Лаура и другие увлечения Порываева, ч. II, гл. VI

               
                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

     Глава ШЕСТАЯ - ЗВЕЗДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ НА ПРАЗДНИЧНОМ КОНЦЕРТЕ с
     ПОХВАЛОЙ - "НАШ НАСТОЯЩИЙ САМОРОДОК - ПОРЫВАЕВ

     1.

     Предпраздничный вечер 6 ноября 1961 года стал знаменательным днем в жизни Порываева, который он запомнил на всю жизнь. За час до торжественного собрания во Дворце культуры Алексей переоделся в гримерной комнате в добротный черный костюм, белую рубашку с галстуком и лакированные театральные туфли и, подойдя к зеркалу себя не узнавал. В нарядной одежде, подстригшись и побрившись, он стал выглядеть старше и солиднее, теперь оставалось не ударить в грязь лицом при чтении своих стихов.

     В фойе Дворца культуры его встретила Елизавета Гавриловна, завела в свой кабинет и представила молодой женщине, назвавшейся Ульяной Касаткиной, которой поручено вести концерт. Ведущая взглянула  на Порываева и, посмотрев на программу концерта, спросила: правильно ли в этой программе указаны названия стихов - «Эльганские маяки» и  «Благородный металл». Ведущая предупредила, что начало торжественной части вечера откроет заслуженный артист Костюк чтением тематического стихотворения и во время концерта он будет наxодиться с Алексеем в одной гримерной комнате. Она также предупредила Порываева, что после торжественной части и короткого перерыва она объявит начало художественной части вечера его выступлением. После прочтения стихотворения, при закрытом занавесе , он должен будет уйти вглубь сцены и стать с краю с правой стороны во второй ряд хора, как это он уже делал на репетиции.

     Ровно в шесть часов вечера открылся занавес, предоставив взору зрителей, заполнивших зал до отказа, с десяток почетных гостей вечера, усаженных за столом в центре сцены, среди которых Порываев узнал Первого секретаря райкома партии, Истомина и Миронова. Тут же на сцену впереди президиума вышел Костюк и громогласно с поднятой вверх правой рукой продекламировал первую строчку стихотворения: «Над страной реет красное знамя, на плакатах – семнадцатый год…». Удобно устроившись за кулисами Алексей рядом с ведущей, затаив дыхание, слушал, как написанные его рукой строки стихотворения, превращаются в спектакль, к которому приковано внимание почетного президиума и сотни глаз зрителей зала.

     После слов Костюка: «В честь побед Октября наше золото – наш подарок Отчизна тебе!» раздались звуки гимна Советского союза, все встали и, кто как мог, стали подпевать священные слова Советского гимна. После исполнения гимна вышедший из-за стола Первый секретарь начал свое выступление представлением одиннадцати почетных гостей,  сидящих на сцене, восторженно охарактеризовав  каждого с вручением почетных грамот Правительства Якутской республики и вручением им живых гвоздик.

      В заключение он сказал, что те, кто написал это замечательное вступление к праздничному вечеру и вдохновенно его исполнил, освобождают его от упоминания многих знаменательных страниц сорока четырех лет советского строя и неувядаемых трудовых и ратных побед Советской страны под руководством Коммунистической партии Советского Союза во главе с несгибаемым ленинцем Никитой Сергеевичем Хрущевым. Закончил свое выступление Алексей Тихонович сердечным поздравлением с праздником  и наилучшими пожеланиями новых трудовых достижений, крепкого колымского здоровья и счастья в личной жизни всем наxодящимся в этом зале.

