Формулярный список

Народное образование (НО) в современной России превратилось в ристалище, на котором бьются реформаторы и ретрограды, приверженцы Западной и Советской систем. Досужие обывательские разговоры неизменно приводят к выводу о том, что замечательную Советскую систему развалили, ЕГЭ – это следование Западной моде и вообще, катимся и катимся…
Собственный прошлый опыт доцента ВУЗа подсказывает, что не так всё просто – развал НО начался (если не считать безумных большевистских экспериментов 20-х годов) с Хрущёвских реформ начала 60-х годов прошлого столетия, продолжился внедрением Колмогоровского теоретико-множественного подхода к преподаванию математики, а завершился разгромом преподавательского корпуса в 90-е годы. ЕГЭ – это форма, содержание которой зависит, как раз, от учителей, которые школьника воспитывают, прививают ему основы морали, тягу к знаниям, формируют мировоззрение. При теперешних технологических возможностях учение можно превратить в увлекательное путешествие со множеством открытий. Но можно и в каторжную зубрёжку.

Здесь-то и зарыта собака. Формирование преподавательского корпуса – процесс долгий, охватывающий несколько поколений. Последствия недавнего погрома не скоро ещё будут преодолены. В то же время внедрение новой системы оценки знаний требует высочайшей квалификации, фундаментальной подготовки учителей.
За сравнительно короткий срок качество ЕГЭ повысилось, убраны многие издержки поспешного внедрения этой системы. Однако укоренилось неявное расслоение учеников хитроумными приёмами, преследующими скорее политические цели. Заключается это хитроумие в том, что высшие баллы можно получить, имея знания, выходящие за разумные объёмы среднего образования. Например, экзамен по литературе – это скорее экзамен по литературоведению, по истории – требует углублённых познаний для исторических специальностей и т.п. Зато, чтобы не оставлять большую часть ученичества без аттестатов зрелости, крайне занижено минимальное число баллов. Мало-мальски разумный человек может без малейшей подготовки путём угадайки набрать до 40 баллов, получить документ о среднем своём образовании. В результате меньшая часть учеников жилы рвёт ради заветных 100 баллов, а часть вовсе знать ничего не хочет, понимая, что свой минимум наскребут. Остаётся надеяться, что в наш век цифровизации издержек ЕГЭ будет всё меньше.

Наркомпросу давно следовало бы вместо издевательств над учителями, каковыми являются ворохи отчётных форм, развернуть комплексную программу создания компьютерных учебных программ, лекционных курсов академического уровня. Вершиной деятельности в этом направлении было бы создание компьютерной программной среды, дающей возможность преподавателям легко доступными средствами формировать собственные учебные курсы. Банки методических материалов, учебных мультфильмов, видео и фотоматериалов позволяли бы отбирать наиболее подходящие фрагменты для создания собственного урока, лекции. Ростки такого подхода имеются, осталось привести в систему имеющиеся наработки, заинтересовать материально их создателей. Нужно потратить изрядные средства, но дело того стоит.

Апологеты Советской системы НО все положительные примеры черпают из послевоенного СССР. Между тем, в сталинские времена, когда «Кадры решают всё» стало не только лозунгом, но и осознанной необходимостью, спохватились и стали воссоздавать старую, добрую, проверенную временем систему народного образования Царской России, установившуюся в результате реформ Александра II.
В силу жизненных обстоятельств автору довелось прикоснуться к учительским реалиям до и после времён «исторического материализма». Чтобы не вдаваться в пояснения, приведу автобиографию деда, Павла Ивановича Венедиктова, написанную в 1948 году в связи с очередной аттестацией.

