Фальшивые победы

В годы Великой Отечественной войны советские военные моряки внесли значительный вклад в дело нашей общей Победы. Однако, в истории войны на море возникло немало мифов и даже фальсификаций. Создавались образы лжегероев, а настоящие герои оставались неизвестными. Остановимся только на нескольких эпизодах создания лжегероев.
Подводная лодка Балтийского флота Л-3 считалась одной из самых результативных лодок советского флота, ей приписывалось потопление 22 транспортов и 5 кораблей. Но на самом деле ее успехи были намного скромнее. Подтвержденные победы: торпедами потоплены 1 немецкое судно и 1 нейтральный шведский транспорт; от поставленных лодкой мин погибли 2 немецких транспорта. Общий тоннаж этих судов - 19 772 БРТ. К возможным победам лодки можно отнести 3 германских транспорта, 1 шведский танкер и 3 германские парусно-моторные шхуны (всего 3693 БРТ). При этом было использовано 46 торпед.
Еще хуже дела обстоят с лодкой Д-3 «Красногвардеец» Северного флота, получившей звания гвардейской и краснознаменной. Ей приписывалось потопление трех транспортов и одного танкера противника. Но на самом деле ей не удалось одержать ни одной победы.
В книге Л.А. Емельянова «Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне» (Воениздат, 1981 г.) писал:
«14 июля (1941 г.) Щ-402 старшего лейтенанта Н.Г. Столбова повторила действия Щ-401, проникнув в гавань Хоннингсвог (о. Магере)... Обнаружив транспорт противника, Щ-402 сблизилась с ним на 4 кабельтовых и выпустила 2 торпеды. В перископ хорошо был виден взрыв, транспорт накренился и вскоре затонул. Не подвергаясь преследованию, лодка вышел из гавани».
На самом деле, атакованный транспорт “Hanau” попаданий не получил, а одна из торпед выскочила на берег и использовалась немцами для изучения.
В этой же книге утверждается, что за первых три месяца 1942 года подводные лодки СФ уничтожили 34 вражеских транспорта. Но подтвердено только потопление 12 кораблей и судов.
Капитан 3-го ранга Н. А. Лунин, командуя подводной лодкой «Щ-421» Северного флота, с июня 1941 по февраль 1942 года выполнил 5 боевых походов, произведя по кораблям и судам противника 7 торпедных атак. Согласно его заявлениям, «Щ-421» потопила 7 транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн (фантастическая меткость). За это Н.А. Лунин был представлен к званию Героя Советского Союза, а ПЛ «Щ-421» награждена орденом Красного Знамени. Однако подтвержденным является потопление только одного судна - немецкого парохода “Konsul Schulte” (2975 брт).
4 марта 1942 года Лунин вступил в командование большой подводной лодкой «К-21». И снова череда победных реляций. Выполнил на этом корабле 7 боевых походов, произвел 13 торпедных атак, доложил о потоплении 10 немецких кораблей, выставил несколько десятков мин. Кроме того он отрапортовал о торпедной атаке и повреждении линкора «Тирпиц».
В книге В.М. Мосцеева, М.И. Хаметова, Л.А. Власова, И.Н. Ревенко «В студеных глубинах» (Воениздат, 1980 г.) пишется:
«В два часа 9 июля «К-21» вошла в родную гавань. Ее встречали командующий флотом, командование бригады и экипажи подводных лодок, стоявших в базе. Капитан 2 ранга Лунин и комиссар старший политрук Лысов доложили об атака «Тирпица». Вице-адмирал Головко горячо поздравил их и весь доблестный экипаж с замечательной победой и сообщил, что торпеды «К-21» заставили фашистскую эскадру отступить обратно в норвежские шхеры и на длительное время вывели линкор из строя».
На самом деле все четыре торпеды Лунина в цель не попали, так как были применены на дистанции, превышающей дальность их хода, а немцы этой атаки даже не заметили. Интересно также отметить, что вахтенный журнал «К-21» был подделан.
В действительно, командуя «К-21», Лунин одержал только одну победу, да и то над беззащитными норвежскими рыбаками. Вот как это описывается в книге «В студеных глубинах»: «Тогда 12 апреля Лунин повел лодку на прорыв в немецкую военно-морскую базу в Северной Норвегии - порт Харштадт. Обнаружив мотобот, «К-21» всплыла. В этом районе находилось еще несколько мотоботов под фашистскими флагами. Артиллерийским огнем лодка потопила четыре из них. Перед этим их экипажам была дана возможность сесть в шлюпки. С пятого мотобота подводники сняли команду».
