Мысли врасплох

В.Правдин

МЫСЛИ ВРАСПЛОХ



Снежинск . 2020
УДК
ББК
П68  Правдин.В.М. Мысли  врасплох  – Снежинск       2020
ISBN   
 Автор настоящего сборника – Правдин Владимир Михайлович, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии изложил свои «Мысли врасплох» в надежде, что они могут быть интересны, как детям, так и взрослым читателям.
 Человек управляет высказанной мыслью, но не управляет, внезапно появившейся мыслью ВРАСПЛОХ  – это фон управляемой мысли.
vladimi-pravdi@yandex.ru
                УДК
ББК

ISBN                ©В.М.Правдин. 202О


Я ХОТЕЛ БЫ…
Полететь ли мне в Америку?
Хоть сторонка хороша,
к ней не лежит моя душа.
                ;;
Пожил бы я в Стамбуле славном,
если б  был он православным
                ;;
Я хотел бы побывать
в Париже, если б
был бы он поближе.
                ;;
.Не хочу и в Англию –
туда я не ездок,
там, говорят, ужасный  fog.
                ;;
Не нужен мне Китай –
у всех там глазки узки,
непонимэ по-русски.
                ;;
     Не бывал я и в Японии,
     быть там не хочу,
     будет время – заскочу.
                ;;
Посетить ли  гордый Рим?
С Папою поговорим…
но  не получится сонет:
он католик, а я нет.
                ;;
Если даже пригласят,
не поеду я в Германию –
нету такой мании.
                ;;
Хотел поехать в Грецию,
но приснился ночью сон –
не пустили на Афон.
                ;;
Убежал я из Мадрида
виновата в том коррида.
не советую и вам –
попадете все в бедлам.
                ;;
Хочу я в Вавилонию.
Вернется ли в Багдад
когда - нибудь Синдбад?
                ;;
Куба, любовь моя!
Когда буду выездным…
Не поеду я в Нарым,
полечу я в Кубу,
не забыть бы сбросить шубу.
                ;;
Остров Кипр не то, что Крит,
он не греками набит.
Турки, гады, одолели,
половину Кипра съели.
Все равно туда поеду
помолиться за победу.
               ;;
Сидней на отшибе, кажется мне.
Я тоже хотел бы пожить в тишине,
чтоб не стреляли из-за угла,
чтобы скорее рассеялась мгла.
                ;;
Вьетнам, загадочный Вьетнам,
восточные законы, неведомые нам.
Любим мы по-своему, как завещали предки,
вселили в нас они заветные отметки.
                ;;
Хотел бы побывать
и в Абиссинии, если б
не было России.

