1812 год. Вот и миру конец. Начало отступления
Молва, которая быстрее всех гонцов, доносит весть о том, что Наполеон 12 июня начал переправу через Неман. Мы же, как это обычно и бывает, оказались не полностью готовы к такому развитию событий. Первая армия под командованием военного министра, генерала Барклая де Толли, и вторая под командованием генерала от инфантерии князя Багратиона, оказались на значительном расстоянии друг от друга. Теперь, чтобы воссоединить эти две армии, пришлось начать отступление. И тут, Ермолов, напомню генерал-майор, первое генеральское звание, получает высокое назначение Начальника штаба Первой армии. Тем временем в ходе отступления в Полоцке император покидает армию. А маршал Даву овладевает Могилёвом.
Пока по настоящему с французами воюют и достаточно успешно, только казаки атамана Платова. Казаки хороши против западной кавалерии.
А у генерала Ермолова начинаются разногласия с своим Главнокомандующим, Барклаем де Толли. Что любопытно, о них мы узнаём из письма двоюродного брата Ермолова, Дениса Давыдова, кому бы Вы думали? Неужели не догадались? А, впрочем, не буду дальше Вас интриговать. Давыдов пишет Вальтеру Скотту.
"Ермолов предложил Барклаю, переправившись через Двину...на левый берег, который выше и ровнее правого следовать на Смоленск, куда мы могли прийти двумя сутками ранее, встретить головные части французов, и легко разбить их. Барклай было согласился, были наведены понтоны, но вдруг он по неизвестным причинам отменил переправу. Ермолов написал об этом императору". Смысл этого предложения состоял в том, что неожиданно перейдя из отступления в наступление, ударить по усталому противнику. Этим можно было ускорить соединение армии Барклая с армией Багратиона. Тут надо заметить, что это был не донос Ермолова императору на своего Командующего. Император, покидая армию приказал лично Ермолову докладывать ему обо всём, что происходило в армии, причём, строго конфиденциально. Впоследствии, это сыграет печальную роль в дальнейшем продвижении Ермолова по службе.
Ну результатом неправильных действий Барклая стало то, что две наши армии не только не встретились, но и армия Багратиона попала в окружение.
Багратион пишет Ермолову: "Бойтесь Бога, стыдитесь...Россию жалко. Куда Вы бежите? Зачем побежали? Надо наступать. У Вас 100000, а я бы тогда помог. А Вы побежали. Где я Вас найду? Я ежели выберусь отсюда, тогда ни за что не останусь командовать армией и служить. Стыдно носить мундир. Что за дурак (Барклай). Министр бежит, а мне приказывает всю Россию защищать. Я со слезами пишу. Несмотря ни на что, ради Бога наступайте! Иначе будет революция."
К счастью, Багратиону удалось самостоятельно вырваться из окружения. Он пишет Ермолову. "Насилу выпутался из ада. Дураки (это он о французах, авт.) меня выпустили...Мой манёвр-искать и бить!...Теперь я спас всё, и пойду только с тем, чтобы Вы шли. Иначе пришлите командовать другого, а я не понимаю ничего, ибо не учён и глуп..."
Свидетельство о публикации №222020700230
С уважением.
Юрий Симоненков 25.02.2022 07:13 Заявить о нарушении