Колова - у мня шапка нова
Улька Иванова малому сыночку купила новую зимнюю шапку. Обманула ребёнка, что шапка новая. Выменяла на продукты в соседнем селе. После войны в колхозе небогато жили. С колхозной работы не станешь богат, только будешь горбат. За свой труд получали трудодни, живых денег не видывали ни во сне, ни вживую. Вместо их на трудодни дают зерна - и весь заработок . Валька этой осенью пошёл в первый класс. Так с горем пополам собрали всё, что понадобится первокласснику. На первое время для учёбы хватит, не было только зимней шапки.
- «Вот Валька, купила новую зимнюю шапку, носи да храни, - говорила мать, отдавая подарок. Сколько радости появилось в глазах семилетнего ребёнка! Немного видел подарков от матери. Этот был первый в его жизни. От восторга чувств решил примерить обновку.Стал перед зеркалом вертеться, крутиться, по разному надевая шапку. Ничего, что падала с головы и закрывала глаза. От большой радости строил разные рожицы, кому-то, в зеркале, неизвестному дразнился, показывал язык. Мать тоже веселилась с сыном, шутливо ему подыгрывая. Начала хвалить да прихваливать, что очень хорошая, дельная шапка, вокурат по его башке. Валька ещё крепче стал шалить, баловаться. Мать сперва терпела проказы. Потом видит, что сынок не унимается, по избе скачет, прыгает, балуясь с шапкой. Решила отобрать силой, раз по хорошему не отдаёт. Дразниться начал: «Не догонишь, не догонишь»,..- кричал, бегая от мамки по избе. Не смогла отобрать шапки. Тогда разъярилась мать, в бессилии затопала ногами по полу, заорала:
- Отдай окаянной шапку-то, до зимы-то больше месяца, все морозы впереди, тогда носить будешь шапку-то. Отдай матери, в шкап приберу, потом возьмёшь, никуда не денется, полежит до зимы-то, - и хотела сдёрнуть с головы. Да Валька вёрток оказался, шапку в охапку и на улку с пробегом-бегом. Мать хотела вдогонку бежать, да разве ребёнка догнать - только зря время и силы терять, махнула рукой и пошла отдыхать.
Рановато ещё в сентябре шапку носить, лучше бы зимой, но так ещё долго её ждать. Обнова-то на голове, поэтому решил перед ребятами-сверстниками похвастаться. Так как имел небольшой рост, то голову старался задирать высоко, чтобы всем была видна обнова - шапка нова. Только голова оказалась мала, шапка большая. так, что ничего из этой затеи не получилось. Обнова всю дорогу падала на длинный нос, закрывала глаза, мешала идти с гордо поднятой головой. Валька от этих неудобств приходил в неописуемую ярость, проклиная большую шапку, маленькую голову и другие причины. Пришёл на гумнище, где обычно собирается местная ребятня, но там, как назло, нет никого. Пошел на Епихин угор, к амбарам и там пусто.
«Где все ребята?» - задавал вопрос и не находил ответа.
- Пойду к сельповскому магазину, уж там всё равно кто-то да есть», - принял он решение. Вот там-то и покажет всем обнову-шапку нову. В расстроенных чувствах шёл Валька обратно домой. Не удалось перед ребятами щегольнуть обновой - шапкой новой.
Но похвастаться было не перед кем. Кругом царила тишина и покой. «Куда все подевались?» - подумал Валька. И, о чудо, видит живое существо: Невдалеке то ихней избы, с верёвкой на шее, пережёвывая жвачку, стояла корова Пеструха. Решил хоть перед коровой хвастануть обновкой. С детства Валька картавил, не выговаривал букву «р», вместо её говорил «л»: «Колова, колова у мня шапка нова!» - говорит ей.
Корова никакого на это внимания не обратила. Даже глаз не соизволила приоткрыть. Не повела не ухом, не брюхом: может глуха или спала? Валька не стал обиду на корову держать. Решил тогда подойти поближе, поклонился пониже. Если корова глуха слегка, то услышит наверняка. С головы снял шапку и вновь жалобно обратился: «Открой глаза колова, у Вальки шапка нова, колова, колова посмотри». Подумал, что может плохо видит, поднёс шапку к самой морде. Корова внезапно открыла рот и, схватив зубами шапку, стала с аппетитом жевать. Валька от такого коварного поступка «коловы»растерялся, опешил. Да быстро пришёл в себя, стал спасать обнову-шапку нову. Успел ухватить ухо шапки и потянул на себя. «Колова» тем временем продолжала жевать неизвестный предмет, определяя при этом вкусовые качества. Валька наконец-то понял, что «колова»не желает расставаться с новой шапкой, и одному её из пасти Пеструхи не вытащить.
Тогда заорал, что было сил, во весь голос, зовя на помощь мать:
- «Мама, мама, колова шапку нову съести хочет, помоги мама!!!» - кричал сын, но не выпускал, из детских,слабых ручонок ухо шапки. Второе ухо и половина шапки торчали у коровы в пасти.
