Казачество

КАЗАЧЕСТВО.
                ----------------------
Не много найдётся понятий, опрделений, живущих века, но так и оставшиеся противоречивыми в оценках и не до конца изученных.
Авторитетный словарь Ф.А Брокгауз,И.А Ефрон казачеству посвящает обширную статью. Но в первой строчке предупреждает-»вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе.
(Не могу не процитировать фразу из вступительной статьи к словарю- который совершенно исключил  политические и корпоративные оценки, руководствуясь одним требованием:всё должно быть описано одинаково ясно и добросовестно. Потому словарь и привлекает многие десятилетия читателей!)..
История казачества в определённой мере создаётся на основе фольклора-песен, былин, сказок, воспоминаний, и,конечно, летописей.
Многие учёные, историки изучали казачество, у каждого своя оценка, часто не совпадающая, противоречащая другому исследователю.
Польский историк Кромер и русский князь Щербатов видели в казаках остатки половцев, Вольтер-остатки татар, Карамзин,Соловьёв, Миллер-потомков тюрского племени, жившего на юге России и известного под именем «чёрных клобуков»….
Уже в 16 веке польский летописец Мартын Бельский...говорит, что казачество выделилось из народа благодаря умственному складу и характеру  некотрых лиц. Взгляд Бельского разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине и смотревший на казачество как на класс рыцарей, а также украинский живописец Самоил Величко.
Костомаров считает казаков за мещан, которые ходили сначала на юг на промысел; условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни…
В конце 15 века крымский хан Менгли-Гирей разорил Южную Украину, не  перебитые или не захваченные в полон, убежали на север, в Волынь и Полесье.
Обширное пространство земли...осталось пустыней; не находилось людей, которые бы хотели там брать службы. Пограничные старосты для защиты границ стали раздавать службы или сельским общинам, или отдельным лицам не шляхетского происхождения, с обязанностью нести военную службу:отсюда и возникло казачество…
Как в Великороссии, так и в Малороссии казак является сначала отхожим промышленником, ищущим заработок на стороне, чаще всего на степном приволье. Это степное приволье притягивает к себе выходцев из разных местностей Руси, чаще всего из окраинных. Выходцы,в видах самозащиты, группируются в  вооружённые товарищества вокруг отдельных вожаков-атаманов.
В степях появляются казацкие хутора, казацкие слободы, являются домовитые казаки, начинается земледелие. Так было в бассейне Днепра, та и в бассейне Дона. Казаки не какие -то остатки древнеславянских  вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооружённые артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотой степей. С пограничья шло в степь больше всего народа, но и внутренние области государства давали в казачестве известный процент.
Слово «казак» на Руси стало обозначать добытчик, степной промышленник, человека, живущего отхожими промыслами….
В новейшее время (1863 год) учёные В.Б.Антонович, И.М.Каманин высказывают некоторое другое мнение: «Казачество-исконное  землевладельческое и земледельческое туземное  южнорусское  население, сознающее свою  национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав  сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычества Литвы, при вторжении  в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться  к обособлению, к выработке  собственных : но, вследствии отсутствия  сильной центральной власти, соединённого-польско-турецкого давления, постоянных смут внутри, оно вынуждено было  развиваться лишь в  многосторонней , обессиливавшей борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории».
Пожалуй, на этом и ограничусь извлечениями из обширной статьи в «Словаре» о казачестве малороссийском, (оно было широко распространено по всей неохватной нашей тогдашней державе).
Так кто же такой малороссийский казак былой? Каковы его, так сказать, родовые признаки?
Человек -свободолюбивый, вольный, не терпящий насилия ни от кого, и от правительства тоже. Не о нём сказано Николаем Алексеевичем Некрасовым: «...долготерпением удивляющий народ!».
Казак предан своей православной религии, веками выработанным жизненным традициям. В России казачество обладало немалыми привилегиями. Жило оно несравненно лучше, чем крестьяне господские или крепостные тем более в Центральной чернозёмной царской (да и советской!) России.
Век существовала в России яркая, оправданная поговорка -»вольный, как казак!».
Потому казачество и не признало революцию. Да кто её признал!? Но казачество оказало вооружённое сопротивление, выступило за сохранение пошатнувшегося, скомпрометировавшегося царского режима.
Впрочем, годы, события подобные ярко, честно, точно описаны казаком донским Михаилом Шолоховым в его романах «Тихий Дон» и « Поднятая целина»…
Советская власть взяла казаков в «ежовые рукавицы». Были ликвидированы привилегия, заставили забыть об исключительности и превосходстве казака над «простолюдином»,оставить в прошлом высокомерие и исключительность. При советской власти все равны в нищете!
Тяжёлым колесом проехала коллективизация по казаку. Начались бессудные притеснения, изымался скот, рабочий инвентарь, жилой дом, а самого казака, не желавшего вступать в колхоз в «места н столь отдалённые».
А казачество ещё не оправилось после гражданской, братоубийственной войны.
Как безжалостный плуг разделил жестокой бороздой казачество, одни сражались в Конной армии С.М.Будённого, а противники, не признавшие советскую власть, были в эмиграции по всей Европе… Тяжкое, печальное время и не судьи мы ему…
В Великой Отечественной войне каждый найдёт много героических поступков казаков, а не мало, что и вспоминать н желательно…
Но народ всё помнит! Из поколения в поколение передаётся, как казаки исполняли при царе-батюшке полицейские функции, как усмиряли плёткой да острой саблей взбунтовавшуюся «чернь».
В моём родном Уваровском краю казаки наводили порядок в 1861 году после отмены крепостного права. Помещица Старой Ольшанки Вера Николаевна  Воейкова просила губернатора «прислать казаков». Многие помещики просили «только казаков».
В революцию 1905 года в Уварове стояла полурота казаков для наведения порядка, и наводили... На той же мельнице Унковского...
Великая отечественная война...она никого не щадила, по разным берегам разводила людей. Все страдали, и казаки были не в стороне.
Довелось читать, казаки, это были кубанские казаки, не пожелали втречаться с армией освободительницей, Красной Армией. Очевидно были для этого причины. Собрали обоз около тысячи телег и отправились вместе с отступающими на запад фашистами. Оказались в Италии, на границе с Австрией. По настойчивой просьбе советских властей, англичане, освобождавшие Италию, передали беглецов советским властям. Многие не желали возвращаться в советскую Россию. При движении обоза по мосту через Дунай в районе австрийского города Линц, несколько женщин с грудными детьми бросились с моста…
Теперь в России восстанавливается казачество. Работают общественные организации, привлекают на лекции молодёжь, рассказывают о былых славных походах, о романтике казацкой жизни. Работают казацкие лицеи, колледжи, гимназии…
Одно время настойчиво говорили о формировании казацких формирований в Российской армии...Давно не слышу, очевидно, посчитали излишним…
Мой добрый читатель может меня спросить: зачем нам нужна вся эта казацкая истории давно минувших лет и дней?
Думаю, нужна! Казаки на Украине и теперь не в стороне от сложной жизни современной. Они часто вершат политику с их надменностью, самомнением исключительности,рыцарством, необузданной вольностью и ненавистью к соседям, в первую очередь к русским.
Возможно, былая история будет доброй наукой нам современным «инородцам».
Февраль 2022 года.


Рецензии