МЫСЛИ С НАЧИНКОЙ
Человек создан для страданий, как птица для полета.
Огонь не бывает без дыма. Хочешь огня — терпи дым.
Говорить всё — удел примитивных.
Чтобы чувствовать благоухание цветка, свет не нужен.
Молчаливый мудрец кажется глупым, а говорящий глупец может казаться мудрым.
Возвратиться также трудно, как и идти вперед.
Гению верят, когда он лжет. Глупцу не верят, когда он проповедует истину.
Древний человек учился красоте у природы, современник тоже — она неисчерпаема.
Рождение и смерть человека и есть неисчезаемая вечность.
Знающий не спорит, спорит сомневающийся.
Оценивая мысли и поступки других, мы даем оценку себе.
Общаясь с другими, мы ищем себя.
Измена и изменение неспроста имеют один корень.
Не ценить то, что есть, — можно утратить все.
Одна логика бессильна в познании сути вещей.
Несправедливость не проходит бесследно — последует эхо.
Невысказанная мысль побуждает к действию, высказанная — теряет силу.
Тенденция самоуверенной современности — приоритет безоглядного авангардизма, пренебрежение прошлым и его недооценка.
Невостребованный, отвергнутый, отчаявшийся и потерявший надежду, преисполненный чувством несправедливости может стать общественным злом.
Властям выгодно, чтобы энергия возмущения их подданных гасилась в комплексе их неполноценности, ведущей к саморазрушению тех, кто не способен противодействовать …
Женщина – море, а мужчина ждет у моря погоды.
В девятнадцатом столетии благоденствие виделось в прогрессе, а ныне, когда прогресс понимается как рыночная прибыль, цель человечества бесчеловечна.
Нечестивых ожидает ад, но на земле они сделают свое дело.
Заблуждаются не только дураки.
Счастливым может быть тот, кто способен верить.
Важно не «что с тобой?», важнее — кто с тобой.
Птицы знают, о чем петь и о чем помалкивать, знают время, когда петь и когда молчать.
Кто верит, тот не сомневается, кто сомневается, тот не верит.
Сознание, как и материя, инертно.
Открытие радиоастрономией двадцати миллиардов солнц в туманности Андромеды не меняет склонности землян к любви и ненависти.
Лобачевский не отверг аксиом Эвклида, а показал, что геометрию можно строить и на других аксиомах. Свои различные мировоззрения люди также строят на несовместимых аксиомах.
Всякая новая идея рождается интуитивно.
Математика начинается с условных символических значков, но они отражают законы природы.
Частная собственность держится силой собственников, но ею дорожит большинство.
Одержимые идеей имеют повышенный шанс на победу, однако, одержав победу, они не могут остановиться и превращаются в авантюристов.
Чем высокомернее человек, тем больше у него внутреннего страха потерять мнимое превосходство над другими.
Тенденция: «Новые русские» — временные приватизаторы, их, обанкроченных, сменят «западные» опытные, хваткие хозяева. Они не дадут русской национальной буржуазии хода.
Тенденция: глобализация, или монополизация, приведет к экономическому тоталитаризму, к социальному дарвинизму (естественному отбору), где нет места чувству сострадания.
Исполняется самое реально нужное, насущное желание, но оно часто сопровождается другим, которое обманчиво кажется главным. Работающая цепочка: помысел, желание, действие.
Не копируй никого — пустое дело, ищи себя — ты есть.
Чтобы быть любимой (любимым), нужно, по крайней мере, самой (самому) любить.
Если вы потеряли любимого человека, значит, он не достаточно был вами любим.
Демократия — это есть равенство добра и зла.
Трагедийность жизни заключается в её конечности, но это не отрицает жизни, а подчеркивает её насыщенность и значимую ценность.
Крапива в порыве гнева готова всех карать, не ведая, что этим нам она приносит благодать.
Недоверяющий страдает, верующий счастлив.
Не научившись сам, не учи других.
В минуты отчаяния мы чувствуем себя одинокими.
В любви не требуйте сдачи.
Человек часто подсознательно добивается исполнения своих намерений и желаний с помощью болезни.
Есть наркозависимость, есть зависимость от алкоголя, освободиться от которых трудно, есть зависимость от любимого человека, освободиться от которой еще труднее.
В эмпирическом познании дух исследователя зависим, скован и несвободен. Верующий дух не нуждается в эксперименте, он свободен, самодеятелен и поэтому в познании имеет преимущество.
Истинный аскетизм не цель, а средство достижения высшей цели. Целью разумного аскетизма является не ослабление и умерщвление плоти, а укрепление духа для восстановления и усиления плоти.
Язычник так же, как верующий, верит в нечто Высшее, в отличие от безбожника.
Жизнь — это движение над пропастью, упадем в нее или не упадем и когда — мало зависит от нас.
Нередко правда горька, ложь сладка.
В макроистории завоеватели со временем становятся побежденными новыми завоевателями, причем завоеватели, как правило, слабее духом или материальной культурой.
Христианское «спасение» есть спасение от греха, от носителя греха — дьявола.
Стремление к равновесию в живой и неживой материи — закон. Революция — нарушение равновесия.
Чтобы узнать душу народа, надо знать религию этого народа.
Трагический путь культуры: культ, гуманизм, романтизм, нигилизм, рационализм, схоластика, оккультизм, атеизм, агностицизм, экзистенциализм, декаденс, сатанизм (по архимандриту Рафаилу).
Пороки передаются с б;льшим успехом, нежели добродетели. Да спасутся люди друг от друга.
Если тебя хотят переделать, остерегайся этого, иначе ты потеряешь свою суть.
Верить или не верить — не в нашей власти.
Лишь в пределах своей веры возможно совершенство и изменение духа.
Человек узнает о себе с годами всё больше и больше, и смысл в том, чтобы познать себя вполне. Это интересно, для этого стоит жить.
Если человек неповторяем, то плоды его творчества тоже неповторяемы, то есть ему некому завидовать, у него нет конкурентов (по Антонию Сурожскому).
Вся жизнь человека — падение, и не все могут подниматься.
Основный путь к спасению лежит через испытание.
Болезнь помогает нам познавать себя.
Приступая к делу, не думай об успехе его, твори и не задавай себе вопроса, получится оно или нет, и неудачи пусть не останавливают тебя.
Всякое новое дело начинается с трудностей.
Универсальным лекарством от всех стрессов, неудач, даже болезней, является любовь во всех её многообразиях.
Если понуждать, то только себя, а не других.
Возникновение (сотворение) чего-либо или кого-либо доказывает существование изменения, поэтому сотворенное, тоже подлежит изменению в дальнейшем бытии.
Если что-то существует и не сотворено, то есть не имеет начала, оно неизменно и в дальнейшем бытии.
Сильный да уступит слабому.
Увлечение — это еще не убеждение, оно изменчиво.
Если ты принял решение, и на душе стало спокойно, значит решение правильное.
Человеку необходима гармония Разумности, Духовности, Душевности.
Для иных возраст любви — старость, а не юность.
Роптание — это самоуничтожение.
Каждое приобретение материальных благ приносит проблемы.
Муж и жена подобно альпинистской связке — если один из них сорвется, другой удержит его от падения.
Любое доброе дело должно сопровождаться определенным самопожертвованием.
Раскаяние избавляет от возмездия.
Не гордись результатом своего творения. Это не твое творение (христианский тезис).
Имеющее начало, имеет и конец, например, жизнь плоти. То, что не имеет начала, не имеет и конца, например, время.
Мы не замечаем течения жизни в состоянии радости, но чувствуем её в часы одиночества, неудач, болезни.
В одиночестве человек не принадлежит никому, только себе.
Человек ищет в других свои черты и в них влюбляется.
Малое жилище фокусирует мысли, а большое пространство их рассеивает.
Если что-то созидается, то где-то что-то на такую же меру разрушается (согласно второму началу термодинамики).
Для эволюции необходима повторяемость и множественность.
Конкуренция острее между более близкими, как в животном мире, так и в человеческом обществе.
То, что совершается в неспешности, запоминается  больше и ярче.
Для искренности необходимо не только желание, нужна еще воля и талант.
Переживания всегда глубже, чем их выражение. Например, чувство голода невозможно выразить ничем. Чувство любви также не поддается точному выражению.
Рейтинг человеческих ценностей: совесть, доброта, ум.
Всякое зло есть грех.
Любовь не считается с деньгами, деньги не считаются с любовью.
Важнее — как я отношусь к людям, а не то, как они относятся ко мне.
Мое душевное состояние в основном зависит от моих чувств, а не от чувств других ко мне.
Нашу внутреннюю сущность мы можем изменить только сами, а не кто-то другой.
Зло часто имитирует добро.
Одна из форм субъективного счастья — фанатизм.
Прежде чем стремиться к цели, подумай — нужна ли она тебе.
Страдание — это возмездие.
Неверие и недоверие порождают душевное расстройство.
Сознание, формируемое в мозгу, не поддается математическому моделированию.
Кто уходит от любви, тот отпадает от Бога, кто отпадает от Бога, тот уходит от любви.
Если повернуться к нему, он тоже повернется, если отвернуться, он тоже отвернется. Друг ли он?
Покажи дорогу в рай, но в него не загоняй.
Первый поцелуй дороже всех остальных.
Ошибки — путь к истине.
Христианская любовь — любовь без предпочтения другу иль врагу. Суть иной любви — предпочтение одному.
Близок не тот, до кого дотянешься рукой, а тот, кому нужна моя помощь.
Страсти — это предпочтение. Предпочтение — это пренебрежение единством мира. Отсутствие единства — уход от истины — путь к гибели.
Разум усыпляет страсти, однако он засыпает, когда страсти пробуждаются.
Сбросить тяжелую ношу и идти налегке. Станет ли от этого легче?
Одиночества нет. С тобой Творец и в тебе вся Вселенная.
Невидимое можно познать через видимое. Кому это удается, у того меняется отношение к видимому.
Добро не воинственно, не оно уничтожает зло, а само зло себя разрушает.
Зло вмешивается тогда, когда ему уступают место.
Человечество исправилось, если бы захотело, но оно не хочет этого.
Если радость переходит в тревогу, значит, эта радость была ложной.
Посланное проклятие может быть подобно бумерангу.
Конечную победу добра нельзя гарантировать. Зло соблазнительно и вооружено лучше.
Человеку дано главное — свобода самостоятельного выбора, значит, ему доверяется этот дар Божий.
Только сильной воли человек, имеющий свободное нравственное самоопределение, может быть истинно верующим. Вера и слабоволие несовместимы. То есть, не каждый может быть верующим.
                ПЯТИГРАННИКИ (Лимерики)
Я верю — каждая весна,
Нас, пробудивши ото сна,
бурлит, и вместо льда
струится талая, целебная вода.
Тебе и мне уж не до сна.
h