     Забежав в коротком перерыве в свою гримерную, промочить горло перед выступлением, Алексей впервые столкнулся лицом к лицу с улыбчивым артистом, который только и сказал:
- Так вот, ты, какой молодец – Алексей Порываев, что заставил меня ночь не спать, выучивая, честно сказать, это сумбурное, но лихо агитационное и задорное стихотворение. Не обращая внимание на знаменитость, Алексей отпил несколько глотков воды и, как бывало на спортивных соревнованиях, сдерживая волнение, приготовился к старту своего выступления.  Когда все расселись и угомонились из-за закрытого занавеса на середину сцены вышла элегантная Ульяна Касаткина и поставленным голосом объявила:
- Наш праздничный концерт начинают участники художественной самодеятельности прииска Эльган, победители районного конкурса самодеятельного творчества.
     Право открыть наш концерт предоставляется начинающему поэту, молодому специалисту, мастеру геолого-разведочных работ прииска Эльган, Алексею Порываеву, который прочтет свое приветствие передовикам производства  под названием «Эльганские маяки».

     Вышедший перед закрытым занавесом, где в это время выстраивался хор, стройный и с иголочки одетый молодой человек уверенно и с хорошей дикцией прочитал своих «маяков», заслужив продолжительные аплодисменты и одобрительные возгласы членов президиума, пересевших в зал.
    После выступления в хоре Алексей, получив на руки от ведущей программу, где его следующий номер стоял последним, на приставном стуле переместился в зал. Ему хотелось увидеть и услышать каждый номер Лауры со стороны зала, надеясь, что она непременно его увидит и оценит его неподдельное внимание к каждому ее выступлению.

     Когда, вслед за Костюком, с блеском выступившим со своими юмористическими охотничьими байками, на сцену вышел дуэт «Подруги» в составе прекрасных Лауры и Маргариты, сердце Алексея защемило. После пионерской песни «Край родной» и романса «Вернись в Сорренто» они исполняли на бис Уральскую рябинушку, в которой  воспевались возвышенные чувства девушки к двум одинаково хорошим и бравым парням и только сердце, могло подсказать ей, кто из них милей. Теперь Алексей, любуясь подругами, в мыслях был поставлен в аналогичное затруднительное положение, раздумывая: кто из них,  ему ближе и милее. Будучи сам участником художественной самодеятельности в техникуме он и представить не мог, что теперь на Колыме это увлечение вызовет у него столько радости и душевного восторга. Каждый из номеров концерта Порываев смотрел с удовольствием, но отдельные номера доставляли ему истинное наслаждение. 

     Особенно тронул Порываева раскатистый голос Залесского с серенадой Смита из оперы Жоржа Бизе «Пертская красавица». Буквально воспламенили его сердце изумительные слова из серенады:

 «На призыв мой тайный и страстный,
О, друг мой прекрасный, выйди на балкон.
Как красив свод неба атласный,
и звонкий и ясный струн печальный звон.
Озари тьму ночи улыбкой, а я стан твой гибкий обниму любя.
До зари, до утра прохлады я петь серенады буду для тебя...
Мы одни,  никто не узнает, пока не светает, выйди на балкон...»

     Он закрыл глаза, и все же мысленно представив себя под балконом, на котором стоит прекрасная Лаура и машет ему рукой, зовя его к себе.  Бравурная спортивная музыка прервала его размышления: на сцене появились полураздетые, на подбор стройные и красивые гимнастки, сразу же захватившие зал своим исполнением. Удивлению Порываева красоте и грации девушек не было предела. Все было ярким и красочным зрелищем, особенно финальная часть с неподражаемой солисткой Лаурой.      
     Двенадцать подобранных красавиц плавно выбегали одна за другой в центр зала и размахивая лентами выполняли акробатические элементы; две девушки со всего разбега делали в унисон головокружительное сальто навстречу друг другу, затем другие четверо бросались одновременно на пол и застывали в шпагате, далее пятеро девушек с большими разноцветными шарами в вихре вальса кружились по залу и, наконец, в образовавшийся круг девушек с яркими лентами, шарами и мишурой выскочила его любимая Лаура в пестром наряде и, меняя поочередно маски в образах и костюмах летучей мыши, змеи, кошки и обезьяны на неизвестно от куда образовавшемся постаменте, показывала изумительные гибкие гимнастические упражнения, демонстрируя невероятные возможности девичьего тела.

