Глупость на пути к благочестию

ГЛУПОСТЬ НА ПУТИ К БЛАГОЧЕСТИЮ. М.В. Шульгин, Сочи, 2022

Предназначено для вдумчивого читателя
в поисках баланса
между духовным и материальным
на пути к душевному равновесию

Высказывается взгляд, что природа человека, его реакции на события (сегодня это называют вызовами и озабоченностями) во многом неизменны. Меняются лишь инструменты (средства коммуникации).
Мы почти постоянно находимся перед выбором, как поступить, что выбрать. Как жит? И обычно преобладает материальная парадигма. Также озабочены как выглядим, как нас оценивают. Но важнейшим (с годами и с прозрением) становиться формула – «надо жить по совести».

Царство глупости

Эразм Роттердамский, стал широко известным среди ученых благодаря сборнику латинских цитат «Разговоры запросто».  Но как философ и мастер политической прозы он прославился после выхода в Свет небольшой публикации «Похвала глупости» (вольный перевод). В этом искрометном произведении Эразм в ироническом духе выставляет «Глупость», облеченную в наряд лицемерия, лести и страстей. Показывает инфантилизм «ума» и торжество глупости, царящей в мире.
В «Похвале глупости, 1509 г.» Эразм пишет, «что человек тем счастливее, чем безоглядней отдается своим страстям, чем бездумнее живет, а раздумья и внутренний разлад – иссушают душу. Не ум и ясность дарят наслажденье, но опьянение, безрассудство, дурман. Без щепоти глупости нет настоящей жизни и бесстрастный праведник с незамутненным взором – отнюдь не образец нормального человека, а скорей его аномалия. «Ясность взгляда и правдолюбие, правота и честность – лишь отравляют жизнь тому, кто вздумал им следовать. И цитирует Софокла – «Блаженна жизнь пока живешь без дум».

В современном обществе наряду с глупостью, господствует культ потребления, причем он захватывает как бедных так и богатых. Люди фотографируют блюда, изощряются в еде и напитках. Быстро развиваются гастрономические туры.

На пути к благочестию

В «Кинжале христианской жизни», созданной с целью напутствия в мирской жизни, Эразм подает идею «очеловеченной религиозности». Он выступает против утверждения М.Лютера, о том, что все добрые дела, которые творит человек, ничего не значат перед лицом Божьим и потому все напрасно. Т.е. в реальной мирской жизни нет смысла отдаваться материальным заботам (где-то на кого-то работать, жениться, заботится о будущем, плодить и обеспечивать наследников и пр.), поскольку «Все в Божьей воле».
-Но «какой тогда смысл делать добрые дела?», пишет Эразм. В реальной жизни следует «оставлять человеку некоторую часть свободы, чтобы он не отчаялся, и чтобы Бог не казался ему несправедливым». Большую же часть времени следует посвящать Богу (духовному.

На наш взгляд, высшая цель христианина (исходя из учений И. Сирина, И. Брянчанинова) состоит в гармонизации духовной и физической жизни. Через послушание, труд, сострадание, милосердие и любовь надобно стремиться к внутренней свободе, душевному равновесию и достижению состояния Божьей благодати (см. М. Шульгин, проза. Психологическая сущность духовного закона).
Состояние духовной благодати несомненно выступит регулятором «физического», которое выражается в экологии потребления.

На путь к Богу, мирскому человеку следует знать, что «Не церковные обряды и распевание псалмов делают человека христианином, а его нравственность и благочестивость в повседневной жизни».

Литература: Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. Т.4.Библиосфера, 1996.


Рецензии