Раз на речке на привале
мы частушки распевали,
И от этого, простите,
окунь начал нереститься.
Вы об этом не слыхали?
h
Им было тепло под одним одеялом,
об этом поэмы поются недаром,
но тянули к себе вкривь и вкось,
 а теперь они мерзнут врозь.
Историю эту дарую вам даром.
h
Девица с прической карэ
любила скользить на горе,
коньки понесли её ввысь,
вот вместе они понеслись,
и приземлились в соседнем дворе.
h

Учил отец сыночка драться:
в ухо, в глаз, под дых стараться.
Родители бросают семя...
Вот вырос сын,
настало время отцу
 и матери бояться.
h

Я красива и стройна, ножки загляденье.
Парни смотрят на меня, тают в умиленье.
Расскажу я вам секрет (Мой секрет на сотни лет).
В детстве кашу я любила —
 в этом нет сомненья.
h
Из дальнего плавания
к больничной гавани
пришли к финишу два пловца —
спешили на свет два близнеца.
Ничьей завершилось соревнование.
h
Отличие не мог понять:
«Как дать пить» от «как пить дать».
Американец с этого сошел с ума,
сказав, что чудаков в России тьма.
Он сам чудак «ни дать ни взять».
h
Несмотря на преклонные годы
страстно любила все виды свободы.
Признавала то макси, то мини,
в косметике — чистые линии,
но оставалась рабыней моды.
h
Предугадать нельзя никак,
что будет дальше: свет иль мрак?
Что победит: добро иль зло?
Иду на роды.
Всё равно —
родится гений... иль дурак.
h
В младенчестве он молоко с прикусом пил,
в школе он науку пропустил,
он подло обанкротил друга, —
от него ушла его подруга.
В аду напрасно о пощаде он молил.
 
                h

Не ищи ты причину любви,
эта тайна в твоей крови,
а найдешь — потеряешь любовь.
не пытайся найти её вновь,
и больше её не зови.
h

Что будет? — всё уже было.
Кому - то всё это постыло.
А как же любовь моя?
Глаза и улыбка твоя —
всегда для меня это мило.
h

Во мне упакованы предки мои,
со мною их судьбы, земные грехи,
с собою несу и храню их беду.
Спокойно, потомки, никуда не сбегу,
смиренно несу покаянье за них.
h

ь за окном, длиннее становятся ночи...

Время пришло, осень уже хлопочет.

Как многолетний сельдерей —

Пример, достойный для людей,

Лето сдаваться не хочет.
СТИШКИ - МИНИАТЮРЫ
Кривой осколок от луны,

убывающий, а то растущий

от ангела иль сатаны

предсказано судьбой грядущей.
***


Без слов друг друга они понимали,

все время молчали,

но истину, рождаемую в споре,

в обоюдном живом разговоре,

они никогда не рождали.
***



От глаз твоих я отвожу глаза,

но все равно тебя я вижу.

Там ясный день

или гроза, ко мне

все ближе, ближе.
***



Над дощатой палубой песенка лети.

Остров, остановка на моем пути.

Все давно уплыли,

хоть на стенку лезь,

только мы с тобою

остаемся здесь.
***

Проклинаю себя, ненавижу,

что я в рабстве земной красоты.

Я уверен, отчетливо вижу,

что в тисках я немой слепоты.

Что коварный соблазн - наш кумир.

Красотой ли спасается мир?

Серые тучи, серая мгла,

мрачная тень на землю легла,

душу окутал тяжелый сон –

давит нас со всех сторон.

Вдруг раздвинулись тучи, как шторы,

вырвался туч из-за туч на просторы,

осветилось вокруг ненадолго – на миг,

в новом свете увидел твой лик.

Мы рады малой новизне –

она нужна тебе и мне!
***
Не говори «люблю»,

когда любить не можешь,

не обвиняй неправду, себя учу –

коль правду доказать не можешь,

и делай то, что по плечу.
***


Один для другого,

казалось, родного –

нераскрытая книга всегда.

Узнаём понемножку,

лишь смотря на обложку –

это наша беда.
***

Любовь? –

в продаже не бывает,

а вдохновение?-

– ищите не у нас.

Пока огонь желанья не угас,

в своей душе ищите чудеса.

Их отзвуки таятся в небесах.
           ***
Я люблю тебя, но смиряю страсти усилием воли –

боюсь самовольно нарушить пределы границ,

склоняю голову ниц,

сдержан, в надежде быть понятым.
          ***
Мы шли рядом.

Я вдохновенно воскликнул:

«Люблю тебя!», и через мгновение услышал:

«Я... я. люблю тебя.. .я.. .я» – голос мой.

Это было лишь лесное эхо.

Я, удрученный, вернулся домой.
***
Последний раунд.
Мы слышим гонг судьи!
то там впереди? На горизонте виден свет.

Закат или Рассвет?
***

Ты – бесконечность,

я – тоже.

Бесконечность не может познать бесконечность,

Но я могу верить!
***

Негодует возвышенное чувство

при встрече с земным желанием плоти.

Их примирит Разум.
***

Господи!

Обменяй мне надежду на веру.

Я устал от надежды.
***
Бывает: много усилий,

а искры нет.

Пора менять огниво,

иль кремень.
***
Литерный не отклоняется от графика,

пилот подчиняется диспетчеру.

Любовь не терпит расписаний.
***
Заблуждение –

посредник в поиске истины.

Истина помогает распознать заблуждение.

Заблуждение - путь к истине.
***
Еще жив сатана,

за страною страна

зараза идёт –

кто раньше помрёт.

Берегись, гражданин,

за спиной helloin!
***

 НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Я стал, зависим, как наркоман,

и в том повинен мой роман.

