Песня, которую любили все, но о настоящих авторах

Песня, которую любили все, но о настоящих авторах узнали спустя тридцать лет

Эта песня стала широко известной в восьмидесятые годы. Нежная, трогательная, какая-то неземная, она завораживала и доходила до самого сердца. Было в ней что-то детское, волшебное, а главное, была запредельная искренность, на которую невозможно было не отозваться. Но вот кто авторы песни, долгое время почти никто не знал, даже сами исполнители. Их имена открыли только в двухтысячные годы, и для этого пришлось провести целое расследование, почти детективное.

Борис Гребенщиков впервые исполнил песню «Город золотой», а именно о ней идет речь, в марте 1984 года на концерте в Харьковском университете, причем он даже извинился, что не знает авторов произведения, которое исполняет. Причины были просты: композитор Владимир Вавилов решился на мистификацию, о которой мы сейчас расскажем, а автор слов, поэт, ученый и философ Анри Волохонский, в 1972 году эмигрировал в Израиль, поэтому имя его старались без повода лишний раз не упоминать.


О создании стихов рассказал сам Анри Волохонский:

Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями "Как же я теперь песни буду писать?" я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года.
Алексей Львович Хвостенко, поэт, автор песен, художник, был другом и соавтором Волохонского. Вместе они написали больше ста песен.

Борис Петрович Аксельрод, он же Аксель, занимался мозаикой и живописью. В 1972 году он получил заказ на создание мозаичного панно для детей, которое должно было быть названо "Райский сад на земле". Голубое небо и изображения священных животных были частью задуманной Акселем композиции. Эта композиция и навеяла Анри Волохонскому строчки замечательного стихотворения.


С авторством музыки все было еще сложнее. В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI – XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века, один из крупнейших композиторов XVI века. Родился он в Милане, в молодости приехал в Рим и стал служить лютнистом в папской капелле. Как композитор и исполнитель, он завоевал такую славу, что его называли «Божественный Франческо». До нашего времени дошло более ста двадцати его произведений, но среди них нет ни одного под названием «Канцона». Правда, первая фраза в «Канцоне» совпадает с началом «Фантазии № 30» итальянского композитора, но это и все.


Разоблачение мистификации было долгим, сверяли ноты, изучали списки работ Франческо да Милано, брали консультации у известных музыкантов. Разгадка находилась на самом виду. На пластинке был указан исполнитель музыки – Владимир Вавилов. Он же являлся и автором всех композиций, кроме одной.

Но почему Вавилов решился на такой поступок – приписать свои произведения композиторам эпохи Возрождения? Этому были причины – любовь к лютневой музыке и понимание, что его произведения не будут изданы: он не состоял в Союзе композиторов, а музыка была бесконечно далека от идеологически выдержанной, скорее, её можно было назвать религиозной. Вавилов был очень скромным и спокойным человеком, беззаветно преданным своей работе. Музыка стала смыслом его жизни. Поэтому для него было очень важно, чтобы его музыка звучала, пусть даже под именами композиторов шестнадцатого века.

На этой же пластинке записана «Аве Мария», изумительно красивая музыка, которая была приписана Вавиловым Джулио Каччини (в первых изданиях пластинки был указан неизвестный автор), «Ричеркар»

Н. Нигрино, «Павана и гальярда» Винченцо Галилея (кстати, отца Галилео Галилея). Но все эти мелодии написал В. Вавилов. На мелодию «Павана и Гальярда» был положен еще один текст Анри Волохонского «Конь унес любимого» (первое название «Лебедь»).

Пластинка Вавилова была известна Анри Волохонскому. Он находился под впечатлением и постоянно напевал (мурлыкал, как говорил сам автор), мелодию «Канцоны». И там, в мастерской Аксельрода, среди голубой небесной смальты, рисунков волшебных животных произошло чудо – родилась песня, которую до сих пор слушают и любят миллионы людей.

Первым исполнителем песни «Рай» - так назвал её автор, был Алексей Хвостенко.


Над небом голубым —
Есть город золотой,
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.

А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.
Гуляют там Животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит — тот люби;м.
Кто светел — тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро;гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
В стихотворении речь идет о Небесном Иерусалиме – Рае. В нем использованы библейские образы из Ветхозаветной Книги пророка Иезекииля, на эту книгу как на источник указывает и сам А. Г. Волохонский.

Пророк рассказал о Божиих видениях. Перед ним возникло великое, клубящееся огнем облако, от которого исходило сияние. В середине облака находились странные существа:

Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
Рядом с этими существами находился какой-то предмет, который в переводе именуется «колесом», скорее всего какая-то сфера. Страшными показались пророку ободья этого колеса (по-видимому, поверхность сферы): они полны были глаз.

В Откровении Иоанна тетраморфы (так назвали этих загадочных существ) перестают быть единым целым – они распадается на составные части.

Впрочем, Иоанн нигде не пишет лев, орел, телец, человек, а только животное, подобное льву, тельцу, орлу, человеку.

Неизменными остаются наличие крыльев, образ кристалла и огромное количество очей. Фраза об очах «и внутри они исполнены очей» почти дословно использована Анри Волохонским в стихотворении: «…вол, исполненный очей».


Позднее эти животные были истолкованы как символ четырех евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.

Каждый из них крылат и держит Евангелие.

Город золотой...
Сам образ "золотого города"тоже пришел из Откровения:

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта.
Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями...

А в стихотворении Небесный Иерусалим стал образом красоты и гармонии в душе человека, которая достигается великим даром любви. И в то же время светлой грусти по высшему, недостижимому в здешней жизни счастью.


Рецензии
Искусство людей, которые пребывают в параноидальной прострации. Настоящий Рай - это жизнь на земле. Нам повезло родиться на этой планете и больших чудес, чем на Земле быть не может.
а вам жить на нашей планете скучно?
Настоящими гениями были Владимир Высоцкий и Юрий Визбор, которые прочно стояли на земле. И пели о наших современниках.
А то. что буровил Гребенщиков - сказки для маленьких.

Владимир Иноземцев   10.01.2023 10:59     Заявить о нарушении
В последние годы упорно думаю о гениальности Высоцкого - переживёт ли она физическую жизнь поколения его современников? Не знаю, уже не уверен. От людей, родившихся после 2000 года - смысл его произведений ускользает.
А так хотелось бы узнать, заглянуть хоть одним глазком в будущее! Но увы.

Крамер Виктор   12.09.2023 05:26   Заявить о нарушении
Вы правы, выросли другие люди.
Высоцкий пел "лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал..."
А современному туристу горы не нужны. Ему нужен звёздочный отель, сервис, бассейн возле корпуса, итальянская-испанская-тайская кухня, фуникулёр.

Но утешает то, что новых песен нет. Нет новых поэтов, нет композиторов. Так что те шедевры, что созданы нашими современниками - это на века. Пока будут люди говорить по русски.

Владимир Иноземцев   12.09.2023 16:34   Заявить о нарушении