Социософия, 12

34. Тройка и духовность общества
35. Истоки пятерки
36. Патриотизм в циклах

ТРОЙКА И ДУХОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Идеология силы влияет на формы духовности общества. В экономике она выражается в рабовладении. Но в культуре Римской империи она выражалась также и в том, что назвали Колизеем, в этом месте, как известно, проходили бои гладиаторов.

Идеология цикла влияет на форму патриотизма. Она является базисом для патриотизма, дает ему направление и придает форму. В третьем цикле патриотизм не есть суть патриотизм армии, но он связан с той силой и властью, которые армия, ее победы дают стране.

Идеология силы связывается с идеей славы. Если без войны славы нет, значит, война - необходимость. Слава в тройке - не только и не столько слава воина, но слава государства. Государство нуждается в славе так же, как в ней нуждается воин. Как вы сказали, "достаток", "преуспеяние"? Нет, слава. Сила добивается и достатка, и преуспеяния, используя свои методы.

Такова идеология тройки.

Что удивляться тому, что происходило в Колизее? Он лишь иллюстрировал то, что происходило на поле битвы и что большинство людей видеть не могли. Люди хотели видеть подвиги, о которых слышали, и им предоставлялась такая возможность - бои гладиаторов и даже навмахии (морские сражения). Что удовлетворяло не только любопытство, но и любознательность римлян. Это поддерживало идеологию тройки, соответствовало интересам армии.

И жестокости, и убийства должны были иллюстрировать жизнь армии, ее подвиги и победы. Если победа связана с жестокостями и убийствами, значит, они приемлемы (и могут рассматриваться как составной элемент мировосприятия в тройке).

Если для славы и процветания родины, нужны жестокости и убийства, если общество не знает другого пути к процветанию и славе, оно принимает и то, и другое как должное. Что и происходило в Риме.

Римская республика в процессе завоевания мира превратилась в империю, которой стали единолично управлять императоры. Этот стиль управления подходит армии. И такая трансформация стиля управления происходит в тройке. Французская республика под руководством профессионального военного Наполеона Бонапарта тоже превратилась в империю, и Бонапарт в звании императора продолжал заниматься тем, что лучше всего умел - воевать.

Но идеология тройки может быть хорошо проявлена в такой формации, как четверка, и тогда демонстрация силы становится необходимостью, традицией. Это и военные парады, и частые учения, и даже международные соревнования с участием боевой техники, что стороннему наблюдателю может показаться и безнравственным, и аморальным.


ИСТОКИ ПЯТЕРКИ

Родиной пятерки можно считать древние Афины (первый современный полис), где впервые зародилась идеология преуспеяния, афиняне разделяли ее. Не случайно истоком современной (европейской, мировой) цивилизации считают Древнюю Грецию и Афины, в частности. Борьба Спарты с Афинами была противостоянием мировоззрений четвертого и пятого цикла в рамках тройки, к которой можно отнести античных мир, опиравшийся в целом на идеологию силы.

Пятерка в чистом виде возникла в результате буржуазных революций на Западе. Идеология преуспеяния вышла на первый план и сформировалось сообщество государств, исповедующих ее. Это сообщество и есть современная пятерка.

Пятерка - флагман экономического развития, кроме того, она породила философию личности, которая требует свобод и прав для человека. Концепцию прав и свобод человека сегодня, если она принимается, можно считать показателем пятерки, независимо от уровня экономического развития общества. Если эта концепция отвергается, говорить о пятерке, видимо, нельзя, даже если экономика идет по капиталистическим рельсам.


ПАТРИОТИЗМ В ЦИКЛАХ

Исходные точки патриотизма могут быть разными. Разные качественные этапы истории дают свой род патриотизма, который основан на идеологии этапа.

Так, патриотизм единицы связан с Раем (куда Бог поместил первого человека, Адама). Он связан с Царством небесным, близость которого возвещал Иисус Христос, Второй Адам, он связан с Отцом небесным. "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - говорится в Евангелии. Учение Христа о Царствии небесном есть учение о новом, истинном отечестве человека. "Царство Мое не от мира сего", - отмечал Он.

Во втором цикле патриотизм связан с Землей обетованной, которую Бог дал еврейскому народу. Такого рода патриотизм может выражаться и такими исканиями, как поиски града Китежа или Шамбалы, достижение которых связывается с возвращением на духовную родину, соединением с ней. Также поиски Святого Грааля имеют своим финалом вечную жизнь, то есть воссоединение с Богом.

В третьем цикле, к которому можно отнести античность, а также средневековье, слава имела значение. В те времена была развита воинская культура. И патриотизм был связан со славой. Слава отечества, его военных побед не была пустым звуком. Вместе с тем были актуальны личная честь и доблесть, смелость, отвага, бесстрашие, которые тоже были предметом гордости. Признаком такого патриотизма была верность, верность монарху, господину, также имело значение верность данному слову.

В четвертом цикле имеет значение достаток, который считают основой достойной жизни, и патриотизм тоже выстраивается вокруг достатка. Для такого патриота самое важное - достаток отечества, а если цель достигнута, всеобщий достаток становится предметом гордости. Патриотизм этого типа оперирует такими категориями, как благо родины и справедливость. Социальная обеспеченность и социальная справедливость в обществе являются предметом гордости.

В пятом цикле выходят из зоны достатка, который все-таки, дается свыше, или зависит от обстоятельств, конъюнктуры, например, от цен на природные ресурсы, и в центре внимания собственные возможности, которые активно осваиваются. Преуспеть - значит освоить собственные возможности и развить способности. Таким образом, преуспеяние - это не только внешняя категория, относящаяся к жизни общества, но и внутренняя - результат работы над собой, усилий, к примеру, преодоления лени, страха и т. д.

Поэтому патриотизм в пятерке выстраивается не только вокруг благосостояния, успеха, славы отечества, но и вокруг личных достижений граждан, уровня прав и свобод человека, независимости личности. Предметом гордости может быть уровень жизни, уровень свобод, открытость.

Основанием для патриотизма в третьем и четвертом циклах могут быть природные ресурсы страны: леса, поля, стада, древесина, водный мир - в третьем цикле; и минеральные ресурсы, топливные ресурсы, содержимое недр - в четвертом цикле.

Достижения в области науки и техники могут быть исходной точкой патриотизма в пятом и четвертом циклах.


Рецензии