К ней ключи не подобрал.

Простите - это каламбур,
я сам, я сам себе налгал.
***
Аромат цветка, мне подаренного – увы! –

предназначен не мне.

Пчелы кружат, казалось бы, без дела,

они счастливы, и нет до нас им дела.
***
 разлуке днями и ночами мы стареем.

Когда мы вместе – молодеем
                ***
Хочу, чтоб к любви

приравняли терпенье,

душа расцветает,

усмиряя хотенье.

Это ложь?

Скажите, скажите –
поскорее меня научите!
***
***
Связка нужна в горах, на равнинах:

бывают везде обвалы, лавины.

Привычка быть в связке живет и поныне,

хоть мы и смешны с ледорубом в долине.
***
 Мои знания губят мою веру.
 
Я верю без помощи знания.
 
Друзья, а я верю и знаю, во что верю.
***
Можно забыть знания,

но нельзя забывать эмоции –

они важнее знаний.
***
К недостаткам

любимого человека

следует относиться

как к своим недостаткам.
***
Понятия надежды и веры неразрывно связаны.

Надежда есть средство,

необходимое для обретения веры, то есть,

только с помощью надежды

можно прийти к вере.
***

Люди думают, будто делают все,

что хотят, не видя, хоть убей,

управляющих ими нитей.
***

Если стрелка твоих весов на нуле,

и сделано одно,

хотя бы малое, доброе дело,

то нарушится равновесие  добра и зла

в пользу добра.
***
Не гениальность Моцарта

творит во мне эмоции –

лицо твое и грация

ввели меня в прострацию.
***
В осенней симфонии –

тревожные звуки листьев.

У каждого своя партия.

Порыв ветра –

один бедолага исчез.
***
Мыши дрожат при встрече с ежом,
ежи пугаются зайца,
заяц боится лисы,
лиса ненавидит волка,
волк остерегается медведя,
на медведя охотится браконьер:
он боится закона.
Вертикаль власти –
порядок в лесу.
***
Такие времена.

И это неспроста –

запахи от рыбы

начинаются с хвоста.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, И НЕ ТОЛЬКО
Птицы рвутся на юг
На отлет, за свободой,
Чтобы снова вернуться
На север голодный.
               
                Я ТАКОЙ ЖЕ ЧЕЛОВЕК
Меня мамочка корит —
Мне частенько говорит,
Что ведь жизни я не знаю,
Когда вырасту – узнаю.
Не поймет меня вовек.
А познать меня не просто —
Я такой же человек,
Только маленького роста.

                БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
У бабушки морщинки,
как строчки в букваре.
Я вижу в них картинки,
и спрятанные ласки,
а вечерами сказки
она читает мне.

               
                ПОСЛЕДНЯЯ ОШИБКА
Один знакомый снеговик
Решил согреться крепким чаем.
Увы, нигде, хотя б на миг,
Его я больше не встречаю.
                КУРЯКА
Удалой муравей
Выкурил сигару.
Он, конечно, дуралей —
Заболел с угару.
                ОХОТА
Сегодня вечером иду я на болото —
Объявлен там лягушачий концерт.
Свободный вход! Иди, кому охота!
А цаплям даже будет и десерт.

               
                УРОК ПИСЬМА
Божья коровка
Сидела на листочке,
Божья коровка
Письмо писала дочке.
Божья коровка,
Целуй покрепче дочку
И не забудь про правило —
В конце поставить точку.

                И ТАК БЫВАЕТ...
Пчела увидела цветок,
И он раскрылся смело,
Цветок отдал пчеле, что смог,
Она взяла и улетела.

                О ВЫБОРЕ ДРУЗЕЙ
Муха одиночества боялась,
Вот подружилась с пауком.
Она в любви ему призналась.
А что произошло потом?
                ЛИХАЧ
Подарок черепахе в день рождения —
Туфли – скороходы, лучше не найти!
Но всюду штраф — вот наважденье,
За превышенье скорости плати.
                КАК ХОРОШО БЫТЬ МАЛЕНЬКИМ
Не умею еще по часам узнавать,
Когда кушать, когда уже спать.
Мой папа и мама завидуют мне:
— Ты счастливый, как будто во сне.
Из - за этих часов они вечно спешат.
Но куда? Не пойму. Они тоже молчат.
                НЕ ПРО ОДЕЯЛО
Им было тепло под одним одеялом,
Но тянули к себе вкривь и вкось,
На две части его разорвали,
И теперь они мерзнут врозь.
                ПРО ДЕТСКИЙ САД, И ДРУГОЕ 
Идут по улице детишки парами —
Элина с Васей, Олег с Тамарою.
Им хорошо, они смеются,
слова из них с весельем льются...
Учите сына, учите дочку,
Чтоб не гуляли в одиночку.
                ДВОРОВАЯ ЖИЗНЬ
Играют с Муськой дети, не страшась совсем.
Берут за шею, перебирают лапки.
Во всем дворе коты растеряны в догадке:
— А где же когти,
знакомые нам всем?
                ГРЕЗЫ И СЛЕЗЫ
Задумчивая леди
Мечтала о трагедии.
Задумчивая леди
Попала на комедию.
И так смеялась леди,
Что прослезилась леди
И вытирала слезы —
Сбылись мечты и грезы.
                ГОРЕ – МУЗЫКАНТЫ
Скрипачи - кузнечики,
Порасправив плечики,
С участием солиста
Сыграть решили Листа.
Но тучка набежала,
Солиста напугала.
Концерт не состоялся,
Оркестрик разбежался.
                ВОТ ТЕБЕ И СОНУЛЯ...
Трусишка мышонок по имени Лам
Мурку за ус щекотал по утрам.
Мурка - ленивка любила дремать,
При этом ей рот было лень открывать.
— Спасибо, дорогой, — сказала Мурка,
— Все было вкусно, как нежна шкурка!
И если бы услышал это Лам,
Сказал бы: “На здоровье Вам”.
                ПРАВИЛА, ПРАВИЛА...
Есть правила правописания,
Есть правила поведения,
Есть правила дорожного движения,
Но нет правил без исключения.
                СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ
Я — шар воздушный — вдохновляюсь,
Когда я в меру наполняюсь.
Прожил бы я еще сто лет,
Но — так надули —
мочи нет.

