Прощание с дорогим Леонидом Ильичём

        Предыдущая глава     http://proza.ru/2022/02/04/27

        Очень не хочется после главы о защите кандидатской диссертации, весьма неординарного события в моей жизни, переходить к похоронной теме. Но я стараюсь в меру возможности соблюдать хронологию в своих воспоминаниях. А эти события совпали во времени. Десятого ноября 1982 года ущёл от нас дорогой Леонид Ильич, а 17 ноября мою диссертацию утвердил ВАК. Так уж получилось.

        Уход Брежнего не был неожиданным для страны событием. Уже достаточно много времени было заметно его постепенное угасание. Что делать – он, несмотря на все посты и регалии, оставался всё-таки земным человеком и всё человеческое ему было не чуждо. В том числе и болезни, и неизбежный переход в другой мир.

        Не буду говорить за «весь советский народ», а скажу за себя лично. Как мне запомнилось его «царствование» на протяжении целых 18 лет. Это немалый период в любой человеческой жизни. Когда он пришёл на верхний этаж власти, я учился в восьмом классе и был, что называется, подростком. В «его» периоде я закончил школу, поступил и закончил институт, отработал три года по распределению. Поменял работу. Поступил и закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Женился. «Родил» двоих детей. Старшенький уже в школу ходил. Одним словом – немалый отрезок времени в жизни любого человека.   

        А Леонид Ильич всё это время боролся и боролся за нашу счастливую жизнь. Но так и не победил хронического дефицита практически всего – от продуктов до мануфактуры, не построил коммунизм, остановившись на «развитом социализме», не победил коррупцию и казнокрадство (хотя, надо признаться, что тогда она был значительно меньше, чем в последущие годы).

        Леонид Ильи пришёл на верхние этажи власти в 1964 году, когда я учился в восьмом классе. Пришёл, как мы позже узнали, в результате дворцового переворота. К тому времени Никита Сергеевич Хрущёв действительно слишком уж «заигрался» на своём посту. Стал чувствовать себя непререкаемым авторитетом во всех областях (от посадки кукурузы до запуска космических кораблей). Он почувствовал себя реформатором и реформировал всё подряд. Поскольку равного ему по интеллекту в стране не наблюдалось, то все решения он принимал единолично, оформляя их «для галочки» решениями партийно-государственных органов.

        Ближнее окружение Хрущёва всерьёз обеспокоилось - как бы он и их всех в запале не реформировал. Сговорились и, от греха подальше, сопроводили его на заслуженную пенсию. Пусть там реформирует огородные грядки.

        Так уж получилось, что во главе переворота оказался Леонид Ильич. Он в то время был достаточно заметной, но не первой фигурой в партийно-хозяйственной иерархии. Но подходил по многим параметрам. В том числе и по возможности в случае чего сдвинуть его с этого поста. Так некоторым в то время казалось.

        Во избежание сосредоточения власти в одних руках,  новое руководство разделило власть на три части: Председателем Верховного Совета СССР (Президентом страны) стал Подгорный Н.В., Председателем Совета Министров СССР – Косыгин А.Н., а руководителем коммунистической партии Советского Союза – Брежнев Л.И. Сначала он был Первым Секретарём ЦК КПСС, а в 1966 году возродил должность Генерального Секретаря ЦК КПСС, которая ранее существовала с 1922 по 1952 год. Действительно, Генеральный Секретарь звучит гораздо весомее, чем Первый Секретарь.

