17. Глава Теперь вдвоём

 

 Еще долго разговаривали мать с дочерью. Злата спохватилась тогда, когда в подвале стало почти темно:
-Ой, заговорилась я. Пойду  и сегодня ночевать в дом к ксендзу. Там и вещи мои. А завтра мы с тобой, мама, определимся, что будем делать дальше.
Ираида не стала возражать, не стала задерживать дочь. Знала, что не место тут для такой красавицы, как её Злата. Только теперь обе спохватились, что пирожки так и лежат не тронутыми.
-Мама, ты кушай, а я побегу, пока совсем не стемнело. Священник предупреждал, что ночами тут очень опасно.
-Да, так и есть. Меня так никто не трогает. Видят, что нечего с меня взять, а вот за тебя буду беспокоится. Может я провожу тебя, дочка?
-Нет, нет! Кушай и набирайся сил. Думаю, что завтра у нас с тобой состоится большой переезд. Злата махнула рукой и исчезла. Старуха ещё долго сидела, подперев голову рукой, другой рукой то и дело смахивала набегавшую слезу:
-Спасибо тебе, Господи, что услышал мои молитвы и послал мне дочь. Хоть перед смертью налюбуюсь своей красавицей. Где же ты мой любимый Стасик? Мне жаль, что ты не видишь нашу дочь. А она так похожа на тебя. Много после тебя было у меня мужчин, но ты навсегда занял в моём сердце место. Видимо,  смилостивился теперь Бог и послал мне нашу кровиночку для утешения. А кто утешает тебя? И если бы у меня теперь, сегодня, спросил бы Всевышний жалею ли я о встрече с тобой? Я бы не задумываясь ответила:
-Нет! Не жалею. Теперь я знаю, что всё мне было послано свыше, чтобы я поняла, что такое любовь, разлука, потеря, нищета. Я всё это выдержала, не наложила на себя руки, хотя несколько раз хотела это сделать. И вот в конце пути меня нашла награда.
  Ещё долго, наверное, причитала бы Ираида над своей судьбой, но её откровения прервали крысы, которые учуяли запах хлеба и уже смело подбирались к пакету. И только теперь у неё проснулся аппетит,  она с жадностью накинулась на еду, запивая её водой. Остатки хлеба и пирожков женщина спрятала в старое ведро и сверху положила тяжёлое железо. Крысы недовольно начали пищать, и затеяли между собой драку, но Ираида не обращала на них никакого внимания. Эта картина для неё была уже давно привычной.

  А утром, чуть свет Ираида встала, вышла к дому, присела на старую скамейку и начала ожидать появления дочери. Нет, она не боялась того, что Злата может не появится. Она точно знала, что дочь не оставит её. Не хотела Ираида, чтобы та лишний раз видела в каких условиях проживает её мать. И долго ждать не пришлось. Вскоре появилась Злата с большой сумкой. В другой руке держала бумажный пакет с едой.
- Мама, это тебе. – протянула пакет Злата. Поешь и пойдём на поиски жилья.
- Спасибо, Злата. Я вчера вечером хорошо покушала, теперь пока не хочу. Я тут подумала, доченька, вот о чём. Может, не жильё надо искать, а работу у богатых людей. Обычно, хозяева предоставляют не только работу, но и жильё, чтобы работник всегда находился у них под рукой.
-Ой, а я об этом не подумала. А что? Может я рискну и зайду в дом к Верушевским?
-Насколько я помню, там летом находятся несколько слуг и старый управляющий, а хозяева приезжают из Польши, когда начинается пора балов и разных приёмов, - сказала Ираида.
-Ну, надо попробовать. А вдруг нам тут сразу и повезёт, - улыбнулась девушка. Только, мама, надо тебя немного привести в порядок. Но, как это сделать? Где тебя можно помыть?
Старуха смотрела растерянно, не зная, что и сказать.
-Ой, Злата, тут же недалеко река протекает. Вот там и умоюсь.
 
 Так и сделали. Пока мать умывалась Злата достала из своей сумки одежду. Правда, одежда была яркой цыганской, но зато чистая и не рваная, как у матери. Отыскался в сумке и большой платок. И хорошо, что он не был цветным, а чёрным. Теперь и одежда казалась не такой яркой. Да и мать после мытья изменилась в лучшую сторону. Он как бы помолодела лет этак на 10, расправила плечи. Злата подала ей деревянный гребешок, чтобы привела в порядок волосы.
- Вот теперь мы с тобой можем идти в самый богатый дом, - пошутила девушка. Собак на нас точно не натравят. Мы выглядим вполне благородно.

