Творческая борьба писателя Скурлаева

Статья 44 Конституции России гарантирует каждому свободу литературного творчества. Современный писатель может заинтересовать своим трудом издательство, напечатать свою книгу за свой счет, или бесплатно обнародовать свое произведение на одном из литературных интернет-ресурсов. Короче - «Твори, пиши, публикуй». Литератор нашего времени легко может посоревноваться с Александром Сергеевичем Пушкиным, если не в силе художественного слова или в писательском мастерстве, то, по крайней мере, в количестве читателей. Ведь прижизненные тиражи произведений Пушкина не превышали 1200 экземпляров. [1] Концепция «Длинного хвоста действует», современные телекоммуникации, опутавшие земной шар, позволяют каждому писателю найти своего читателя. [2]
Совсем не так было в советское время, когда многим писателям надо было пробивать публикацию своего произведения, умудриться попасть в производственный план какого-нибудь издательства, долгое время стоять в очереди на издание своей книги. Многих непризнанных писателей называли обидным прозвищем «графоман», подразумевая под этим, что его литературные произведения для государства не имеют никакой художественной ценности. В писательской среде существовала сильнейшая конкуренция за право издать свое произведение, использовались различные козни и интриги. Один из случаев такой конкурентной борьбы произошел в 1964 году. В сатирическом журнале «Крокодил» была перепечатан фельетон из газеты «Тюменская правда» «Что такое «Балда»?» [3] С фельетоном можно ознакомиться в Приложении 1. Справедливость содержания фельетона каждый может оценить теперь сам, но для читателя есть некоторая информация к размышлению. Можно предположить, что тюменским писателям было обидно, что в их издательстве печатается писатель из Москвы. Список книг писателя Дмитрия Николаевича Скурлаева, по данным каталога Российской государственной библиотеки, приведен Приложении 2. Благодаря редкой фамилии поиск в сети Интернет может дать некоторые предположения о судьбе писателя Дмитрия Николаевича Скурлаева. На сайте «Память народа» есть информация о заместителе начальника 22 военно-дорожного отряда по политической части Дмитрии Николаевиче Скурлаеве, 1910 года рождения, награжденном орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы». По данным автоматизированной информационной системы Российского государственного архива экономики Дмитрий Николаевич Скурлаев в 1949 году работал в системе Министерства совхозов СССР, а информационная система Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) выдает данные о работе Дмитрия Николаевича Скурлаева с 1955 года по 1964 год в системе Министерства культуры РСФСР.
Да, нелегко было жить простым советским писателям, которым можно только посочувствовать. Сейчас информационные технологии позволяют каждому писателю проложить дорожку к мыслям и чувствам своего читателя, и в результате читательское мнение является настоящим мерилом литературной ценности писательского творчества.
Литература
1 «Наше всё» в цифрах 09.06.2019 Электронный ресурс URL: https://lgz.ru/online/nashe-vsye-v-tsifrakh/ (дата обращения: 07.02.2022)
2 Андерсон К. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете / Крис Андерсон; пер. с англ. И. Аникеева. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012 — 304 с. ISBN: 9785916574982
3. Белогоров Д. Что такое «Балда»? // Крокодил. 1964. № 20 (1742). С. 2.


Приложение 1

Дисклеймер. Фельетон приводится в качестве документального подтверждения публикации.

ЧТО ТАКОЕ «БАЛДА»?