Венедиктов Павел Иванович
Учитель Тихвинского педагогического училища
Автобиография

Родился я в г. Тихвине 24 января 1874 года и с 7-и лет учился в школах родного города – приходском (3 класса) и уездном (3 класса) училищах. Уездное училище окончил успешно в возрасте 13 лет, но у родителей не было средств для того, чтобы отправить меня учиться в среднем заведении, и я до 17 лет жил дома, помогая матери в хозяйстве. В этот период я много читал, употребляя на это всё свободное время. У родителей было 14 человек детей, четверо умерли в возрасте до 4-х лет, а 10 дожили до зрелого возраста! Отец умер в 1894 году. Он служил конторщиком (счетоводом) в лесной конторе Громова, начав службу с мальчика-прислужника. После 19-летней службы и 3-х годичной болезни служил конторщиком в гостинице Родионова в г. Тихвине. В 45-летнем возрасте службу оставил по расстроенному здоровью и до смерти (умер в 57 лет в год окончания мною Учительской семинарии в 1894 году) в последние 12 лет перешёл на инвалидное положение, определённых занятий не имел. К тому же он сильно пьянствовал. Отец и мать происходили из крестьян, и во всех моих документах прописано: «сын крестьянина». Переписываться в мещане отец ни за что не хотел и гордился тем, что он не кто иной как мужик из деревни Рандоги, рандожский угольщик.
По совету одного учителя родители согласились отдать меня на учёбу в Гатчинской учительской семинарии. Средств для обучения не было, но по конкурсному вступительному экзамену, как в Семинарии, так и впоследствии в Учительском 3-хгодичном институте я учился казённокоштным студентом.
Многочисленным своим младшим братьям и сёстрам я вынужден был помогать, как материально, так и в школьных занятиях. По окончании семинарии я служил 1 год в начальной школе в Оскопольи Устюженского уезда. С 1895 по 1898 годы учился в Петербургском учительском институте и по окончании служил в Высших начальных училищах: в Архангельске 2 года, в Валдае 2 года, в Тихвине 11 лет до 1913 года, в Волокославинске 5 лет Заведывающим Высшего начального училища. После революции – 1 год в Бабаевской железнодорожной школе II-й ступени учителем математики, а с 1919 года в Тихвине 22 года до 1941 года, т.е. до оккупации города немцами. В Анисимовской НСШ 4 года и в Тихвине в Педагогическом училище 3 года, т.е. по настоящее время.
Преподавал до революции математику 18 лет, историю 3 года, пение 11 лет, географию в 6 и 7 классах Тихвинской женской гимназии 3 года, математику в Волокославинском реальном училище 1 год, естествознание 2 года.
После революции: биологию 20 лет, математику 4 года, географию 3 года, астрономию 3 года, агрономию 1 год, рисование 3 года, технологию дерева и металла 6 лет, технологию штукатурного дела, плотницкого дела и кузнечного дела 6 лет, историю в третьих классах Тихвинского педагогического училища 3 месяца – заменял преподавателя истории.
В средних школах г. Тихвина учительствовал с 1921 по 1941 годы.
Кроме Института проходил летний учительский курс профессора Савича – 2 лета по 2 месяца и два лета был на месячных летних курсах Полянского по естествознанию. За время службы систематически занимался самообразованием с целью повышения производственной квалификации и идейно-политического образования.

г. Тихвин 20 мая 1948 года.
п/п П.И.Венедиктов

Павел Иванович, отдал учительскому делу более полувека, его беззаветный труд царское правительство оценило, наградив Орденом Святого Владимира III степени, а Советская власть – Орденом Трудового Красного Знамени.
Чтобы проще было перейти к выводам и обобщениям относительно учительских судеб, тогда и теперь, посмотрим на Формулярный список, отражающий трудовую деятельность деда с 1898 по 1913 годы.

Формулярный список
о службе
учительского помощника Архангельского городского
трёхклассного училища, состоящего в XIV классе,
Павла Венедиктова

Составлен 1 сентября 1898 года
Дополнения 1 июня 1899 года
Вторично дополнен 29 августа 1903 г. по 10 августа 1913 года
Отправлен в Дирекцию народных училищ 28 августа 1913 года.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 26 марта 1905 г. за №19 утверждён в чине коллежского секретаря со старшинством с 1 июля 1900 г.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 13 августа 1905 г. за №61 произведён из коллежских секретарей в титулярные советники со старшинством с 1 июля 1903 г.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 12 мая 1907 г. за №30 произведён за выслугу лет из титулярных советников в коллежские асессоры со старшинством с 1 июля 1906 г.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 7 марта 1911 г. за №19 произведён за выслугу лет из коллежских асессоров в надворные советники со старшинством с 1 июля 1910 г.

Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 января 1913 г. за №1 награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.

Орденом Трудового Красного Знамени №28402 дед был награждён 19 февраля 1945 года.

Из формулярного списка видим действие социального лифта в Российской империи. Крестьянин 24-х лет, получивший образование, через 12 лет имел уже чин 7-го ранга – надворного советника (соответствовал армейскому чину подполковника), затем получил правительственную награду. В этом чине он уже имел право на личное дворянство. В том же формулярном списке указано, что в качестве помощника учителя начальных классов годовой доход Павла Ивановича составил 625 рублей.
В качестве надворного советника дед получал уже 145 руб. в месяц, то есть 1740 руб. в год.  . Это соответствовало бы сумме свыше 1000 руб./мес. в масштабах 1983 года. Хорошо знаю, что в указанном году советский профессор, доктор наук получал 650 рублей и считался сверхвысокооплачиваемым.

Бабушка, Анна Андреевна Игнашина, тоже из крестьян. Родилась она в 1894 г. (моложе деда ровно на 20 лет). С огромным трудом заработала на возможность учиться. К окончанию гимназии дед Анну приметил, помог ей закончить образование. Они поженились в 1916 г., преподавали в нескольких школах, а после войны оба работали в Тихвинском педагогическом училище. Сразу же от начала работы учительницей по окончании дополнительных классов гимназии Анна Андреевна зарабатывала 80 рублей в месяц.

Автобиография учительницы
Тихвинской Неполной Средней Образцовой школы Венедиктовой А.А.

Я родилась в 1894 году в деревне Зуево Кирилловского уезда Новгородской губернии.
Родители мои были крестьяне, неграмотные. Они имели маленький надел земли, работали упорно и много, а жили всегда в нужде.
Природа наградила отца крепким телосложением, но упорная, тяжелая работа рано сломила его здоровье. Когда ему было 35 лет, а мне 5, у него заболела нога в колене, и он остался калекой на всю жизнь. Нас, детей, было 9 человек. Из них пять человек умерло на первом году жизни. Остались живыми три брата и я. Ни один из моих братьев не окончил начальную школу. Родители хотели учить их грамоте, но материальные недостатки заставляли обучить их поскорее какому-нибудь ремеслу, чтобы иметь возможность существовать. Старший и средний братья жили только до 21 года. Первый умер от чахотки, а второй погиб на войне.
Я получила образование благодаря вмешательству в мою участь одного из моих педагогов по начальной школе. В 1907 году я окончила министерское женское училище (4 отд.) Год (1907-1908) нигде не училась за неимением обуви и одежды.
В этот год умер старший брат. Наша семья тяжело переживала эту утрату и испытывала большую материальную нужду. Летом я работала вместе со взрослыми на полях; зимой же усиленно принялась за работу на себя. В то время местные купцы и мелкие торговцы раздавали отдельным мастерицам шелк для плетения «косынок» и «шарфов», за работу платили товаром.
Я включилась в число этих мастериц (косынки плести я научилась самоучкой, когда мне было 8 лет). Проработав зиму, я тепло и прилично одела себя. Осенью 1908 года, при крепкой поддержке своего учителя, я получила согласие родителей на продолжение своего образования. Сначала поступила в местное двухклассное училище, В 1910 году успешно окончила его и выдержала экзамен в IV класс Кирилловской ж. г.
С материальной стороны учиться в гимназии было очень трудно. Несколько раз угрожали исключением за невзнос платы за право обучения. За пять лет пребывания в гимназии, в пособие к своему заработку, я получила от земства 180 руб. и от частных лиц – 80 руб. Эти 260 рублей были получены заимообразно, и я их с благодарностью уплатила в первый же год моей службы. Это я имела возможность сделать потому, что работала в высшем начальном училище и получала 80 рублей в месяц.
В годы пребывания в гимназии работу найти было очень трудно. Первые два года зарабатывала средства к существованию физическим трудом, а последние три года – уроками. Своих учебников почти никогда не имела. Уроки готовила вместе с подругами.
В 1914 году окончила семь классов гимназии с присуждением золотой медали (имела по всем предметам «5»). В 1915 году окончила 8-й педагогический класс, где кроме обязательных дисциплин, изучала математику и физику.
15 августа 1915 года была назначена учительницей в Волокославинское высшее начальное училище.
В феврале 1916 года вышла замуж за учителя Венедиктова П.И. В декабре 1917 года держала специальные испытания на звание учительницы высшего начального училища.
23 сентября 1918 года была освобождена от работы в Волокославинском высшем начальном училище в связи с ликвидацией его. 20 февраля 1919 года я была назначена в Волокославинскую же школу II ступени.
1 сентября 1919 года по семейным обстоятельствам мне пришлось перевестись в Тихвин. Здесь я получила назначение в железнодорожную школу I ступени. С тех пор непрерывно работаю в Тихвине.
С 1 января 1934 года состою заочницей биологического отделения при Педвузе им. Бубнова. В данное время мною сдано 13 зачетов и 20 письменных контрольных работ. Имею намерение закончить высшее образование.
В селе Волокославинском вела большую общественную работу по учету урожаев, по организации детских яслей и площадок по деревням.
В Тихвине два года вела методологическую работу по заданию РОНО и образцовой школы. 5 лет работала в секции культурного строительства и теперь работаю, как член Горсовета.