     Зал аплодировал девушкам стоя. Не смотря на двадцатиградусный мороз, одна из соседок Порываева оказалась с цветами и, когда она стала обходить его, направляясь на сцену, он вырвал у нее цветы, бросив на ходу: «Простите, пожалуйста, я все объясню, мне очень нужно» ринулся на сцену. С дугой стороны на сцену выбежал с нацеленным фотоаппаратом корреспондент районной газеты. Алексей не видя и не слыша никого подскочил к Лауре и с улыбкой на лице вручил ей цветы и тут же скрылся за сценой, возвращаясь в свою гримерную. По программе оставалась еще половина номеров, но он, представив, что вернувшись на место на него с воплями на весь зал набросится соседка, решил ожидать здесь вызов на сцену со своим заключительным номером.

     Отпив воды, он машинально подошел к зеркалу и тут совершилось чудо: вместе с цветами в руках в костюмерную буквально вбежала Лаура, и Алексей, с распростертыми для объятья руками, бросился к  ней. Крепко обнявшись и прижавшись друг к другу, они целую минуту стояли молча, нежно поглаживая руками спины.
- Ла-у-ра» - первым прервал молчание Алексей, продолжив:
 - Ты такая красивая, -
- «Еще, Алеша, еще, - это уже продолжала Лаура и услышала:
- А я стан твой гибкий обниму любя!
     Вдруг во дверях оказалась ведущая, которая просила Лауру снова выйти на сцену, так как зал хлопал и дружно восклицал: «Ла-у-ра, Ла-у-ра, Ла-у-ра».
     Через некоторое время в гримерную зашел Костюк, который быстро собрал свои вещи, крепко пожал Алексею руку и на прощанье сказал:
- Я свое отработал и отбываю в столицу, дарю тебе все пространство гримерной, молодой сочинитель, будь здоров и увертлив от поклонниц!

     2.

     Вторая половина концерта состояла из номеров, отобранных из исполнителей отдельных приисков и непосредственно участников художественной самодеятельности районного Дворца культуры. Когда заиграл струнный оркестр и запела исполнительница русских народных песен Эльвира Смолина «Коробейники», Алексей вышел из засады и, спрятавшись за кулисами сцены,   наслаждался ее пением. После ряда интересных номеров исполнялся цыганский танец, к которому Порываев никогда не оставался равнодушным.

     Среди совершенно незнакомых цыганок он увидел белолицую женщину, в цыганских юбках с распущенными волосами в невероятном кружении босыми ногами, и с изумлением узнал в ней Нину. Теперь его совестливое сердце воспылало к первой своей женщине. Как только многочисленные аплодисменты окончательно смолкли и цыганки стали покидать сцену он бросился наперерез к Нине, схватил ее за руку и быстро увлек ее в свою гримерную.

     Теперь уже он на правах хозяина запер дверь и крепко обхватил руками разгоряченную подругу. Позволив на минуту подержать себя в объятиях, Нина высвободилась, картинно откинула назад волосы и игриво сказала:
- Ну и бессовестный же ты, Алешка, еще губы от Ларки,  не обсохли, как ко мне опять уже ластишься. Или ты забыл мое условие: я или она.
- Да что ты, моя прекрасная цыганочка, мне эту школьницу клеишь, я что виноват, что она ко мне сама забежала, - стал отбиваться Алексей.
- Уж признайся – захотелось мои юбки цыганские поснимать, так это еще надо заслужить, херувимчик мой. С этими словами Нина сама стала осыпать своими накрашенными губами Алексея.
     В дверь постучали, там снова оказалась ведущая Ульяна, которая предупредила Алексея, что скоро она пойдет его объявлять в заключение концерта, и ему бы нужно немножко причесаться и стереть пятна помады на лице. Заметив, что Порываев стал наливаться краской, Ульяна приятно улыбнулась,  слегка тронула его рукой и со словами: «Все нормально, все хорошо, соберитесь, Алеша, и ждите моего объявления» вышла из гримерной, оставив его с Ниной наедине. Алексей быстро подскочил к зеркалу и уже с помощью Нины стер с лица все последствия ее неудержимого прикосновения.