СКАЗОЧКА–НАИЗНАНОЧКА
Жили–были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Посадил дед репку. Выросла репка большая–пребольшая. Однажды пришли ночью воры и вытащили репку. Дед любил репку и не смог жить без нее. Бабка любила дедку и не смогла жить без него. Внучка любила бабку и не смогла жить без нее. Жучка любила внучку и не смогла жить без нее. Кошка не любила Жучку     и могла жить без нее. Мышка не любила кошку и могла жить без нее. После этой истории остались только кошка и мышка, не любившие друг друга.
ОТЕРЯННЫЙ МИР
Семья у нас большая. Я — школьник, есть старшая
сестра, отец и мать, и бабушка в придачу.
Но — незадача. Я в школе часто теряю варежки, их
вяжет бабушка и крестится она, когда теряет петли.
А нет ли у сестры, какой - нибудь потери?
Я вижу сам, я вижу по ее глазам, что есть, хотя
она таинственно молчит.
А мама часто говорит, что потеряла молодость,
что в этом нет сомненья.
У папы же теряется терпенье.
Но бабушка нам в утешенье говорит:
— Плохое все пройдет, кто потерял и ищет, тот найдет.
                КАРА
Вот не прошло и года,
Опять дарю я банку меда.
Его качал я для тебя.
Прими от моего лица...
Пчела ужалила лжеца.
                В ДУМЕ
Вчера переполох в курятнике случился —
Кудахчут куры, им вторят петухи:
— К чему нестись, когда цыпляток нету,
Уходят яйца на торги.
Совет куриный за полночь продлился,
К утру решили, усевшись на насесте:
— Зачем мудрить, оставить все на месте.
                НАХОДЧИВОСТЬ
Отец боялся, молила мать,
Чтоб иностранцем не был зять.
Учили лишь по - русски дочь,
Но, видно, было ей невмочь...
Хотя задача нелегка,
Дочь обошлась без языка.
                ;


Ждём седьмого января

Рождества Христова.

Каждый год на радость нам

Оно приходит снова.

                ;
В первый день январский мы новый год встречаем.

И каждый год в такой же день

Мы встречу повторяем.
             ;
пор курицы с яйцом:
кто старше, кто моложе?
Ученые молчат,
Бог секрет откроет позже.
                ;
Дни летят, как опавшие листья,
И задумчиво падают вниз,
Не помня ушедшего счастья,
Как судьбы нежеланной каприз.
                ;
Мне праздники теперь, признаюсь, не нужны,

Я вижу в них утрату вдохновенья,
 
И радости их всплесков не важны,

Но как люблю я к ним приготовленья!

                ;

Не пошлый телика юмор

Меня смущает,

А то, что ржет народ –

Мне душу огорчает.
                ;


Вот уж много лет

Еду по кольцевой дороге.

Надеюсь однажды

съехать с неё.
              ;
Мы не кричим.

Мы упорно молчим.

Молчанье – знак согласия?

О, нет! – гроза разногласья.
             ;

Мне кажется порою,

Что жизнь моя подобно звукам клавесина,

чужой рукой намеренно разбитого,

но, вот однажды озарение пришло:

она течет по руслу провидения, 

     смиренно подчиняясь его течению.
                ;
О, дорогая мисс,
Я предлагаю компромисс:
Я буду нежен, терпимо сдержан,
А Вы подайте мне надежду.
* * *
Парус, парус, ты во власти —
Ты поддался тайной страсти.
Ветер хлещет и клокочет.
— Нету, нету больше мочи!
Рулевой, ты что хохочешь?
Иль погибели ты хочешь?
Видишь, парус твой дрожит
И собой не дорожит.
* * *
О, предложи мне яблоко задора,
Как некогда Адаму Ева,
Сорви его с таинственного древа,
И лишнего не надо разговора.

                ЛЮБОВЬ КАВАЛЕРИСТА
У его любви бессонница.
Ее аллюры — словно конница:
То шаг, то рысь, то вдруг карьер
(Не страшен никакой барьер).
То иноходь, галоп, пассаж.
Что это, жизнь иль просто блажь?
* * *
Пора завязывать, мой брат,
И не такой уж я бездарный.
Меняю самогонный аппарат
На аппарат вестибулярный.
* * *
О, исповедь — смущенный лепет.
Мы раскрываем душу и грехи,
И помыслы, а слезы так легки.
Вдруг возникает трепет
Минутной искренней любви.
* * *
                Я ТАКОЙ ЖЕ ЧЕЛОВЕК
Меня мамочка корит —
Мне частенько говорит,
Что ведь жизни я не знаю,
Когда вырасту, узнаю.
Не поймет меня вовек.
А познать меня не просто —
Я такой же человек,
Только маленького роста.

                БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
У бабушки морщинки,
Как строчки в букваре.
Я вижу в них картинки
И спрятанные ласки,
А вечерами сказки
Она читает мне.

                ПОСЛЕДНЯЯ ОШИБКА
Один знакомый снеговик
Решил согреться крепким чаем.
Увы, нигде, хотя б на миг,
Его я больше не встречаю.

                КУРЯКА
Удалой муравей
Выкурил сигару.
Он, конечно, дуралей—
Заболел с угару.
                ОХОТА
Сегодня вечером иду я на болото —
Объявлен там лягушачий концерт.
Свободный вход! Иди, кому охота!
А цаплям даже будет и десерт.
                УРОК ПИСЬМА
Божья коровка
Сидела на листочке,
Божья коровка
Письмо писала дочке.
Божья коровка,
Целуй покрепче дочку
И не забудь про правило —
В конце поставить точку.
                И ТАК БЫВАЕТ...
Пчела увидела цветок,
И он раскрылся смело,
Цветок отдал пчеле, что смог,
Она взяла и улетела.