У Валькиной матери, после утренней дойки на колхозном дворе и домашней обредни, да возни с Валькой из-за шапки, ноги с телом просили отдыха. Решила прилечь отдохнуть на койку, всего-то – на одну минутку, да незаметно уснула. Мало пришлось полежать, отдыхая. Услыхала сквозь сон на улице какой-то шум, гам, и рёв. Сна - не бывало, пулей соскочила с койки и на улку. Думать некогда, знала что на привязи стоит корова. Не дай Бог, что с ней случилось.
Но увидала совсем другую картину: У Вальки одна рука находилась в коровьей пасти, другой же рукой он бил её по лбу, и мягким бокам, там где смог достать худенькими ручонками. При этом орал во всё горло, размазывая и вытирая грязными ручонками горькие слёзы обиды, жалости к себе и шапке. Поняв, что мать спешит оказать помощь, ещё крепче заорал. Какие только мысли не пришли ей в голову, чего не передумала, пока спешила спасать сыночка, и руку от страшных коровьих зубов. Подбежав поближе, она не знала, что делать: плакать или смеяться? Корова, узнав бегущую хозяйку, выпустила из страшных зубов измусолённую, изжёванную шапку. Валька увидал, что помощь близка, стал яростнее , с силой тянуть на себя шапку. Но не рассчитал сил. Не подумал, что корова очень быстро сдаст свои позиции, и он со всего маху упадёт в лужу. Лужа была хоть и небольшая, но на дне с липкой грязью. Вальку присосало, притянуло липкое дно, облепило худенькую спину и не хотело отпускать из липучих, вонючих объятий. Теперь приходилось сражаться с другим, ненавистным врагом. Размахивал ручонками, вертясь на спине, но не выпускал дорогого трофея, в неравной битве, со злейшим врагом, вреднющей «коловой», которая хотела сожрать обнову - шапку нову.
Увидав, что Валька не пострадал от страшных зубов рогатого животного, мать принялась спасать сына из лужи, измазанного в грязи. Вальке радоваться бы, что всё благополучно закончилось, но увидав во что превратилась обнова - шапка нова, начал горько плакать и рыдать.
Ведь то, что теперь держал в руках, с трудом можно назвать шапкой. Не так давно надевал мягкой, пушистой, с двумя завязками и высоким кондырем, не шапка была, а загляденье. Какой вид теперь она представляла: с шапки ручьём стекала вода, завязки оторваны, подкладка разорвана, клочьями торчала вата, одного уха нету, второе наполовину сгрызено. Была вся в замусоленном виде коровьим языком, шерсть торчала по сторонам, кондырь болтался на одной нитке - не шапка, а грязная, никуда негодная ветошь. Но не хотел Валька в это верить, поэтому крепко держал её худенькими, грязными ручонками. Наверное думал, что может произойдёт чудо и вновь его руки потонут в пушистом, мяконьком меху, новенькой шапки. Мечты разрушил крепкий материнский подзатыльник. Хотела отстегать вицей, да увидала в каком смешном и жалком виде стоит перед ней: весь до ниточки промок, грязный, лицо и руки в подтёках от слёз. Обидно было Вальке на самого себя, досада на «колову», то что погубил обнову - шапку нову. Когда теперь мать купит? Неизвестно,- и от безысходности заплакал.
Мать не дала утонуть сыночку в слезах горьких да злых. Отобрала то, что не так давно называлось шапкой. Велела всю грязную одежду скинуть в бане, и она его вымоет, сменит одежду.
Вот так глупо и бездарно остался Валька без новой, зимней шапки, и всему виной была глупая «колова». Посмотрела бы шапку, но зачем жевать-то, травы, что ли, мало? Долго сердился на злую «колову», даже молока не пил, а раньше любил полакомиться парным молочком. Но как быстро обижается душа ребёнка, ещё скорей забывает свои детские обиды. Валька со временем отошёл, оттаял от обид , перестал сердиться да дуться на «колову» и на мать. Зиму проходил в старой тятькиной шапке. В школе откуда-то одноклассники узнали про этот случай, стали дразнить: - «Валька,Валька, ну-ка скажи, колова, колова, у мня шапка нова».. Сперва ярился и злился на тех обидчиков, кто дразнил, с кулачками на них кидался . Только неравные были эти силы: он один против всего класса. Обижался, дулся, но приходилось терпеть всё это. Так Валька целую зиму слышал дразнилку, про обнову-шапку нову, которая полдня цела и нова была, а глупая "колова" взяла и сжевала.
Радовало Вальку то, что мать ни разу не поругала, упрёка не сказала про испорченную шапку. Видела, как сыночек тяжело переживает из-за обновы - шапки новой, старалась зря не тревожить израненную душу ребёнка.
*****
Фотография из Интернета.
Свидетельство о публикации №222020701471
Николай Бузунов 10.02.2022 08:12 Заявить о нарушении
С ув.
Сергей Засухинпоздеев 10.02.2022 10:00 Заявить о нарушении