     Выйдя за кулисы к самому краю сцены, Алексей увидел разбросанные по полу карты, клочки разноцветной бумаги, маленькие столики, какие-то коробки  и, стоящий по центру огромный продолговатый ящик, в который  плавно и картинно улеглась полуобнаженная женщина. Вдруг вооруженный пилой иллюзионист, закрыв ящик наглухо, на глазах изумленной публики, в два счета распилил его на две части. Из места распила хлынула кровь. Потом «злодей» в отчаянии стал разводить руками и истошно вопить:
- Что я наделал, что я наделал!!!, вызывая в зале неподдельное ошеломление.
     Вдруг, махнув своим черным волшебным плащом под веселую музыку, под ним оказалась и быстро выскочила наружу, как ни в чем не бывало стройная женщина, прокрутившая по сцене многократное сальто. В зале снова раскатились продолжительные аплодисменты. Занавес несколько раз открывался и закрывался, давая иллюзионистам возможность откланяться и насладится своим успехом.

     Наконец, в полной тишине за занавесом появилась очаровательная Ульяна и, обращаясь к залу, умиротворенно заговорила:
- Дорогие товарищи и друзья! Наш сводный концерт, посвященный сорок четвертой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции подходит к концу. Все мы с вами стали свидетелями замечательных самодеятельных номеров многих рабочих и служащих наших приисков и районного центра, а также профессиональных артистов, доставивших нам истинное наслаждение. У всех у нас, находящихся в зале, могут быть разные вкусы и разное восприятие этих номеров, но все мы с вами едины своим почитанием Октября, любви к своей Великой Родине и к своему многотрудному служению делу, высокого значения – добыче золота, ценного и благородного металла. Во вступительной части нашего вечера прозвучали образные слова нашего молодого поэта Алексея Порываева:

«Знамя наше с серпом и молотом
Мы прославим в трудах и борьбе,
В честь побед Октября наше золото –
Наш подарок Отчизна тебе!»

     В продолжение этих слов и в заключение нашего концерта сейчас он прочтет свое стихотворение «Благородный металл», посвященное как раз нашим замечательным добытчикам золота! Встречайте, Алексей Порываев!

     Пока ведущая настраивала зал на внимание и поддержку Порываева, сцену быстро очистили, занавес отрылся и на белом заднике показались кадры кинохроники о добыче золота в разных формах и разных уголках Великой страны. На этом фоне Алексей спортивной походкой вышел к микрофону, установленному с крайней правой стороны сцены, выждал, пока зал успокоится  и,  четко выговаривая каждое слово, заговорил о боге металлов - вечном, нужном, благородном металле – золоте.

     Уже после второго четверостишия, когда Алексей, повысив голос, вдохновенно отметив, что он посылает хвалу тем, «кто в трудах из земной глубины благородный металл добывает» в зале снова раздались аплодисменты. Приостановив на минуту чтение и взглянув в до отказа заполненный зал, он успел разглядеть во втором ряду колоритные фигуры Первого секретаря, Долина,  Истомина, Миронова, а также примостившуюся на тот же самый стул, на котором он недавно сидел, Лауру.

     С каждым куплетом голос Порываева звучал все громче и увереннее и уже по инерции в зале снова и снова раздавались аплодисменты. Воспользовавшись минутной передышкой, на ходу немного изменив последнее четверостишие, Алексей с гордостью зачитал:

«Индигирский искатель на вахту встает,
Чтобы с золотом званием слиться,
И тому, кто из недр его достает,
Я сегодня хочу поклониться!»

     Закончив чтение Порываев низко поклонился три раза в разные стороны. Все встали и бурными аплодисментами долго не отпускали Алексея со сцены. А вышедшая на сцену Людмила Аркадьевна, вручая Порываеву цветы, обращаясь к залу, восхищенно сказала:
- Ну, разве это не настоящий самородок – наш Эльганский Алексей Порываев!
     Многие годы в самые трудные минуты своей жизни эти слова любимой наставницы, при их воспоминании, придавали Алексею новые силы и уверенность в себе.
               
 


Рецензии