в районе железнодорожного моста и на территории нынешнего  парка 30-летия Победы, отразили налёт. Немецкие «Юнкерсы»  в беспорядке сбросили бомбы перед станцией – следы воронок до сих пор хорошо просматриваются в районе железнодорожного моста.

Два бронепоезда 51-го ОДБП до 18.00  находились на станции Кущёвка. Но затем вынуждены были отходить к станции Кисляковка, так как железнодорожные части без согласования с капитаном Литвиненко  стали взрывать железнодорожные пути.

1 августа 1942 года  создаётся группа из бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП под общим командованием майора Михелёва Е.М.  Группа своим огнём        (16 орудий, более 40 пулемётов) поддерживала ночную атаку  донских казаков 15-й кавалерийской дивизии   на станицу Кущёвскую. Огонь пришлось вести на предельной дальности стрельбы, так как накануне взорванные пути не дали возможности занять огневую позицию вблизи Кущёвской. В этом ночном бою только  51-й ОДПБ израсходовал более 250 осколочно-фугасных снарядов, уничтожив при этом около сотни солдат противника и 15 машин    с боеприпасами и военным имуществом.  Благодаря поддержке бронепоездов немецкие войска были выбиты из станицы. Но удержать её за собой донские казаки не смогли. Немцы подтянули дополнительные силы, в основном артиллерию, и  снова овладели Кущёвской. Бронепоезда отошли к разъезду Кавалерский и станице Кисляковской.

К вечеру 1 августа бронепоезда 53-го ОДБП ушли в Тихорецк на ремонт.   В распоряжении командования 17-го кавалерийского корпуса остались два бронепоезда 51-го дивизиона. В последующие два дня  51-й дивизион бронепоездов поддерживал огнём своих орудий полки 13-й Кубанской и 15-й Донской кавалерийских дивизий.
Бывший командир орудия 51-го ОДБП Власов Ф.Ф. о тех боях вспоминал: «Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налёты на скопления гитлеровской пехоты.  Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанёс в районе станции Кущёвская».

Майор Слесарев П.П. (старший офицер отдела АБТУ СКФ, отвечающий за обобщение боевого опыта бронетанковых частей фронта)  в газете «Красная Звезда от 14 октября 1942 года  описал  бой 51-го дивизиона бронепоездов   при поддержке конной атаки казаков 13-й Кубанской казачьей и атаки в пешем строю  казаков 15-й Донской  кавалерийских дивизий 2 августа 1942 года: «…Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей… Огневой налёт был блестяще осуществлён группой бронепоездов  во время боя в районе одной станицы.
Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков… Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами.  Накануне было решен, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налёт. В то же время полевая артиллерия бьёт по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку…
В условленное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника  открыли огонь. В короткий  срок каждое орудие бронепоездов выпустило по 35 – 40 снарядов. Затем артиллерийская канонада  сразу прекратилась,  и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге этих совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесён огромный урон… 
Основная заслуга , безусловно, принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный  артиллерийский огонь…  Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало  максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице… Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами. После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель…»
Огневая поддержка орудий бронепоездов в значительной мере способствовала удержанию казаками 17-го кавалерийского корпуса  обороны  на рубеже станиц Кущёвская – Шкуринская – Канеловская.


                Справка

Бронепоезд (броневой поезд) – бронированный и вооружённый подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для ведения боевых действий в полосе железной дороги. По классификации оружия включён в броневое вооружение танковых войск.  Имел на вооружении от 4-х до 8-ми (редко) орудий, 20 – 40 пулемётов разного назначения.
Дивизион бронепоездов -  войсковое соединение броневых сил Красной  Армии в Великой Отечественной войне. Состоял, как правило,  из 2-х бронепоездов.
 
16-й ОДБП сформирован в марте 1942 года в Москве. В мае 16-й ОДБП убыл в распоряжение командования Северо-Кавказского округа, где до подчинения 17-му кавалерийскому корпусу выполнял боевую задачу по охране  железной дороги  Староминская -  Александровка -  Ейск.   

51-й ОДБП сформирован в декабре 1941 года в Москве. На его укомплектование поступила два бронепоезда, изготовленные на Макеевском  металлургическом  заводе, доделанные  и вооружённые в Москве.  До 24 июля 1942 года охранял участки железной дороги  Батайск – Кущёвка, Батайск – Азов.

53-й ОДБП сформирован в Чувашии в конце 1941 года. Часть денег на его постройку  собрала молодёжь Чувашии. На эти деньги был построен один из бронепоездов дивизиона, который получил название «Комсомол Чувашии». До 29 июля 1942 года входил в состав 18 армии, затем  был подчинён 17-му кавалерийскому корпусу.  В районе Тихорецка в бою  5 августа бронепоезда получили серьёзные повреждения и не могли двигаться. Оба бронепоезда командой были взорваны.  По распоряжению командования Северо-Кавказского фронта  из оставшегося личного состава  был сформирован стрелковый батальон (157 человек), а специалисты-бронепоездники направлены в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов для укомплектования  других бронепоездных команд.


Рецензии
Эти " Малоизвестные факты боёв июля-августа 1942 г." в копилке Победы!

Людмила Рогочая   09.02.2022 09:13     Заявить о нарушении