                О ВЫБОРЕ ДРУЗЕЙ
Муха одиночества боялась,
Вот подружилась с пауком.
Она в любви ему призналась.
А что произошло потом?
                ЛИХАЧ
Подарок черепахе в день рождения —
Туфли–скороходы, лучше не найти!
Но всюду штраф — вот наважденье,
За превышенье скорости плати.
                КАК ХОРОШО БЫТЬ МАЛЕНЬКИМ
Не умею еще по часам узнавать,
Когда кушать, когда уже спать.
Мой папа и мама завидуют мне:
— Ты счастливый, как будто во сне.
Из-за этих часов они вечно спешат.
Но куда? Не пойму. Они тоже молчат.
                НЕ ПРО ОДЕЯЛО
Им было тепло под одним одеялом,
Но тянули к себе вкривь и вкось,
На две части его разорвали,
И теперь они мерзнут врозь.
ПРО ДЕТСКИЙ САД И ДРУГОЕ
Идут по улице детишки парами —
Элина с Васей, Олег с Тамарою.
Им хорошо, они смеются,
Слова из них с весельем льются...
Учите сына, учите дочку,
Чтоб не гуляли в одиночку.
ДВОРОВАЯ ЖИЗНЬ
Играют с Муськой дети, не страшась совсем.
Берут за шею, перебирают лапки.
Во всем дворе коты растеряны в догадке:
— А где же когти, знакомые нам всем?
                ГРЕЗЫ И СЛЕЗЫ
Задумчивая леди
Мечтала о трагедии.
Задумчивая леди
Попала на комедию.
И так смеялась леди,
Что прослезилась леди
И вытирала слезы —
Сбылись мечты и грезы.
ГОРЕ – МУЗЫКАНТЫ
Скрипачи–кузнечики,
Порасправив плечики,
С участием солиста
Сыграть решили Листа.
Но тучка набежала,
Солиста напугала.
Концерт не состоялся,
Оркестрик разбежался.
ВОТ ТЕБЕ И СОНУЛЯ...
Трусишка–мышонок по имени Лам
Мурку за ус щекотал по утрам.
Мурка - ленивка любила дремать,
При этом ей рот было лень открывать.
— Спасибо, дорогой, — сказала Мурка,
— Все было вкусно, как нежна шкурка!
И если бы услышал это Лам,
Сказал бы: “На здоровье Вам”.
                ПРАВИЛА, ПРАВИЛА...
Есть правила правописания,
Есть правила поведения,
Есть правила дорожного движения,
Но нет правил без исключения.
                В ДУМЕ
Вчера переполох в курятнике случился —
Кудахчут куры, им вторят петухи:
— К чему нестись, когда цыпляток нету,
Уходят яйца на торги.
Совет куриный за полночь продлился,
К утру решили, усевшись на насесте:
— Зачем мудрить, оставить все на месте.
                НАХОДЧИВОСТЬ
Отец боялся, молила мать,
Чтоб иностранцем не был зять.
Учили лишь по - русски дочь,
Но, видно, было ей невмочь...
Хотя задача нелегка,
Дочь обошлась без языка.
                СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ
Я — шар воздушный — вдохновляюсь,
Когда я в меру наполняюсь.
Прожил бы я еще сто лет,
Но — так надули — мочи нет.

