Лики

ЛИКИ
    Я окольно узнал, что днями Борис Иванович и Александр Иванович Осыковы издали книгу о белгородских писателях. Я её пока не видел, но уже имена авторов говорят о том, что мы получили добросовестный труд. Уже потому, что с творчеством Бориса Ивановича по заданной теме я знаком еще с молодых лет.
  Я говорю о книге "Белгородщина литературная" (тогда так писалось), изданной в Центрально-Черноземном издательстве в 1979 году. Вот тогда заочно  я и познакомился с Борисом Ивановичем - автором очерка о писателе Иване Егоровиче Вольнове. Тогда обе эти человека  для меня - Осыков и Вольнов - казались  жителями недосягаемого мира.
Книгу я тогда получил через пятые руки. С тех пор она не исчезает с моего рабочего стола. Она - не только превосходное художественноле произведение, но и настоящий справочник. Здесь потрясающий очерк Э.П. Элиаша "Народно-поэтичекское наследие". Читаешь - и понимаешь, из каких глубин сам Пушкин черпал языковое богатство,
"Выну я сердце из себя, из себя,
Да кину я сердце под поррог, под порог,
Да я на то сердцеи наступлю, да наступлю,
Да чужого мужика да батюшкой назову,
А чужую бабу матушкой покличу"...
 А где вы сегодня еще сможете прочесть о сподвижнике и друге Федора Достевского - бирюченском сочинителе Иване Николаевиче Шидловском? А кто вам лучше и глубже, чем
 М. Л. Гомон , расскажет о сподвижнике Николая Алексеевича Некрасова по "Современнику" Степане Тимофеевиче Славутинском?
Или вот очерк З.Т. Прокопенко  "Академик из крепостных". Очерк настолько глубокий, что исследователи новых времен и ныцне черпают  из него темы на целые книги. А ведь все авторы "Белгородщины литературной" были поставлены в условия соцреализма. Далеко не всё они могли написать.  И, например, тогда даже упоминать нельзя было, что сам Пушкин отзывался о нашем знаменитом земляке, цензоре Алексее Васильевиче Никитенко, как об "осленке". Но им в таких рамках авторы "Бедгородщины литературной" выдали нам книгу академичесчкого ранга.
А Борис Иванович отметился там дважды . Еще один его очерк, в соавторстве с В.Б. Чесноковым тоже оказался написанным, условно говоря, на века. Это рассказ о Владимире Раевском, тоже написанный с такой степенью убедителности, что положил основание к созданию  книг и музея  знамениотго старооскольца.
  Вот такое начало у белгородского литературоведения. И я не сомневаюсь, что новая книга Осыковых достойно продолжает эту славую летопись. Мы с Александром Ивановичем условились, что он, с оказией, передат мне их крайнюю книгу. Надеюсь, тогда и продолжим здесь этот разговор. А на моем  письменном столе для хорошей книги всегда найдется место.


Рецензии