 Ещё раз посовещались и решили попробовать счастье в доме Верушевских.
-А может в самом деле там твоё настоящее место, - задумчиво сказала Ираида. Недаром же ты отыскалась, когда я ещё жива.

  Женщины только предполагали, а Бог уже располагал. Как раз из Польши поступила команда старику управляющему подготовить к осени дом к приезду хозяев. Работы в доме было невпроворот. Уже несколько лет никто надолго тут не появлялся, а только на несколько дней и снова всё затихало. А тут пришло указания не только, чтобы всё блестело, а многое надо было поменять: и шторы, и ковры.
 
  Старик Прокопий хватался за свою седую голову и проклинал себя за то, что вовремя не сошёл со своей должности. Конечно, когда хозяева жили себе в Кракове, а сюда только депеши присылали, требовали отчёт о затратах и состоянии дел, то с этим он мог справляться ещё долго. Но тут предстояла задача не из лёгких. И вот в это непростое для управляющего время и постучала в ворота Злата. Мать попросила побыть немного в стороне, чтобы не бросалась в глаза одежда до поры до времени. И лишь только Прокопий услышал речь о том, что эта приличная молодая девушка ищет работу, как мёртвой хваткой вцепился за неё, даже не потребовал никаких бумаг.
-А как насчёт жилья? – поспешила спросить Злата.
- Так дом большой, места хватит.
-Но я не одна, со мной мать, - несмело заикнулась девушка.
- Всем работы хватит! И матери также. И, если не будете лодырничать, то и жить припеваючи сможете здесь, - заверил Прокопий.
- Лодырничать мы не будем. Не затем работу искали, - ответила Злата. Давайте, показывайте куда нам заселятся и что надо делать?

  Такая постановка вопроса вполне устраивала Прокопия, и тот повёл женщин в дом и определил для жилья просторную светлую комнату недалеко от кухни. Он только краем глаза взглянул на Ираиду и определил:
-Ты, мамаша, будешь чистить серебро. Сможешь?
-Ещё как смогу! - уверенно ответила Ираида.
- А ты, красавица займёшься окнами. Лет 5 их никто не мыл. Это самая первейшая ваша задача. Потом продолжим.
- Да, вижу, что вы в своих нарядных платьях работать не сможете, поэтому Зинаида выдаст вам рабочую одежду, которую вы должны беречь и ухаживать за ней, как за своей, - не то шутя, не то всерьёз говорил старик.
И питаться будете вместе со всей прислугой строго по времени. Время укажет Зинаида. Она пока что работает здесь горничной и моей помощницей.

  Так началась трудовая жизнь у матери и дочери. Работы хватало с утра и до ночи. Но была крыша над головой и кусок хлеба, вернее сносное питание три раза в день. Ираида начала понемногу поправляться, лицо сделалось свежее, появился блеск в волосах. Теперь она уже не выглядела старухой, которой осталось три дня до кончины. Теперь это была женщина, но не ягодка, конечно, но сок ещё гулял по телу.

  Зинаида всё чаще обращалась к Злате за советом: какие шторы и в какую комнату повесить лучше всего? Нередко на помощь приходила и Ираида. Она не растеряла своё чувство вкуса к прекрасному. Зинаида только удивлялась:
- Откуда у этой простушки столько знаний?

А Ираида по вечерам понемногу начала обучать Злату чтению и письму. Она попросила у Зинаиды доступ в библиотеку. Там отобрала необходимую литературу, и сама с наслаждением вспоминала те прелестные денёчки, когда с молодёжью устраивали поэтические вечера. Где спорили до одури о том пошлые стихи Пушкина или соответствуют реалиям.

 Злата оказалась способной ученицей, чем радовала и себя, и, конечно же мать.
Прокопий также был безмерно рад, что женщины, нанятые им, оказались очень работящими и не требовательными. Всё горело у них в руках. Теперь старик успокоился. Он знал, что всё успеет сделать в лучшем виде к приезду хозяев.

продолжение http://proza.ru/2022/02/07/313


Рецензии
Продолжаю читать с большим удовольствием! Сюжетная интрига всё туже закручивается.

Елена Невмержицкая   24.02.2022 20:18     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. С уважением...Аля.

Аля Хатько   25.02.2022 08:01   Заявить о нарушении