25. IV. 1936 г. А. Венедиктова.

Со своим доходом дед имел возможность купить двухэтажный дом на центральной Павловской (ныне Советской) улице Тихвина. На крыльце был фамильный кованый вензель, позади дома большой, мощёный булыжником двор с каретным сараем и вспомогательными строениями, сад и огород. Имелся и собственный выезд – бричка с рессорами.
Крестьянское происхождение спасло при большевиках. Правда, уплотнили: Павел Иванович вселил в дом брата и сестру.
В послевоенном Тихвине дед и бабушка пользовались большим уважением и материально были весьма обеспечены, особенно после награждения деда Орденом Трудового Красного Знамени, а бабушки высшей ведомственной наградой Отличник Народного Образования. Награждены они были и медалями За Трудовую Доблесть и За Доблестный Труд в Великой Отечественной войне.
Поражает кругозор Павла Ивановича, какие предметы он только ни преподавал. В конце концов, тяга к знаниям у крестьянского парня дело не единичное. А вот где он музыке учился, вовсе непонятно. Однако стоял в гостиной рояль, за который дед изредка садился, а укладывая внука спать, играл ему на скрипке!

Умер дед в 1955 году, а бабушка в 1957-м. Из своих 6-и лет к тому времени, 4 года я постоянно жил с дедом (Дидей) и бабушкой (Бабусей) в Тихвине и, несмотря на совсем розовый возраст, хорошо их запомнил. Помню и похороны деда. Задрапированный красным гроб стоял на кузове грузовика с опущенными бортами, за машиной оркестр и длинная, заполнившая всю улицу процессия. Видимо, искренне люди горевали об уходе Учителя. На кладбище родовой участок с датами от начала 19 века.
Гораздо позже осознал, какую огромную роль сыграли Дидя и Бабуся в моей жизни, какие основы успели заложить. Кроме того, бабушка с учительской педантичностью сохранила архив из многочисленных документов и писем. Благодаря её архиву в более, чем зрелом возрасте удалось заново познакомиться с этими замечательными людьми.
Троих сыновей забрала война и болезни, поэтому до конца дней своих они все силы, знания и любовь отдавали единственному внуку (об этом частично в рассказах «Дядя Гена» и «Прививка»). Многочисленные бабушкины племянницы и племянники «бабу Аню» боготворили, много о ней рассказывали уже гораздо позже её смерти. Она спасала их от голода, вытаскивая из колхоза и устраивая на учёбу в Педагогическое училище. Так сложилась целая династия школьных учителей.