ЗАКОН УСТОЙЧИВОСТИ
Если царство разделится само в себе,
не может устоять царство то. Мк. 3, 24*
Сажин после окончания юридического факультета был на¬правлен на работу следователем в глубокую провинцию, в один из районов Южного Урала вместо ушедшего на пенсию и уже больного служителя Фемиды. Среди студентов Сажин отличался прилежностью к учебе, дружелюбием к сокурсникам и с готов¬ностью помогал им в учебе. Любил историю права, особенно Римского, вошедшего, как он считал, в основу законов государств всех последующих времен. Уравновешенный по натуре, Сажин проявлял страсть избирательно к тому, что было ему по душе. К нелюбимым предметам относился равнодушно и отчужденно.
Прибыв, часов в пять после полудня из областного центра на место своей будущей работы на дребезжавшем, как старая дореволюционная бричка, автобусе, Сажин поразился красоте открывшейся панорамы. На горизонте в нежной синеве виделась горная цепь, покрытая темными лесами, обрамляющими округу. В низине, на обширной территории разбросаны дома ровными порядками с черепичными или железными крышами с бликами лучей склоняющегося к закату солнца.
Небольшие коллективы суда и милиции, занимавшие двух¬этажный дом, с кирпичным первым и деревянным вторым этажа¬ми, встретили Сажина с нескрываемым интересом.
— Долго ждали и, наконец, дождались, кресло пустует, — сказал судья, громогласный, грозный с виду, тучный и совершенно лысый мужчина.
Вступив в служебные права, Сажин с интересом разобрал дела, оставленные его предшественником, и по своему усмотрению их рассортировал. Нераскрытые уголовные дела, сданные в архив, он выделил отдельно, иногда перелистывал их, пытаясь умозри¬тельно распознать оставшуюся нераскрытой тайну. Текущих дел было немного, да и те ограничивались мелким воровством, уличными, в основном, пьяными драками.
Сажина назначили как холостого на постой к пожилой, оди¬нокой вдове, доброй, благочестивой женщине, каких мало осталось в русских селениях. Он как–то сразу сдружился с хозяйкой, а она полюбила его, как сына. Ее собственное чадо пропало без вести, сгинуло в Афганистане. Она много молилась за сына. Анна Ильинична, так звали хозяйку, занималась по дому, готовя обед для себя и заодно для своего жильца, а летом много времени проводила у себя в огороде.
 Сажин был погружен в работу и не заметил, как прошло несколько месяцев. Кроме служебных знакомств, других у него не было. Но однажды, гуляя в сосновом бору, он встретился с молодой четой — учителями школы. Николай преподавал ма¬тематику. Флегматик по темпераменту, он знал и любил свой предмет, и мыслил о некоторых новых теоретических разработках, но, попав на обычное учительство в среднюю школу, часто повто¬рял: “Куда денешься...”. Его жена — худенькая, подвижная блон¬динка — была литератором.
Сажин сошелся с новыми знакомыми и время от времени встречался с ними, иногда с одним Николаем в уютной выделен¬ной ему комнатке, пили кофе или охлажденный петровский квас, приготовленный хозяйкой по специальному рецепту, а то и пиво, принесенное Николаем.
— Анна Ильинична, встречай гостей, — заявлял о своем прибытии Николай, принося ей конфеты или что–либо другое.
 Прошло лето, осень, зима, вновь наступила весна. Сажин провел успешно несколько мелких дел, но его не покидало чувство
неудовлетворенности в работе. Парадокс, но недуги и несчастья в обществе полезны и необходимы профессиям врачей, следова¬телей.
Как-то, разбирая папку старых, нераскрытых уголовных дел, Сажин наткнулся, как ему показалось, на необычный случай, более чем полуторагодичной давности. Пропал мужчина в возрасте сорока двух лет. Из показаний жены следовало: ушел из дому в субботу около шести вечера и не вернулся. Опрос соседей и усиленный поиск участкового не дали утешительных результатов, из-за отсутствия улик против жены и кого–либо дело было закрыто и сдано в архив.
По адресу, указанному в деле, Сажин определил дом, где жил исчезнувший — на другой стороне той же улицы, напротив его окна, в прямой видимости, на расстоянии метров пятидесяти. Пропажа вполне здорового мужчины была таинственной и необъяснимой. Дело это произвело на Сажина почему–то силь¬ное впечатление, возможно, потому, что дом потерпевшего был у него постоянно на виду. Он отложил папку с делом отдельно от других и часто думал, пытаясь мысленно создать версии рас¬крытия неразгаданной тайны. Он даже попросил хозяйку вспом¬нить этот случай, но и она, перекрестившись, ничего не добавила к тому, что было ему известно из протоколов. Только сказала:
— Жил он со своей Дарьей последнее время плохо. У того вон колодца, — показала она рукой, — где брали воду, мы с ней, бывало, виделись. Она все мужиков бранила: “Все они кобели ненасытные”.
Время шло, а случай этот, крепко засевший в мыслях Сажина, не давал ему покоя.
Как-то, когда хозяйка ушла в церковь на службу, Сажин вошел в кухню, чтобы позавтракать и увидел на столе Евангелие и еще какие–то книги, оставленные, вероятно, случайно. Он взял одну, открыл наобум какую–то страницу и прочел: “Когда вы соедините в себе внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ, вы соединитесь с Богом”. Взял другую, он вернулся к прочитанной, непонятной, имеющей какой–то внутренний смысл, фразе. Надо сказать, его задела собственная неспособность понять простые, на первый взгляд слова. Потом Сажин открыл Евангелие и углубил¬ся в чтение. Ему почему–то стало совестно, что он не читал ранее таких книг. Он почувствовал в стиле изложения соединение наивной простоты и глубинной непонятности содержания, не по¬зволяющее увидеть дна, значит, и истинного смысла.
Сажин не заметил, как пришла Анна Ильинична, как увидела его за чтением Нового Завета, ничего не сказала, только корот¬кими движениями старческих рук перекрестилась и начала при¬бирать в кухне.
Весь день Сажин мысленно твердил странную фразу, прочи-танную им, и наконец разгадал, как ему показалось, ее смысл — все в мире двоично: внешнее и внутреннее, низ и верх, левое и правое, любовь и ненависть, зло и добро, вера и неверие, вер¬ность и предательство, слабость и сила, одиночество и общение, воля и безволие, свет и тьма и прочие противоположности. Со¬единение же этих противоположностей образует целое и единое: красоту и истину, то есть абсолют. В человеке тоже все двой-ственно, и разъединение противоположностей — это уход от гармонии в боль и страдания. Но это еще не все; что же, получается от слияния противоположностей? Это начало коор¬динат, это “нуль”, это “ничто”. Мысль Сажина зашла в тупик.
На другой вечер пришел Николай, и Сажин предложил ему истолковать смысл фразы, встретившейся ему накануне, но не по-лучил вразумительного ответа.
— Однако, постой, — сказал Николай, что–то вспоминая, — современная версия ученых о сотворении мира — это теория большого взрыва в пустоте, из ничего. В этой пустоте скрывалось все будущее вселенной, вся ее потенциальная энергия, — вдохно¬венно продолжал Николай. — Согласно этой теории после взрыва, причину которого не могут объяснить, происходит непрерывное расширение сферической Вселенной, что доказано физиками.
Николай ушел, оставив у Сажина множество вопросов, не дающих ему покоя. Версия о большом взрыве навела Сажина на мысль: слияние противоположностей образует пустоту и она, эта пустота, способна вновь и вновь образовывать противополож¬ности, подобно распускающемуся вееру. Но чтобы найти истину и соединиться с Богом, как говорится в прочитанной фразе, надо соединить противоположности и получить целое и одновременно решение проблемы. Отрицая одну из противоположностей или пренебрегая какой–то из них, мы никогда не найдем истину и будем пребывать в тупике страданий и боли. Пример тому — одиночество, отделение себя от общения. Надо не бояться стра¬даний и боли, и они исчезнут.
Прошло несколько дней. Сажин был доволен своими раз¬гадками, но его одолевали и сомнения. А что, если все это просто игра ума и бессмыслица? Но нет, он уже не мог остановиться.
Если противоположности, соединяясь в начале координат, образуют нуль, пустоту, значит, они в некотором смысле равны! Значит, внешнее равно внутреннему! Значит, внутри человека находится вся информация, содержащаяся во вселенной, в том числе и в других людях! Следовательно, решение всех проблем можно искать внутри себя, раскрывая в себе то, что уже суще¬ствует во вне. Внутреннее и внешнее взаимно отражаются друг в друге! Ведь Вселенная и земной мир устойчиво существуют, следовательно, противоположности должны притягиваться. Как помочь им? Как это сделать? Как найти практическое при¬менение вселенскому закону устойчивости?
У Сажина дух захватило от новых мыслей. “Естественно, — говорил он себе, — любой творческий процесс — это внутрен¬ний процесс, но невозможно открыть то, чего бы ни существовало вне человека! Все люди и все в природе взаимно связано и влияет друг на друга”.
Как-то пришла Анна Ильинична с воскресной службы, уми¬ротворенная, с необыкновенно спокойным взглядом. На вопрос Сажина, не получила ли она хорошее известие, она ответила, что сегодня она исповедовалась.
— Какие же у Вас грехи? Вы ведете такой праведный образ жизни.
— Как же, — ответила она, — грехи вольные и невольные, в суете и не заметишь, как согрешишь.
И тут неожиданно понял Сажин, что покаяние и раскаяние снимают внутреннее напряжение, соединяют противоположности и противоречия, восстанавливают единство, целостность и спокой¬ствие душевного состояния. Если этого нет, то переживания и страдания преследуют человека, тормозится его развитие. Этот же подход может быть применен к народу в целом или к его части.
Мысли Сажина странным образом перекинулись к нерас¬крытому делу о пропавшем мужчине. Интуитивно он чувствовал, что несчастного случая здесь нет, а есть преступление, и поэтому есть преступник, нарушивший заповедь “не убий”. Он должен как–то проявиться, надо только набраться терпения, подождать и фиксировать все нарушения порядка, даже самые незначитель-ные. Об этом он предупредил всех участковых. И, действительно, через несколько дней его пригласили в участок, куда привели двух возбужденных, взлохмаченных женщин, подравшихся в очереди в магазине. Раздоры и драки, особенно по праздникам, в деревне были не редки, но чтобы женщины дрались — не случалось. Одной из драчуний оказалась жена пропавшего мужчины, Дарья, другой — счетовод, жена бригадира, трудолюбивого передовика полевода. Милиционер, выслушав обе стороны, пригрозил штрафом и отпустил. Счетовод задержалась, приблизилась к Са-жину, тихо выговорила: “Ходил он ко мне и в тот вечер был, затемно ушел”.
Дарья? Но как доказать? Улик нет. Если это Дарья — она разрушила единство, расщепила целое на противоположности. На покаяние, признание она не пошла, боялась наказания. Сейчас ищет выхода из мучительных переживаний. Но примирения не может быть: мужа нет; она должна выйти на него, на Сажина, чтобы замкнулось кольцо “причина — следствие”, если его метод верен.
Прошло дня три. Занимаясь каким–то домашним делом, Сажин услышал в прихожей, как показалось ему, знакомый голос, намеренно громкий.
— Баба Анна, не одолжишь ли немного соли, магазин уже закрыли.
— Как не одолжить, возьми сколько надо.
— Дома ли твой постоялец?
— Дома, дома, он домовитый, позвать что - ли?

