Соблазн1

«Соблазн придет в мир – но горе тому, кто его принесет»

Идет возрождение православия на РУСИ. Процесс крайне болезненный. Возрождать намного трудней, чем создавать. Иная секта успешней двигается, потому что нет предания и традиций. Строй своё на пустом месте и стриги своих овец.
В православии остаётся истина. Но истинная церковь – это оплот истинной свободы, где исключается авторитаризм, тоталитаризм. Есть самое трудное для понимания – «соборность». Именно, она (эта соборность) способна быть гарантом строгости и благодатности поведения церкви. Любая вульгарная экстраполяция этого понятия быстро сводит всё к заурядному демократизму и профанирует церковь, как Тело Христово.

Проявление соборности возможно лишь при условии неукоризненного правления церковью, с одной стороны.

И грамотной инициативной практики верующих. Чрезвычайно скрупулёзного продвижения в освоении и творческого развития глубинных традиций православия.

Надо дать себе трезвый, нелицеприятный отчет в том, что Божие попущение 70-летнего большевицкаго пленения народа (принявшего на себя благое иго Божие быти избранным) – результат оголтелого богоотступничества этого народа. Это были бы риторические лозунги. Что происходило в церкви. Иоанн Кронштадский взывал – на литургии полно народу – причастников единицы. В армии, при отмене обязательного причастия, более половины отошли от этой традиции. Я – профессиональный музыкоВЕД-композитор, 20 лет трудящийся на клиросе, изучая историю этого дела, доложу со всей ответственностью.

По состоянию певческой культуры можно определённо судить о состоянии православной церкви в России. Мусикия – область наиболее неуязвимая для грамотного управления ею со стороны высших чинов. Виною тому – особая неоднозначность в квалификации тех или иных образчиков песнопений. Отсюда (несмотря на категорический императив со стороны архиереев) элементарная спекуляция (особенно, полуграмотных и ультраграмотных регентов, как белых, так и черных, либо диктата вкуса настоятеля, что ещё более определённо подтачивало стройность певческого вектора в богослужении). Ни старообрядцы, ни ответственные никониане не могли четко квалифицировать новоразрушения партесников. И в лоне церкви образовался анклав непререкаемых удальцов самостийников от мусикии, гнущих свою страстишку.

ПРИЧИНА: музыкоВЕДЕНИЕ определяется позже практики. Ну а в нашем случае – певческая практика православной церкви оказалась под прикрытием ортодоксии. Получилась карикатурная ситуация, действующая и по сей день. Плевать на указы архиерея, на обличения старообрядцев, на запоздалые квалификации грамотных музыкантов. Мы «верны апостольскому преданию» … и прочие безумныя глаголы. И творится безумие (превалирование пошлейших песнопений, возведенных в ранг подобных, романсов, серенад, оперных ансамблей и пр.) приводящее к неслыханным конфузам. «Апостол» нашей певческой традиции архимандрит Матфей Мормыль (упокой его душу, Господи) увековечил звучание песнопения «С нами Бог» с элементарным огрехом в нотах (переписчик с недосыпу написал в конце песнопения фразу, которая оказалась принципиально важной в общем контексте очень простой формы народного напева (А,А1). Неуслышать это мог человек крайне убежденный в своей исключительности. В профессиональной музыке это возбраняется, как неопрятность (подразумевая, что оплошал брат). Имею большой опыт общения с мусикийцами в обителех. Там (с несвойственной монахам критичностью к себе) я слышал крайне безаппеляционные заявления практикующих певчих о своих особенных свойствах определения, что правильно и что неправильно. А вы-де, теоретики, не молитвенники. Это заурядная прелесть… Много можно говорить. А воз и ныне там. Сидим по уши… Так, по состоянию певческой культуры нетрудно себе представить, какой уксус остался в недрах неубитой большевиками и Хрущевым Церкви. Насколько я понимаю, новое руководство, освободившись от, сдерживающего инициативу, патриарха Алексия, стало проявлять эту инициативу.  Осмелюсь напомнить Московскому владыке, что не рациональные инициативы строят церковь,  недосягаемая нынче Любовь творит нас сынами Божиими. Многие ставленники вашей «команды» лихо проповедают на амвонах и СМИ, а делами грубо попирают элементарные нормы, набившей оскомину, вежливости. Хамство стало нормой поведения иерархии и ближних к ним. Я – очевидец того, как вами поставленный архиерей буквально раскромсал общину храма Троицы в Останкино. Как налет хунвейбинов (опыт работы в Азии, ничего не скажешь). Пинком бывшего настоятеля. После обещания «я не сильно поменяю вашу …». Настоящий разгул сатрапства, хамства. Откуда такая уверенность в неуязвимости (сколько гневных откликов в интернете о прошлых геройствах молодого архиерея – как с гуся вода). Что учинил ваш бывший подопечный в Америке вл. Корнилий (?). Новоиспеченный митрополит Иларион – притча во языцех. Ни стыда, ни совести. Прозападный душок.
И вот вам практика введения новых настоятелей. Зарождается община. Хождения по мукам обустройства, защиты территории от купленных атеистов, духовное окормление семей, появление духовных семей – какая кропотливая и христоугодная жизнь общины (которая, ещё со времен большевицкого террора, перестала быть). Это без претензий на свою легитимность –  убежденная в своей искренности. И вдруг в лоно этой искренности врывается перст иерарха. Простите за наивность. А вам не стыдно. Соблюдая какие-то примертвевшие от большевицкого прессинга законы, которые заглохли до 17 года. Отвергнуты все права прихода общины. Да что бы там ни мыслили умники администрации, претендующие на особую грамотность. Если организм болен в малом, он болен во всем. Но здесь не малое. Иерархия – соблазн для паствы, творя это, на что вы надеетесь. Но ведь это можно квалифицировать, как провокацию раскола в церкви.

