Почему мне нравится церковная жизнь

Предисловие
В удивительнейшее  время  мы  живем. Все торопятся, бегут: кто в аптеку, кто на базар. И на бегу, вдруг, узнают, что какой – то знакомый умер.  Говорят  с удивлением: «А, и эта тоже!? Надо же, жалко как, но видно, так Богу угодно!». А что же, угодно Господу?  Оказывается, для Него важна, - душа человека. А что такое душа? У меня бог в душе, говорят наивные люди.  О величайшей ценности  души каждого человека,  люди  узнают только  в Церкви, где через Евангелие  приходит понимание смысла и цели жизни. Человек — душа живая.  И слово «душа» переведено с еврейского слова «nephes», встречающегося в Ветхом Завете,  аж  -------------755 раз.
В Церковь человека приводят разные обстоятельства: - кого  родители принесли, а кого и беда «припёрла»,- помощи ждать уже неоткуда. Отношения с Богом у человека должны быть  простыми.  Но, сегодня  Homo sapiens, придя в лоно Церкви, пытается скрыться за  вычурными словами, навязанными кем-то правилами, услышанными и принятыми на веру. Когда случилась беда, и мир на глазах рушился, как это было в 90- е годы, то люди наполнили храмы. Правда, часть  народа  подалось  к сектантам, но большинство растерявшихся,  российских людей, пришло в православие. И что же они там нашли?
Про злых старух много было  писанины от «захожан», но  не про них пойдет сейчас речь. Когда открылся первый храм в Аткарске, народ пошел валом креститься.   И, уже в 2000 году, отец  Александр  Дубовой, крестил по 10-20 человек в день.  Если, провести несложные расчеты: 365 дней в году * 1  человек * 22 года, то  в храмах сегодня, должно  было бы, намного больше прихожан, чем сейчас. А на деле картина печальная, - храмы полупустые.   Хотя, вместо «церковных ведьм», как наших  дорогих старушек называл А.И. Осипов, пришли грамотные и тактичные продавцы  церковных услуг. И что изменилось? А изменилось «мно  –о – гое!». Одна из тех, которые открывали первые приходы в городе, была Зоя Васильевна. Она  рассказывала мне: «И если, в храме кого-то я услышала, что подпевает,  то хор обязательно пополнится новым человеком. Церковной этике и гласам, я его научу, лишь бы была  глубокая вера». Тогда всех нас, потерянных, растерявшихся коммунистов, врачей и инженеров, Господь объединил, через  любовь, проявленную  через церковных старушек. Они мыли и драили пол,  покупали на свои пенсии утварь, дежурили ночами в храме и служили, как могли. На хорах,-  пожилая псаломщица, как её называл священник, собрала  до 20 человек. «Поёте о свете – смотрите на наши иконы, и распевайте их тайну, их свет…»,  строго говорила она. Сама имела,  несмотря на солидный возраст, - красивый и звонкий голос.  У нашей Зои Васильевны, тогда всё получилось, –   и первый, церковный хор собрала в Аткарске, именно она». После её ухода в Вечность, на клирос пришли партессные певцы, имеющие от природы голоса и  знающие нотную грамоту, но не церковную культуру: «Любой звук имеет форму,  – в храме нет ничего бесформенного». До революции, отец  Зои Васильевны, был псаломщиком. Оставил  старые книги и кой, какие записи по пению. Сама она говорила: «Отец  Василий был пьяницей, и в «мясорубку террора» не попал. Страстишка эта, видно юродством, в своем роде, была». В одном из наших храмов, во время пения на всенощной «Славословия великого» -  , мне, как прихожанке, приходилось со страхом ждать, когда  одна  молодая певчая, на очень высокой ноте, начинала петь  слова: «…во свете Твоем узрим свет…». Как, говорил профессор А.И. Осипов: «Хоть святых выноси. Ведь, Слава в Вышних…», означает на земле мир, – мир как состояние спокойствия, тихой радости, которая пришла на землю с рождением Мессии,  - а тут далеко не мир, а оперный крик …».
Была одна особенность в первых храмах Аткарска, это чувство семьи. Наши дети прибегали в дом Молитвы,- в свой дом. И бабушки, были совсем  не злые, как недруги клеветали, а строгие к порядку. Деткам после Причастия, каждая  пожилая прихожанка  старалась подарить сладости, а они в своих ручонках несли  их  мамам.
Сегодня,  много родителей, приносят малюток на Причастие,  и  в очередь становятся детки постарше.  Причастники есть, а вот  добрые, православные традиции утрачиваются. Редко кто протянет конфету чужим детям: - своему суют, а рядом стоящему нет. Перестали дружить семьями. Отец Александр, при огромной загруженности, старался посетить всех своих прихожан, выбирая удобный случай: «Вот решил  к вам заехать,  - чайку попить. Ездил с Анатолием (в следующий раз  будет другой водитель, наш прихожанин) в деревню N на отпевание». Знал  он  почти каждого прихожанина и его проблемы. Приехал с Казахстана православный  на постоянное место жительство, так батюшка познакомил его  с Сергеем Александровичем, чтобы тот, на первых порах, ему помогал. И так передружил весь приход. Сегодня, после службы «захожане», да и прихожане, на неделю разбегаются. Хорошенького помаленьку:- и снова бег – бег – бег, и  куда? Верующие  же люди, стараются совмещать  свои бытовые заботы: дом, семью, работу, - со служением Господу.  Всей семьёй ходят по выходным  на службу в церковь. А некоторые православные всей семьей в храме   еще служат.  Про такие семьи, клеветники говорят: «Вся семья в храме». А Господь радуется: «Дети видят маму с папой, деда с бабушкой, рядом сестренку, братишку в алтаре. Это, и есть дом,  - родной Дом!». При такой загруженности, семья испытывает наполненность своей жизни. Бог даёт им счастье и христианский взгляд на окружающую действительность. А беды – беды, христиане воспринимают как урок, который необходимо усвоить. Тепло  будет их  детям  в   будущей жизни.
И утверждаю  я это, из своего трудного, жизненного   опыта.
Помоги  нам, Господи!

Город Аткарск. 2022 год.
Белова. О.В.


Рецензии