Оговорка
...
Иногда рок столь яственно заявляет о себе уже при рождении ребёнка, что прослеживается затем во всю жизнь человека. Вот как это было с поэтом Александром Аблесимовым. Его родители - мелкие костромские дворяне - жили врозь, в двух своих деревнях. Не виделись годами - а ребёнок родился! Папа и мама до самого своего ухода сокрушались : и от кого дитя? Может, как Христос - от духа святаго?
Не иначе - рок,
И таинственное происхождение на свет наложило на ребенка отпечаток завышенных ожиданий. В три года ему наняли учителя математики и риторики, а в семь лет отправили, по знакомству с поэтом Сумароковым, в Петербург, в школу театральных копиистов,
Там , с высоты ХХ! века кажется, что век ХУ111 был в России неким историческим захолустьем. Но это ошибка. То был блистательный век Просвещения, гремевший именами ученых Ломоносова и Екатерины Дашковой, церковных просветителей , драматургов и театральных деятелей. А театры возникали по всей стране, и чуть не каждый помещик имел собтсвенную. труппу.
Был страшный голод на драматургию. Переделывались , перелицовывались на русский лад античные трагедии и драмы, входили в моду Мольер и Корнель. Из самых глубинок России в столицу, в школу театральных кописиистов шли запросы на новые сценарии.
Александр Сумароков быстро заметил у своего ученика Аблесимов способности к скорописи. Юный писчик был завален заказами. И всё бы ничего, но скоро учитель заметил во многих рукописях аблемасовскую отсебятину. А однажды вскипел, прямо определив, что ,вместо "Тартюфа" пронырливый юнец выдал пьесу собственного сочинения под названием "Мельник, колдун, обманщик и сват".
И пьеса уже шла на некоторых провинциальных сценах!
Это грозило репутации самого Сумарокова. "Да как ты смел, - ревел он в классе копиистов, под каменными монастырскими сводами, - поставить фамилию великого Мольера на свои
ничтожные марания! Оговорка, говоришь? Ну, так я тебя устрою с такой класс, где ты надолго запомнишь свою фамилию!"
И определил копииста в армию.
А надо помнить, что в те времена младенцы мужского пола, дворянского происхождения, с малых лет были приписаны к армии. И пока мальчик рос - рос и его послужной список. И, к моменту совершенных лет, был такой офицер уже иногда и капитаном,
Прапорщиком оказался наш Аблесимов ,скинув монашескую одежду копииста.
А тогда было так. Стать в строй офицер мог, лишь справив себе войсковую либерию, Или обмундирование, по нашему. Вот костромич и пошли себе мундир, сообразно образцу. Но когда предстал для доклада перед генералом Сухотиным - тот велел посадить новобранца на гауптвахту "дабы не представлял себя выше, нежели есть" . Оказалось, что пошил себе Аблесимов военный наряд не по армейскому, а по гвардейскому образцу. А это уже выглядело наглостью, хоть и случилось по воле всё того же рока,
После гауптвахты опять предстал перед генералом. Тот махнул рукой:
-Ладно. Иди по гвардии. Тем же чином. Всё-равно ведь у тебя денег на новую справу вряд ли найдется,
"Тем же чином", означало, что приписывается офицер Аблесомов из прапорщики в сержанты гвардии. Тогда между гвардейскими и армейскими чинами был интервал в два звания. Кстати, в гвардии до самой революции генералов не было. Только полковники. Отсюда и воинское звание русских императоров - полковник гвардии.
Ладно. Идём дальше,
А дальше оказывается, что, в описываемое нами время шла Семилетняя война. И за смелось, а еще больше - за красивый почерк, сержант гвардии Аблесимов был взят генералом Сухотиным в собственную свиту. Вполне возможно - дошел бы и до Стамбула,
Но тут генералу донесли, что сержант Аблесимов "стихи сочиняет противу государственного порядка и самой веры православной". Донесли генералу об этом полицейские чины из столицы, кои и прибыли в войска, чтобы арестовать зловредного сочинителя.
И , генералу под нос - листок со стихами . " Мы перед Богом все подсудные.Но, право, жаль, что мало тех, Кто мыслей собственных отсутствие Осмелился считать за грех".
Генералу осталось лишь развести руками и вычеркнуть адъютанта из списка действующих офицерских чинов армии.
И вот же опять рок!
Держали Аблесимова в столице под следствием на съемной квартире. Ждал наш герой заточения в крепость, но однажды появился на пороге комнатушки полицейский фельдъегерь и вручил пакет. А там занчилось, что "надворному советнику Александру Обвесимому надлежит явиться в Управу благочиния для заступления в должность экзекутора".
Попытался было, уже в канцелярии, перед полицместером сказать, что ошибка вышла, что он не Обвесимов. Но на него цыкнули, дали резиновую печать и надели на шею цепь с медалью.
-Служи!
Понял наш герой, что его приняли за другого, но покорился. Служба оказалась непыльная, жалованье пошло регулярное.
Сиди, пиши стихи и трагедии,
А по России уже пошли на театрах , все с тем же несменяемом "Мельнике..." и другие пьесы.
Так он и жил в двух обличьях. Полицейский чиновник Обвесимов , и русский поэт Аблесимов. Через несколько лет вышел в отставку и поселился в костромском имении. Именно там, где неведомым образом появился на свет. Денег хватало, чтобы издавать собственный журнал "Разсказчикъ забавныхъ басенъ, служащихъ къ чтенiю в скучное время". Постепенно отдаленное селение его стало немалым центром русской литературной жизни, Наезжал сюда сам Сумароков. Тредиаковский по неделям жил здесь на деревенских харчах
Женился он на своей дворовой девке , когда заболел и пришло время подумать о завещании. К удивлению его, уже не способного к деторождению, девка зачала таким же странным образом, как и некогда матушка, и произвела на свет двойняшек - мальчика и девочку.
Рок. Куда от него денешься. В метриках записать детей пришлось по старому полицейскому паспорту - младенцами Обвесимовыми. И тут, к закату жизни, ждал егть страшный удар,
В Петербурге тогдашняя знамениость Василий Капнист издал "Поименный словарь известнейших русских писателей". И там наш герой был записан как "Александр Обвесимов".
Поэт и драматург Аблесимов растворился во времени. А ведь ему шел всего сорок первый год. За месяц перед кончиной, он записал в дневнике : "Будучи обязан должностью, угнетен неимуществом, чувствуя болезни от понесенных трудов за отечество, то уже и пишу свои стихи не с таковыми вольными мыслями, с каковыми я бы писать желал".
Когда поэт умер, деревенская жена его не дала денег на погребение. Друзья погрузили гроб в телегу и повезли в Петербург, чтобы там похоронить , как литератора.
Но не довезли. В бумагах не осталось следов того, где похоронили поэта, Исчез он из жизни так же таинсвенно, как и пишёл в нее.
А что вы хотите? Рок.
Вспомним же и мы, почти через три века, хотя бы одно стихотворние Аблесимова,
...
ЭПИТАФИЯ
Подьячий здесь зарыт, нашел который клад,
У бедных он людей пожитков поубавил,
Однако ничего не снес с собой во ад,
Но всё имение на кабаке оставил.
Свидетельство о публикации №222020700776