        Такое разделение властей просуществовало примерно десять лет. Поначалу страна действительно почувствовала некоторое свежее дуновение реформ. Основным вентилятором был Косыгин А.Н. Провозгласилась необходимость развивать в трудовых коллективах материальную заинтересованность в конечном продукте. Главным примером такого подхода  стала строительная бригада во главе с Николаем Злобиным. Бригадир сам управлял основными процессами строительства жилых домов. Заказывал нужную технику, время и количество поставляемого материала  и блоков для строительства домов. В общем он организовывал работу бригады так, как её организовал бы хороший хозяин. Как и следовало ожидать, простои в ожидании подхода техники и подвоза материалов уменьшились, исключился подвоз «лишнего» груза, который ранее нередко здесь же на стройке и закапывали в землю. У рабочих появилось сознание, что надо делать хорошо и сразу, а не переделывать потом по замечаниям приёмной комиссии, надеясь, что она не заметит недоделок. Комиссия, конечно, иной раз и не замечала недоделки или откровенный брак и акт о приёмке подписывала. А вот новосёлы сразу всё замечали. Но, в радости от счастья новоселья, пороги с жалобами не обивали и предпочитали самостоятельно довести всё до ума. Члены строительной бригады стали получать вполне приличные зарплаты, а сам Николай Злобин стал Героем социалистического труда. Почин какое-то время распространялся по стране и не только на стройках, но чиновникам работать в таком режиме было непривычно. Ну ладно для примера обеспечить работу одной-двух бригад. Это ещё куда ни шло. Но по всей стране?! Шутки в сторону. Так работать нельзя. Поскольку движение на самом «верху» курировал Косыгин А.Н., то его маленько «пригасили», чтобы с починами больше не возникал.

        Постепенно появились и более серьёзные разногласия в правящей тройке. В первую очередь – между Подгорным Н.В.и Брежневым Л.И. В частности, возник вопрос о подписании различных международных договоров. Так, по слухам, надо было подписывать какой-то важный договор о разоружении с Америкой. Его намеревался подписать Леонид Ильич. Ведь кто у нас главный борец за мир во всём мире – естественно Партия и её Глава. Но американцы воспротивились (ах, уж эти американцы!). С их стороны Договор подписывает Президент, а со стороны СССР – лидер партии. Да в Америке разных партий пруд пруди. Пусть и у нас подписывает Президент. А у нас Президент – Подгорный. Возникла коллизия. Но её быстренько разрешили и  24 мая 1977 года Политбюро ЦК КПСС единогласно вывело Подгорного из своего состава. А 16 июня 1977 года Николай Подгорный подал в отставку с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР, выйдя на пенсию. Должность Подгорного передали. Теперь он мог с полным основанием подписывать любые договоры. Так было удобнее править страной. О разделении властей как-то подзабыли.

        Леонид Ильич был достаточно подходящей фигурой на своём посту. Не стремился к конфликтам, интригам. Предпочитал все вопросы решать в своём кругу тихо и по-семейному. Естественно, на руководящие посты в государстве он старался выдвигать хорошо знакомых ему лично людей. Знакомых по совместной учёбе, работе, по фронту. То есть тех, в которых он был уверен, что они не предадут. И его понять можно. Вон как с Хрущёвым-то получилось.

        Новые назначенцы были, как правило, ровесниками Леонида Ильича. В период назначения им было в основном пятьдесят «с хвостиком» лет. То есть они были в хорошей творческой форме и могли в полной мере являться опорой своего благодетеля.

        Годы шли… Мужал Леонид Ильич. Мужало и его окружение. Вот уже и со здоровьем начались перебои. Не молодеем же! У Леонида Ильича появились заметные уже населению сложности с речью, с координацией движения, с памятью. Живой человек всё же. Поговаривают, что он неоднократно ставил вопрос о своей отставке и выходе на пенсию. Но его «окружение» охватывал ужас от такой перспективы. Они понимали, что с его уходом закончится и их пребывание на тёплых руководящих постах. Да и на похороны где-то в глубине души они рассчитывали за государственный счёт  торжественные, на Красной площади, наполненной рыдающим народом и траурными речами.

        Со временем Леонид Ильич во многом устранился от управлением государством. Предпочитал заниматься охотой в Завидово, рыбалкой в хорошей компании, и просто лечением.