Вы энергично общаетесь с молодежью на рок-тусовках. Судя по вашим критериям рассмотрения этой субкультуры, вы демонстрируете полное непонимание «порождающей» этой сложнейшей и страшнейшей по своим силовым линиям субкультуры. Получится очередное заигрывание с партесом. Наиболее «яркий» плод общения миссии с роком – Кураев. Дешевое кокетничание, которое вопиет своей наготой к строгой однозначности скрижалей этого феномена. Перед нами крайне опосредованная культура демонизма, обладающая убийственными средствами выразительности. Разговор не идет о набивших оскомину большевицких наблюдений о децибелах и разнузданности внешних проявлений. Это ужу и ежу понятно. Есть вещи, требующие пограничных квалификаций. Богословскомузыковедческих. Таких аналитиков я не встретил, хотя вещи напрашиваются сами собой – только присмотрись внимательно. Общение важно, но оно должно определяться не «искренностью» попытки врубиться. Прежде чем выйти на контакт – надо знать точно – кто и как за этим стоит. «Как» - вот корень.
Моя личная жизнь и надежда на спасение во многом – в уповании на духовное руководство о. Василия. Не только моя. У меня есть семья. Внутри нея кровавые нестроения. Супруга, которая, по моему убеждению, является образчиком немощи и разлада, считает себя духовным чадом о. Василия. Всякий раз, зная, что она имела общение с о. Василием, я наблюдал в ее настроении редкий мир и благодушие. Сам я, исповедуясь отцу Василию, чувствовал его сердечное сочувствие и молитвенную поддержку.

Для нас введение нового настоятеля в храм не было новостию (см. выше). Но сам прецедент не может стать чем-то непререкаемым. Вовсе не потому, что мы такие своенравные и капризные. Вовсе не потому, что о. Василий воззвал нас к противлению. То, что я говорю – это плод моих личных рассуждений, глубоко озабоченнаго состоянием нашей церкви. Я призываю к осторожности наших смелых реформаторов. Белые платочки, так сильно уродующие церковную жизнь сегодня, завтра опять могут стать почвой для перерождения церкви. Возможно, готовится показательный процесс на устрашение таких бархатных ситуаций. Любые разрушительные тенденции будут только приветствоваться. «Соблазн придет в мир…»


Рецензии