16. Глава Необычная встреча

 

-Я так понял из вашей исповеди, что вы так и не нашли себе на ночь комнату.
-Да, вы правы. Но вы не волнуйтесь, я привыкла за свою кочевую жизнь ночевать и под открытым небом. Не впервой.
-Это когда вместе с табором. Там у вас законы другие, чем у нас в городе. Как только наступает ночь, так изо всех щелей выползает всякая непотребность и стараются как можно больше загрести себе добычи. Тут они ничем не гнушаются. Так что сегодня позвольте мне позаботится о вас. Сегодня ночевать будете в моей квартире.
-А как жена отреагирует на это? – не удержалась от вопроса девушка.
-К вашему сведению, мы, священники католической веры не можем состоять в браке, и поэтому не волнуйтесь. Со мной в квартире проживает повар – женщина и горничная. Так что всё будет прилично.
Злата с облегчением вздохнула и отправилась вместе со своим спасителем. Идти пришлось недолго. Девушку встретили приветливо. Предоставили возможность умыться с дороги, накормили и отвели в свободную комнату на ночлег. Так сладко Злате ещё не спалось. Видимо, мягкая и чистая постель сделала своё дело, а может усталость сказалась. Проснулась девушка от того, что солнечный зайчик нечаянно проник через неплотно закрытую штору и разгуливал по незнакомому для него лицу молодой и красивой девушки. Он то останавливался на лбу, перебирал неслышными движениями своих лапок прядь волос, затем переходил на алые губы и разгуливал там. Он и сам не знал для каких целей предназначена такая красота. Но на всякий случай оставил на них свой след. И только хотел заглянуть под длинные ресницы, как Злата открыла глаза. От неожиданности солнечный баловник замер, а потом взлетел на белоснежный потолок и теперь с любопытством рассматривал девушку. А Злата и не подозревала, что у неё нашёлся поклонник. Она немного полежала, как бы приходя в себя после сладкого сна, а затем встала и начала одеваться. Сегодня ей снова предстояла нелёгкая работа: во чтобы то ни стало нужно найти жильё, нельзя же снова беспокоить священника.
-Жаль такой красивый и молодой мужчина, а вот жены не может иметь. – с сожалением думала о нём Злата.
Женщины приветливо встретили свою гостью. И на молчаливый вопрос Златы о хозяине ответила горничная:
-Пан Иосиф ушёл рано на службу. Он велел передать, чтобы вы не беспокоились, если вдруг и сегодня негде будет ночевать, то его дом открыт для вас.
Злата поблагодарила за такие хорошие слова, с удовольствием позавтракала и отправилась на поиски квартиры, оставив пока у новых знакомых свои скромные пожитки.

  Только и этот день не сулил девушке ничего хорошего. Она уже устала переходить из улицы на улицу, от одного дома к другому и решила присесть и отдохнуть немного. И только присела, как к ней подошла нищенка и жалким голосом начала просить подать.
-Девушка, Христа ради, подайте бедной женщине. Я уже три дня ничего не ела. Неужели у вас вместо сердца кусок камня в груди? Вижу, что не бедствуете, вон какое платье на вас надето. Что вам стоит поделится с нищенкой хотя бы маленькой денежкой. Хотите я вам туфельки почищу? Женщина приблизилась к Злате и хотела встать перед ней на колени, чтобы почистить от пыли башмаки.
-Нет, нет! Что вы делаете? Не надо! Злата подхватилась на ноги и встала рядом с нищенкой.
-Пойдёмте в булочную. Здесь недалеко. Я куплю вам поесть, да и сама я уже порядком проголодалась.
Нищенка улыбнулась почти беззубым ртом и согласно кивнула головой.
-Спасибо вам добрая барышня.
-Какая я вам барышня. Скоро буду, как и вы нищенствовать. В таком большом городе я уже два дня не могу найти себе жильё, а тем более работу.
-О, так вы не здешняя, - удивилась старуха.
-Можно и так сказать. Хотя, как мне кажется я в этом городе жила.
-Почему кажется? Вы, что не помните?
-Малая я слишком была, чтобы помнить, горько вздохнула Злата.
А нищенка с каким-то интересом начала всматриваться в лицо своей покровительницы.
-Девушка……А…..А…..
-Что с вами? Вам плохо? Злата тронула нищенку за плечо.
-А, как вас зовут?
-Это не имеет никакого значения. Я же сказала, что накормлю вас. Вот мы уже совсем подошли. Даже слюна накатила от таких вкусных запахов. Но нищенка, не говоря ни слова вопросительно уставилась на лицо девушки:
 -И всё-таки? Как ваше имя?
-Златой меня зовут, если вам от этого станет легче.
Но собеседнице от её слов легче не стало. Женщина начала медленно оседать на землю.
-Ой, что это с вами? Злата подхватила женщину под мышки и не знала, что с ней делать дальше. Потом положила обмякшее тело на землю и начала махать перед лицом платком. Люди, сновавшие туда –сюда не обращали на них никакого внимания. Никто не хотел связываться с нищенкой. Да и вторая женщина, хотя была одета прилично, не внушала доверия потому, как возилась с этой неопрятной старухой. Постепенно женщина начала приходить в себя. Сначала глубоко вздохнула, потом открыла глаза, тихо застонала и сделала пробу встать.
-Ну, вот и хорошо, что вы очнулись, а то я уже не знала, что с вами делать, - обрадовалась Злата.
-Давайте я вас усажу под деревом в тенек, а сама быстро схожу и куплю еду. Нищенка кивнула в знак согласия головой.
Когда Злата появилась перед старухой с пакетом, наполненным пирожками и двумя бутылками с водой, женщина вместо того, чтобы накинутся на пищу, снова уставилась на Злату.
-Так не смотрите вы на меня, а берите пирожок и ешьте, а то снова упадёте в обморок, - ласково потчевала Злата свою новую знакомую.
-Злата, а где твои родители? – как-то очень тихо спросила нищенка.
-Нет у меня родителей.
-Как это нет? А где же они?
-Не знаю. Отца я совсем не помню, а вот мать…..С матерью мы жили вдвоём до тех пор пока она меня не бросила. А когда она это сделала, то меня подобрала одна добрая цыганка и увела с собой в табор. Вот там я и жила до сих пор. А теперь решила начать жить среди своего народа, да видно не судьба. Нет при мне никаких документов. Вот даже квартиру снять не могу, - с горечью в голосе говорила девушка. А старуха сидела и слёзы катились по её морщинистым щекам.
-Доченька ты моя! Златушка моя дорогая! Как же долго я тебя искала! – шептала почти без памяти старуха.
-Что вы говорите? Ну, скажите ещё раз о чём это вы? – встрепенулась девушка.
- Злата, скажи, может ты помнишь был ли на тебе крестик?
-Да, вот он всегда со мной. Мои приёмные родители-цыгане всегда говорили, чтобы я его берегла. Он, не только моя защита от всяких бед, но и гарантия того, что может быть, я когда-нибудь найду своих родных людей. Ведь этот крестик какой-то особый, родовой. Так мне говорили в таборе.
Женщина дрожащими пальцами гладила крестик.
-Так и есть. Этот крестик надел тебе на шею твой отец.
-Мама? Так вы – моя мама? – не могла поверить в происходящее Злата. А чем вы докажете, что я являюсь вашей дочерью?
-У меня есть документы. Есть метрика о рождении.
-Покажите мне эти документы, – потребовала Злата.
-Нет их у меня с собой. Но пойдём со мной. Я живу в одном подвале, там и прячу самое для меня дорогое, что осталось от прошлой жизни. Злата не верила пока что в происходящее. Она шла молча и анализировала: не может эта старуха быть её матерью. Немного помнит то время, когда они жили с ней вдвоём. Тогда её мать была очень красивой, ухоженной, совсем молодой женщиной. А теперь Злате 21 год, а этой старухе, скорее всего, лет 60 не меньше.
-Значит, обманывает нищенка. Какую-то цель преследует. Но какую? Хорошо, что свою сумку с вещами драгоценностями я оставила на квартире у священника, а то могла бы лишится последнего, - так думала девушка, следуя за старухой.