В силу собственного положения заместителя начальника кафедры по научной работе довелось изучать систему оплаты преподавателей высшей школы, начиная с 50-х годов. Мужчины-преподаватели в послевоенные времена, как правило, прошли через фронт. Сняв офицерские погоны, поступали они в аспирантуру на мизерную стипендию. Однако через 3 – 5 лет, защитив диссертацию, становились технической элитой с умопомрачительными заработками. Доцент стоил 3000 рублей, профессор – до 8000 (до реформы 1961 года). К этому ещё полставки по науке. Для оценки масштабов: Москвич 401 стоил 8000 руб., а средняя зарплата не превышала тогда 800 рублей. За такую работу держались двумя руками.
В 1989 году, скрепя сердце, я из ВУЗа ушёл. Инфляция уже разгонялась, опыт работы в кооперативе показал, что и наука, и внедрение результатов разработок могут быть предметом бизнеса. В то же время ВУЗовская система связывала по рукам и ногам. По стечению обстоятельств уехал на 2 месяца за границу, затем развернул собственное дело. Общаясь со своими коллегами по ВУЗу осознал, что будто цунами встретил в океане, плавно на неё взобрался и спустился, в то время как моих бывших товарищей эта волна накрыла на берегу, вдребезги разрушив построенное десятилетиями благополучие. Стыдно вспоминать в какое униженное нищенское существование были погружены элитные специалисты, как напрочь потерял авторитет институт преподавания, как уничтожена была наука в Высшей школе. С конца 80-х начался этот погром, и до настоящего времени восстановить утраченное не удаётся.

Возвращаясь к началу рассуждений о народном образовании, легко сделать вывод, где же искать основы его эффективности. Они в Учителях. Бережно к ним нужно относиться, создавать условия для творческой их деятельности, обеспечивать достойную жизнь, формировать безусловное к ним уважение.
Тогда все чиновные выдумки станут вторичными, дети будут получать Знания, а не документы об образовании.
Кое-что начало двигаться, платить чуть больше стали, но за это и нагрузили бюрократической отчётностью, и зашоривают циркулярами.
Логика несложных размышлений подсказывает: и в 1913-м, и в 1946 годах создавать и поддерживать добротный российский преподавательский корпус было отнюдь не проще, чем сейчас, в XXI веке.
За чем же дело стало?

P.S. На иллюстрации Павел Иванович и Анна Андреевна с сыновьями Геннадием и Львом, снимок 1936 года. Титульный лист Формулярного списка. Павел Иванович с внуком, снимок 1951 года.


Рецензии
Хороший, добротно изложенный материал. Прочитал с большим интересом.Спасибо автору. Тема близка, как никому.Вырос в учительской среде.Сам создал свою школу.

А дело в том, что в 1917г,на мой взгляд, с ног на голову перевернуто образование.Религия, как база нравственности с интеллигенцией были выброшена на свалку. В.И. Ленин хотел создать человека нового типа из рабочих и крестьян. По сути с менталитетом рабочего. Крестьянин,как хозяин, неразрывно связанный с землей - а это собственность и ответственность, был просто уничтожен. Точнее, утерян его менталитет.Данный Матушкой-природой.А дальше - пошло-поехало. В педагогический шли те, кто не смог выдержать экзамен в технический.Зарплата хоть и нищенская, но...уж очень гордились высшим образованием.Был пресловутый План и почти все поступившие получали дипломы.

Только глубоко познакомившись с образованием за рубежом, смог оценить уровень нашего. Не по количеству дипломов, а на основании сравнительных исследований.
С искренним уважением.
Вадим Семенович.

Вадим Егоров   05.03.2023 20:42     Заявить о нарушении
К 1913 году Народное образование в России было на изрядной высоте. После рволюции - безобразие. Но с середины 30-х и до конца 70-х - это золотой век отечетственного Наркомпроса. Потом катились вниз до самого недавнего времени. Нынче забрезжил луч надежды. Так ведь разгромленный в 90-х преподавательский крпус воссоздавать - нужны поколения. 13 лет преподавания в ВУЗе - горестное наблюдение начала развала. В 91-м сбежал. Зарубежье, бизнес. Очень жалко, но оставшихся коллег унизили нищенскими зарплатами. Интерес к проблеме образования всегда оставался, тем более, что детей надо было учить. Вот и посетила идея исследовать семейный архив. Оказалось - очень поучительно.
Благодарю за внимание, здоровья и творческих успехов.

Геннадий Венедиктов 2   06.03.2023 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.