Либерализм на древе гуманистической идеи

ЛИБЕРАЛИЗМ НА ДРЕВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ. - Шульгин М.В. Сочи, 2022

Современной религией становится Демократия и высшей ее формой – Либерализм, сегодня удобно разместившийся на Гуманистическом древе. Эта важная тема требует изучения.
Рассмотрены: становление гуманистической идеи и ее развитие; три составляющих гуманизма; составляющие реформации Лютера; представление о процессах разделения и объединения народов; сущность либерализма

I. Становление гуманизма

Одним из основоположником гуманизма можно считать Эразма Роттердамского (1466-1536). Он был первым пацифистом в литературе. Его называют защитником истинного богословия, светочем Мира (С. Цвейг).
По словам Эразма, «Гуманизм – это конституция незримого государства». Хребтом гуманизма является «Добрая воля и внутренняя свобода». В гуманизме время славит отвагу мысли. Гуманизм не знает врагов и не хочет рабов. Нетерпимость, порожденная внутренним непониманием - чужда гуманизму.

II. Три составляющих гуманизма периода Реформации

1. Неприятие войны

Война расценивается Эразмом как крах всех добрых дел.  В «Жалобе к миру» он пишет – «раскрыть рот против войны теперь кажется зверским, глупым и не христианским делом». Считает, что опасна не сама склонность человека к насилию, а призывы к нему мыслителей. «Богословы нередко подстрекают к войне и одной трубой трубят и Богу и дьяволу».

2. Всякая идея имеет право на существование

Эразм признает, что каждая идея имеет право на существование. «Всякое право о двух концах. Все раскрашено пристрастиями. Каждый считает себя правым, но силой ничего не доказывается и ничего не кончается».

3. Право – не для всех слоев населения

Гуманисты призывали править миром от имени разума, как князья от имени силы, а Церковь – во имя Христа. Но и они не помышляли дать равное право необразованному народу, не знающим грамоты и латынь.
Они не желают иметь что-либо общего с чернью. Дворянское высокомерие сменилось академической спесью. «Право судить о том, что верно – признают за человеком латинской учености» (ныне, знанием английского и обладанием ученой степени). Гуманисты стремились покончить с распрями не мечом рыцаря, а пером реформации.

III. Идеологические составляющие реформации Лютера.

1. Праведность для праведных

Ключевым вопросом реформации протестантов, выступающих против индульгенции, встал вопрос, что только «праведным человеком делаются праведные дела» (по Аристотелю) и архитектор реформации М. Лютер стал проводником этой мысли.

2. Управление тайной

М. Лютер, архитектор Реформации, считал, что не все следует обсуждать публично и не всегда доводить всю правду до ушей толпы, склонной к сваре. Управляя тайной – мы управляем массами безвольных слабосильных людей (по Ф. Достоевскому).

3. Умеренность

Эразм полагал, что на пути к праведности можно большего достичь разумной сдержанностью (умеренностью), чем горячностью и резким вмешательством.

IV. Последователи гуманизма

Побежденный в мире земном, Эразм проложил в литературе путь гуманистической мысли – мысли о высшей цели человечества – гуманности, духовности и познания. Эту мысль в дальнейшем подхватил его ученик Мишель де Монтень (1533-1592), который считает, что «Бесчеловечность есть худший из всех пороков». Спиноза (1632-1677), призывает от слепых страстей возвысится до духовной любви. Далее в XVIII веке Дидро, Вольтер и Лессинг борются против ограниченности за широту и терпимость; идею «мирового гражданства» продвигает Шиллер; а Кант, Толстой и Ганди взывают к мирному сосуществованию народов (С. Цвейг).

V. Примирение, объединение и разделение народов

Великая гуманистическая мечта Эразма о примирении противоречий в духе справедливости и объединении наций под флагом общей культура в истории долго оставалась утопией.
Состояние примирения или войны зависит от того, какой политический процесс становится господствующим в обществе:
а) объединение или б) разделение

Объединение

Сегодня национальные и религиозные различия приглушаются в пределах федеративных объединений (Соединенных штаты Америки, Союз ССР, ФРГ; РФ и пр.)

Разделение

Но страны и нации разделяет религия и политика. Разделенные в период Реформации христиане на католиков и протестантов все больше объединяются под знаменем демократии против христиан православных государств.
 
VI. Либерализм

Либеральная идея состоит в приоритете прав личности над общественным, государственным. Эта идея сегодня воплощается в жизнь Западной христианской цивилизации и прорастает на постсоветском пространстве. Либерализм, основанный на гуманистических принципах свободы волеизъявления, духовности, и политических свобод, прописанных в конституциях многих стран, сегодня стал добычей социальных меньшинств и ушел в плоскость психо-физического – свободы разгула страстей, девиаций и бездуховности.

Литература: С. Цвейг, т.4.Совесть против насилия. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского.- М. Библиосфера, 1996


Рецензии