  Вскоре подошли к какому-то старому, полуразвалившемуся дому и старуха дала сигнал следовать за ней. Злате пришлось сильно наклониться, чтобы пролезть в дверь, ведущую в подвал.
 
  Немного прошли в темноте, затем оказались в небольшой комнатушке. Более-менее здесь было светло. Злата обратила внимание, что свет пробивался из небольшого отверстия в стене. Она поняла, что это отверстие служило ещё, как проводник свежего воздуха. В углу было набросано всяких тряпок, видимо это служило местом отдыха старухи. Было тут и старое кресло, и небольшой стол. Несмотря на приток воздуха, стоял запах мышей. Видимо они тут являлись полноправными хозяевами. Старуха предложила Злате присесть, а сама отошла в угол и начала там что-то разгребать. Возилась довольно долго, а затем подошла к Злате с жестяной коробкой и трясущимися руками начала открывать жестянку. Извлекла оттуда пожелтевшие листы и протянула девушке:
-Вот, читай!
-Я….я, не умею….
-Как не умеешь? – опешила старуха.
-Нас, девушек в таборе не учат ни читать, ни писать, нас учат гадать, петь песни, стряпать, обманывать людей. То есть выживать в экстремальных условиях.
-Так что тут написано?
-Это метрика на имя Верушевской Златы Станиславовны….года рождения. А это свидетельство о моём браке Серафимовой Ираиды Сергеевны и Верушевского Станислава Казимировича.
-Да, я помню, что маму Ираидой звали, - побелевшими губами прошептала Злата. А сколько вам лет?
-Мне на днях исполнилось 47 лет….
-Ой….
-Да, я знаю, что выгляжу лет на 60, не меньше. Но….при такой жизни я и сама не знаю, как ещё меня земля носит. – тихо вздохнула Ираида. Немного помолчав, женщина обратилась к Злате:
-Теперь ты веришь, что ты моя дочь?
-Скорее верю, чем нет. Только совсем я себе не такой представляла свою мать. Мне в таборе все твердили, что есть во мне какое-то благородство и я вспоминала свою маму, красивую, нарядную, всегда куда-то спешащую и вкусно пахнущую.
-Тогда слушай меня, дочь, и попробуй понять, как я дошла вот до такой жизни.
И Ираида ничего не утаив поведала дочери историю своей жизни. И только тогда, когда Ираида окончила свой рассказ, Злата подошла, крепко обняла худенькое тело матери, поцеловала и со слезами в голосе проговорила:
-Теперь мы с тобой вдвоём. И я сделаю всё возможное, чтобы ты достойно прожила отведённое тебе время.

продолжение http://proza.ru/2022/02/07/310
 


Рецензии