До сих пор никто еще «балду» художественно не осмыслил. Вот почему читатель, вероятно, будет вечно благодарен писателю Д. Скурлаеву, разъяснившему ему наконец великий смысл «балды». В нее можно играть просто так, но можно играть, как выражается автор, и «на интерес» — на «американку».
Всю прелесть этой игры испытали на себе Николай и Алла — герои повести Д. Скурлаева «Крутой поворот». Николай сначала не соглашался играть: «Надоело!» Но когда Петр предложил «на интерес», он не устоял. А Алла даже просияла: «Давайте на «американку». Это на самом деле интересно».
Конечно, повесть в шесть с лишним печатных листов писана не только ради «балды».
Сначала это был рассказ на десять страничек, который вошел в сборник «Семейная реликвия», вышедший в Тюмени в 1961 году. Рассказ назывался «Характер девушки». Некая девушка Надя идет на свидание с неким Николаем. «Сошлись и погуляли». А потом она увидела Николая в том же парке и услышала, как он объяснялся в любви другой девушке. Получилась трагедия. Главным образом для читателя. Он не хотел читать мещанской литературы.
Но ему, Скурлаеву, этой читательской трагедии показалось мало, и он делает из рассказа повесть.
Первая глава повести названа теперь уже не «Характер девушки», а «Сердце девичье». Тот же положительный Николай, что и в рассказе, приезжает в известный автору город на каникулы. Николай занят только девушками. В рассказе были у него Нина и Надя. В повести еще появились Лида, Алла и Светлана. Читателю невозможно ни запомнить всех этих девушек, ни отличить их друг от друга.
Духовный мир героев, их кругозор действительно подходят кругу участников «балдежек», но только автор никого изобличать и не думал. Наоборот, он из последних сил старается представить своих героев настоящими людьми, выразителями дум молодого поколения. И без тени юмора! Автор рассуждает просто: все парни должны встречаться с девушками. Остальное — фигли-мигли. Ему не до тонкостей. Он гонит листаж. На первом свидании (как, впрочем, и на последующих) Коле и Наде решительно не о чем говорить. Но не могут же они сразу приступить к любовным утехам. И вот Николай говорит о своем институте (горном), а Надя — о своем (медицинском). А как говорят, послушайте.
Николай: «У наших студентов поговорка есть: сопромат сдал — можно жениться. Девчат только у нас в институте маловато...»
Надя: «А в нашем, наоборот, почти одни девушки... У нас в группе только двое парней. И то они говорят, что, когда начнется специализация, уйдут в хирургию».
На следующий день герои идут гулять к реке. Надя уже думает о своей любви: «Сколько ее ни
глуши, а все равно вырвется наружу».
Потом идут за грибами в лес. А там находится нужный стог сена. Сцена в стоге достойна кисти большого художника.
А вот сердце сердцееда после истории в стоге: «Мысли все время возвращались к Наде. Все-таки она его любит, раз так получилось! Он еще в школе замечал, что нравится Наде. Но сам он всерьез начал думать о ней лишь этой весной, когда они расстались с Лидой».
Не случайно именно после этого автор вскрыл сокровенный смысл «балды», показал поцелуй с Аллой под фонарем. Бедная Надя спешно уезжает из города, чтобы забыть Николая, а последний думает, что он сильно любит Надю, «как не любил даже Лиду».
А дальше на добрую сотню страниц автор растягивает душераздирающие сцены мучений Нади, проводит аналогию между ней и Анной Карениной, и несть этому конца.
Почему же эта штука издается баснословными для Тюмени тиражами и издается именно в Тюмени, хотя автор живет в Москве?
А дело все в том, что Д. Скурлаев не простой сочинитель, а руководящий! В свое время он занимал известный пост в главиздате Министерства культуры РСФСР и руководящей дланью вписывал в план Тюменскому издательству свои «зигзаги» и «повороты».
Дм. Белогоров
«Тюменская правда».

ОТ КРОКОДИЛА
Прочитал я книгу Д. Скурлаева «Крутой поворот» и согласился с автором фельетона. Верно Он написал, ничего не скажешь.
А как сам Д. Скурлаев? Может, он и фельетона-то в глаза не видал?
Спросили тов. Скурлаева:
— Фельетон читали?
— Читал,— отвечает.
— Что скажете?
— Злопыхательство. Другие еще хуже меня сочиняют.»
Стало быть, не дошла критика до тов. Скурлаева. Вот и решил я поэтому перепечатать фельетон о книжке «Крутой поворот» из «Тюменской правды». Может, все-таки на этот раз произойдет у автора крутой поворот в его отношении к собственному творчеству

Приложение 2

Крутой поворот [Текст] : Повесть. - Тюмень : Кн. изд-во, 1963. - 106 с. : ил.; 20 см.
Подвиг сапера [Текст] : Рассказы. - Орел : Кн. изд-во, 1962. - 36 с. : ил.; 20 см.
Мост [Текст] : Повесть. - Махачкала : Дагкнигоиздат, 1961. - 64 с. : ил.; 20 см.
Семейная реликвия : [Характер девушки : рассказы : Мост : повесть]. - Тюмень : Кн. изд-во, 1961. -
Подвиг [Текст] : Повесть. - Тюмень : Кн. изд-во, 1960. - 48 с. : ил.; 20 см
Живая традиция [Текст] : Рассказы о воинах Советской Армии. - Тюмень : Кн. изд-во, 1958. - 59 с.; 20 см. Авторы Ф. Лобзин, П. Горбунов, Д. Скурлаев и др.


Рецензии