        У Леонида Ильича появились интересные хобби. Например, писать мемуары о своей жизни. Писали, конечно, профессионалы своего дела. А Леонид Ильич из этих писаний узнавал много нового и интересного для себя. Он получал высокие награды и звание за авторство. Со временем Леонид Ильич вообще пристрастился к коллекционированию наград и военных званий. Стал Маршалом (до Генералиссимуса, к сожалению, не дожил), Четыре ж ды Героем Советского Союза и Героем социалистического труда. Орден «Победы» включил в свою коллекцию, которым нагоаждаются высшие военноначальники, командующие сводными национальными армиями, или хотя бы сводными фронтами. Коллекционировал именное оружие разного калибра и назначения. Вообще, его коллекция наград охватывала почти все ордена и медали Советского Союза. Тогда народ шутил, что ордена «Мать-Героиня» только в ней не хватает. Но и над этим можно было ещё поработать.

        Так дело и шло до 10 ноября 1982 года. И случилось то, что было вполне ожидаемо. Покинул нас Брежнев Леонид Ильич на боевом посту. Навсегда он войдёт в память народа СССР и всего прогрессивного человечества, как неутомимый борец за мир во всем мире и т.д. и т.д. (читайте некрологи того времени).

        Конечно, его уход был большим человеческим горем для родных и близких. Искренно сожалели и коллеги по работе его призыва. Особенно их волновал вопрос о том, что теперь с ними будет. Хотя ответ был очевиден.

        А народ, по-моему, воспринял это известие с полным пониманием. Пожил человек. Все там будем. Царствие ему небесное!

        А что будущее народа без Ильича?

        Была бы шея, а хомут всегда найдётся.

        Как только Брежнева схоронили, на следующий же день страна в едином порыве выдохнула:«Андропов! Ура!!!»

        Потом стали выдыхать чаще.

        Привыкли и даже шутили по этому поводу. Анекдоты складывали о «гонках на катафалках». Но это ещё все было впереди.

        P.S. В целом, «брежневское время» мне вспоминается с теплотой и доброй улыбкой. Ведь это лучший период жизни у каждого моего современника. Юность, молодость, зрелость, учёба, работа, своя семья, дети...
        Поэтому, в качестве иллюстрации к данной главе я, вопреки названию главы, выбрал в интернете фотографию не из последних лет жизни Леонида Ильича и прощания с ним, а более молодых его лет, когда за него не было стыдно.
        Уходить надо вовремя.

        Следующая глава:    http://proza.ru/2022/02/09/60


Рецензии
Всё это одного поля ягоды. Хрущев был дремуче необразован, писал, например, такие резолюции на документах : министру такому-то АЗНАКОМИЦЦА.
Несмотря на "верхнее образование" таким же был и Брежнев. Есть воспоминания одного из его референтов (Бурлацкий, вроде).
- Брежнев стал первым лицом, и зашел к нам. Я показываю ему бумаги, рассказываю, что и как... Серьезнейшие мировые проблемы. И с ужасом вижу : он ничего не понимает! Брежнев заметил мою реакцию, усмехнулся, покрутил пальцами у головы - и произнёс :
- Вообще, я так... По общим вопросам управления...
Кроме того, Хрущев, согласно испанской энциклопедии - Перлмуттер (не случайно никто не видел его портретов в молодости, только толстый лысый старый дядька). Брежнев - Ганапольский...
Но это уж другие проблемы, идущие от самого "Великого Октября" и по сей день. Революция 1991 года - это под-переворот со сменой флагов-лозунгов-гербов...

Геннадий Атаманов   08.09.2022 09:25     Заявить о нарушении
А Линкольн, с подачи которого пошло OK = Ol Klie = (All clear)? Наверное, был не слишком грамотным, но в истории остался.

Шильников   08.09.2022 10:23   Заявить о нарушении
Да, уважаемые ребята, разные случаи бывают.
У Брежнева ведь тоже высшего образования не было. Он закончил курсы землемеров. А потом ВПШ (Высшую партийную школу). Но это не образование, а свидетельство об образовании.
Времена меняются. Сейчас всё таки желательно иметь в руководстве страны людей образованных, эрудированных.
Конечно и человеческие качества при этом не менее важны.
Благодарю вас за отклики.
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   09.09.2022 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.