Никколо Паганини

О великих Николаях
поведу я свой рассказ:
о Никколо Паганини
и о Тесле в самый раз,
каждый интересно жил,
каждый гениальным был…

Никколо Паганини (1782-1840)

Никколо Паганини – великий итальянский композитор и скрипач. Родился 27 октября 1782 года в Генуэзской республике,  умер 27 мая 1840 года в возрасте 57 лет в Ницце. Был третьим ребенком в  многодетной семье.

В пять лет отец Никколо – держатель мандолин заметил тягу сына к музыке и к музыкальным инструментам, а уже в шесть лет Никколо научился играть на мандолине и скрипке. С раннего детства он стремился найти еще неизвестные никому сочетания звуков, чем постоянно удивлял всех своих  слушателей.

Мальчиком, он написал несколько музыкальных произведений, которые сам же успешно исполнял, но которые не были по силам другим музыкантам.

С 11 лет Никколо начал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях, а в 13 лет дал свой первый публичный концерт, в который включил и свое сочинение: “Вариации на тему Карманьолы”. Публика была в восторге.

Вариации услышал известный скрипач Сальваторе Тинте, который был поражен невероятным искусством юного музыканта.

Заметив талант мальчика, отец собрал деньги, и они отправились на учебу к известному и популярному в то время композитору и музыканту Роллу, который в то время болел и никого не принимал.

Отец и сын вошли в дом композитора. Увидев ноты, лежащие на столе в комнате рядом со спальней больного (это были ноты концерта, написанные самим Роллом),  мальчик взял и сыграл концерт с листа.

Удивленный и завороженный игрой скрипача больной композитор поднялся с постели и вышел к гостям. Пораженный игрой ребенка, Ролл заявил, что ничему новому он не способен научить это юное дарование.

В 19 лет, осенью 1801 года  Никколо Паганини уже самостоятельно без отца приехал в Лукку для выступления в Луккском соборе.

Один из музыкальных критиков в рукописном журнале «Луккская литературная смесь»  высоко оценил мастерство юноши, но при этом заметил, что собор не место для имитации птичьего пения, подражания звукам флейты, рожка и трубы, от которых прихожане смеялись и ликовали в соборе.

В тот же год Никколо Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики.

Не буду дальше утомлять вас рассказом о том, как Никколо Паганини выступал при дворе Полины Бонапарт (сестры Наполеона) и в других известных на весь мир музыкальных местах Италии, а сошлюсь на высказывание распорядителя княгини – Бланджини. Вот что он писал: “Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел  даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное.

Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок”.

Я  многое могу рассказать о Никколо Паганини, но продолжу свое повествование в следующем стихотворении:

Я расскажу вам о Никколо Паганини,
об итальянском виртуозе-скрипаче,
так гениально исполнявшем всё, что ныне
его считают человеком  с  буквой “Ч”.

Он музыкант был не простой, он был от Бога,
сливался с музыкой и скрипкой он  искусно,
да так, что скрипка Страдивари и Никколо
остались, совершенными в искусстве!

Никколо так владел тем инструментом,
что скрипка то стонала, а то пела,
и, если надо было пошуметь, она шумела,
по-птичьи отпуская комплементы.

Наш музыкант увлекся так  однажды,
что разорвал струну в порывах страсти,
перенапряг её и с порванной струною
под бис он повторил концерт тот  дважды.

Ведь скрипка все могла и всё умела,
и  говорила  часто птичьим языком:
то ворковала тихо, то свистела,
то разливалась песней за окном.

И если скрипка сильно волновалась,
то  и тревогой наполнялись города,
а если она в плаче надрывалась,
то с ней рыдали дамы, господа.

Так виртуоз своей игрой на скрипке,
всех доводил мечтательных до слез,
и расплывались часто все в улыбке,
когда на скрипке он шутил, как бы всерьез.

И скрипка разговаривала с залом
так тихо, тихо, откровением делясь,
все притихали, а  затем она к финалу
взрывалась  ярко, бурно веселясь.

И души в унисон вторили скрипке,
всё потому, что каждая душа
вдруг растворялась в музыке великой,
и слушала её, едва дыша.

Так музыкант создал чудес немало,
хоть прожил он пусть и немного лет,
в нем музыка с рожденья  звучала.
та музыка небес, как дивный Божий свет.

Да, мир чудесный, яркий, страстный
нам всем дарил Никколо Паганини.
Он был с душою широкой и прекрасной,
он с музыкой своей в нас жив поныне.
 
Прожил Никколо Паганини 57 лет, умер 27 мая 1840 года.

(Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта, истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки).

(После смерти решено было перевезти останки великого человека в родной город  — в Геную, но  там не позволили захоронить их.
Сын музыканта — Ахиллино — начал борьбу за право похоронить отца по католическим обрядам. Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь.
Наконец, в 1876 году (через 36 лет после смерти) папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы.

Прах великого скрипача окончательно был захоронен в 1896 году на кладбище Пармы (Италия).

Прим. В скобки заключена информация, взятая из интернета.

Николай Гущин, 16 июля 2021 года, ред. 07.02.2022

Продолжение следует.

Никола Тесла (1856 - 1943)
. . . . . . . .

Николай Гущин, 07 февраля 2022 года


Рецензии