Клуб тети Зои
Назар Шохин
Сначала в городке появился общественный факсимильный аппарат. Затем – новенький настольный компьютер с клавиатурой и процессором. Позже к чудесам заморской техники присоединился струйный принтер. А потом хозяйке этих приобретений выделили аж комнату в музее искусств – со стеллажами для зарубежных справочников и учебников. И уже буквально через неделю повалил народ – в основном студенты местного универа, почему-то преимущественно будущие экономисты и зарубежные филологи.
«Корпус мира» знал, что и кому дарить в Бухаре. Общительная волонтерка-американка – ну никак не похожая на разведчика из советских фильмов – добилась всего этого для своей подруги, такой же коммуникабельной, – бывшего экскурсовода Зои, умевшей находить общий язык даже с самым злобным посетителем. Там у них, в США, подобное хозяйство, скорее всего, не стоило денег и, наверное, уже выходило из моды, а тут местная молодежь буквально выстраивалась в очередь, чтобы посмотреть, как загорается факс, как он начинает стрекотать, заглатывая письмецо или выплевывая из себя космические послания. Да, в ректоратах факсы уже были, но они сразу становились недоступным символом вузовской власти.
В музейной комнате стало совсем уже тесно, и тетя Зоя добилась выделения ей в самом сердце старой части городка… небольшого двухэтажного особнячка; говорят, раньше в нем жили горвоенкомы, пока их не приютили благоустроенные, с душем и туалетом, хрущевки. Второй этаж нового пристанища тети Зои предназначался для кабинета и небольшой гостиной, а на первый можно было спуститься по крутой, столетней давности деревянной лестнице прямо в зал с рядом компьютеров… для электронной почты. Виртуальное общение – это было уже слишком!
«Емеля» разделила городок надвое: с одной стороны, – почтальоны, вековые любимцы и чудаки, сразу почувствовавшие угрозу своему существованию и радовавшиеся, как дети, каждому отключению света, а с другой – золотая молодежь, уже не удивлявшаяся своему мгновенному перемещению в любую точку земного шара без хлопотных поездок и писем. Были, конечно, и третьи, не считавшие себя регрессистами, но пока не дерзнувшие перейти от пепси – к файлам, браузерам, килобайтам…
Тетя Зоя, всегда улыбчивая и добродушная, – сама из того самого горбачевского поколения американского шипучего напитка – смогла каким-то особым чутьем приноровиться к новым реалиям и превратить эту, на первый взгляд, необычную точку интеллектуального бизнеса в настоящий клуб. Причем по новомодной технологии: активно и непринужденно дискутируем, сами выбираем проблемы и сами же находим их решения. Все было логично: на первом этаже молодежь набиралась от остальной планеты прогрессивного воздуха, а на втором – подливала горючего в многозначительные, иногда за полночь разговоры. Это был пока не Сорос со своим «открытым обществом и его врагами» – он пришел двумя годами позже, но дискуссии логично приводили к мысли об источниках финансовых вливаний, и в особняке была создана… грантовая комиссия.
Денежки Дяди Сэма оказались в городке очень кстати. Местная молодежная политика безнадежно прогнила, она была уже не способна залатывать дыры, и, как бы власть ни хорохорилась, все рушилось, люди целыми подъездами уезжали в США, Европу, Израиль, Россию. И вот по причине такой бедности студенты стали привыкать к новому образу существования от тети Зои. Возобновились почти забытые капустники в пригородных лагерях с диспутами и словесными баталиями. В особняке запели барды. Проводились тренинги с кофе-брейками. За все это платили американцы долларами в конвертах, постоянно напоминая однако, что Америка не богадельня и не собес и вполне можно научиться существовать, зарабатывая своим умом.
Тетьзоин клуб просуществовал еще немного, пока налоговики не прикрыли его под странным предлогом.
К чему эти провинциальные воспоминания почти тридцатилетней давности о захолустном городке?
«Клубы тети Зои» вроде кажутся сегодня учреждениями нонконформистов, но они, кроме всего прочего, выстраивали иную, простую, модель поведения в новом мире, пестовали или восстанавливали культурный слой, достижимую мечту, заставляли верить в лучшую жизнь, учили жить не в коммунальной квартире, а в монастыре собственного духа, что, кстати, было гармонично и мусульманским суфийским учениям.
Многое из таких клубов – особенно культуру дискуссий и уважение к чужому личному пространству – можно было бы перенести и в нынешний день…
Чайка (США). - 2022. - 30 апреля.
Свидетельство о публикации №222020700421