— Нет, я так, не надо, я так спросила; сказывают, маслопобсолнухово привезли, завтра давать будут.
— Спасибо, завтра с утра схожу.
Сажин вышел из своей комнаты, встретился с беспокойным взглядом черных, как угли, глаз Дарьи. Она стояла у порога с распущенными волосами, одетая явно не в домашнюю одежду.
— Здравствуй, драчунья, — веселым тоном поприветствовал Сажин.
— Вот, соль одолжить пришла у бабы Анны.
Сажин вернулся к себе и вскоре увидел в окно, как Дарья сошла с крыльца и пошла торопливой походкой, перешла улицу, оглянулась, как будто чувствуя взгляд Сажина, открыла калитку палисадника, поднялась на крыльцо и вошла в дом. Засветилось одно окно, потом другое, и вскоре погасли оба.
— Ах ты, Господи, соль–то взять забыла, — услышал Са¬жин Анну Ильиничну, имевшую обыкновение говорить сама с собой.
Внутри Сажина спорили два человека. “Это — пустые до¬мыслы, — говорил один, — она не виновна, подозрения противо¬естественны”; другой твердил: “Все сходится, она подсознательно стремится к освобождению от мучительного состояния, чего бы это ей ни стоило”. Он включен в этот узел противоположностей вместо мужа, которого уже нет.
Дня через два, возвращаясь с работы, Сажин шел по соседней улице; его тянуло к дому Дарьи, он хотел ее еще раз увидеть. Дарья шла от колодца с коромыслом на плечах, неся два ведра, полных воды. Поравнявшись с ней, он приветствовал ее.
— Удача у меня будет, полные ведра встретил. Дарья, будто застигнутая врасплох, что–то невнятно ответила, ускорила шаг и под тяжестью груза быстро удалилась.
Уже ночью, засыпая, перебирая в памяти эту случайную встречу, пришло вдруг озарение: расстояние от дома Дарьи до колодца, откуда она несла воду, было куда больше, чем до колодца на их улице, недалеко от ее дома. В течение последующих дней Сажин убедился, что Дарья брала воду только из дальнего колод¬ца и не ходила по воду в ближний. Человек внутри Сажина, сомневающийся в виновности Дарьи, сдался и согласился с чело¬веком, убежденным в противоположном мнении.
На следующее утро Сажин проснулся раньше обычного, спеша позавтракав, направился к председателю сельсовета.
— Что–то случилось? — спросил председатель, оторвав¬шись от бумаг, которыми был завален его письменный стол.
— У меня неотложное дело к Вам, Иван Иванович.
Иван Иванович, человек опытный и рассудительный, был энергичным и деятельным, уважаемым в народе и у начальства. Он поднял хозяйство своей деревни на фоне общего упадка в районе. Своим громадным ростом, выдающимся вперед подбо¬родком председатель был схож с бульдозером.
— Всегда готов к услугам блюстителям законности, слушаю, говорите.
— Так вот, Иван Иванович, — начал решительно Сажин, — требуется срочно выкачать воду из колодца.
— Из всех колодцев? — с изумлением переспросил Иван Иванович.
— Нет, только из одного, что у переулка Достоевского.
— А цель этого мероприятия, если не секрет?
— Простите, Иван Иванович, пока секрет, проверяется версия одного преступления.
— Помилуй Бог, где я возьму насос, у меня запарка, идет уборка!

Сажин был тверд в своей просьбе, и вскоре насос был выпрошен у пожарников; а утром уже началась работа. Она продолжалась весь день и к вечеру была закончена. На дне колодца было обнаружено тело мужа Дарьи с привязанным к нему камнем.
Слух о необыкновенных способностях Сажина охватил не только деревню, окрестные села, но и судебную администрацию района и области. Одни считали Сажина экстрасенсом, другие — обладателем магии. Сажин уклонялся от ответов, в его голове еще не созрел окончательно метод применения названного им закона устойчивого развития Вселенной. Одному Николаю рассказал свою догадку о виновности Дарьи. Однако оглашать обвинение и возобновлять уголовное дело он не намерен. Человек свободен в выборе своего поведения, но восстановление целостности и объединение противоположностей, называемое людьми возмез¬дием, состоится, так или иначе.
Николай выслушал своего друга и сразу же предложил ему создать математическую модель его метода.
— Применим системный подход, — начал вдохновенно Николай. — Пусть вся Вселенная представляет открытую сис¬тему. Вся флора, фауна и люди — суть открытые подсистемы, взаимно связанные в информационном обмене, их бесконечное множество, и каждая из них двойственна, то есть содержит две противоположности. Сливаясь, эти противоположности обладают максимальной потенциальной энергией и гармонично спокойны. Пренебрежение одной из противоположностей, отделение ее от целого приводит к дисгармонии и воспринимается человеком в виде страдания, болезни, конфликтов — развитие подсистемы тормозится и может привести к ее гибели.
В этот момент друзья услышали тихий стук в дверь.
— Ребятки, не хотите кваску? — нерешительным голосом спросила Анна Ильинична. — Сейчас принесу свежего.


Рецензии