Все это является абсолютной ложью. На самом деле это были занятые рыбной ловлей мотоботы “Fr;y”, “Havegga”, “Baren” и “;istein” под норвежскими флагами и с норвежскими экипажами. «К-21» вела по мотоботам огонь из 100-мм орудия, а их экипажи расстреливали из стрелкового оружия, в чем участвовал и лично Лунин.
В рапорте начальника политотдела бригады подводных лодок капитана 2-го ранга Болдырева писалось:
«Решение потопить рыболовецкие боты командир принял будучи в пьяном виде. Дальнейшие действия командира были нервозными. Командир потребовал вынести на мостик ППШ, сам начал стрелять по рыбакам, но т. к. ППШ было установлено не на автоматику, командир мог произвести один только выстрел, а перевести на автоматическую стрельбу Лунин был не в состоянии, то последовали на мостике со стороны командира по адресу комендоров нецензурные слова с упрёками: «За что вас хлебом кормят».
Лунин сообщил о четырех потопленных мотоботах. По сведениям норвежцев, потоплен один (“Fr;y”, 40 брт) и два повреждены, 9 рыбаков убиты, а еще несколько - ранены. Всю команду одного из мотоботов - семь человек - под угрозой оружия заставили перейти на лодку. Их доставили на берег, где трое из них умерли в советских лагерях.
В это время обстрела был смыт за борт лодки краснофлотец Алексей Лабутин. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот “Baren” и доставил в норвежский поселок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещен в концлагерь.
Не брезговал приписками и всплывший на мутных волнах Перестройки «герой-подводник» А.И. Маринеско. 14 августа 1942 года, будучи командиром «М-96», он атаковал следовавшую в составе конвоя плавбатарею «SAT 4 Хелене» (400 БРТ). Торпеда пошла мимо, но командир «малютки» отрапортовал о потоплении транспорта водоизмещением 7000 т. «Потопление» транспорта было достойно вознаграждено - командир «М-96» был награжден Орденом Ленина, ему было присвоено звание капитана 3 ранга. Маринеско снова принимают в кандидаты в партию (он был исключен из кандидатов в октябре 1941 года «за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава…).
9 октября 1944 года Маринеско, командуя «С-13», атаковал четырьмя торпедами одиночный рыболовный траулер «Зигфрид» (563 БРТ), но промахнулся. Лодка всплыла и выпустила по противнику 39 100-мм и 15 45-мм снарядов. Маринеско объявил о потоплении вооруженного транспорта в 5000 т, но траулер был только поврежден. Тем не менее, «герой-подводник» был снова награжден - на этот раз орденом Красного Знамени.
Но прославила Маринеско «атака века» - потопление транспорта «Вильгельм Густлов», а также «Штойбена» общим тоннажом 40 144 БРТ.
30 января 1945 года в Южной Балтике «С-13» тремя торпедами потопила «Вильгельм Густлов» (25 484 БРТ), следовавший в охранении единственного миноносца с неработающей гидроакустической станцией. Противник лодку не преследовал, но в вахтенном журнале появились записи о несметном количестве вражеских кораблей, сбросивших на «С-13» 250-260 глубинных бомб.
Не отставала от Маринеско и советская пропаганда. Оказывается, что на борту «Вильгельма Густлова» эвакуировались высокопоставленные нацистские бонзы, эсэсовцы, а самое главное «около 3700 офицеров и специалистов подводников».
Миф о 3700 подводниках (включая 100 командиров подводных лодок) и тысячах высокопоставленных чинов СС и нацистских бонз смаковался в советской печати десятилетиями. Договорились даже до того, что атака «С-13» спасла Англию от разгрома, так как подводниками с «Густлова» дескать предполагалось укомплектовать экипажи сверхновых подводных лодок, способных поставить Британию на колени. И это в январе 1945 года, когда эффективность германских ПЛ была практически нулевой, а сам рейх уже агонизировал! Среди погибших на борту «Вильгельма Густлова» 406 военных моряков было всего 4 офицера корабельной службы, а подавляющую часть остальных составляли курсанты, прошедшие только курс начальной подготовки и еще непригодные для службы на боевых ПЛ.
На самом деле на борту лайнера находилось 10 582 человека (погибло 9 330):

Военнослужащих 2-й учебной дивизии ВМФ - 918 человек
Marinehelferinnen (военнослужащие-женщины вспомогательных подразделений ВМФ) - 373
Экипаж - 173
Раненых - 162
Беженцев - 8 956

При этом средства массовой информации восхищено называли потопление  «Вильгельма Густлова» «атакой века», а Маринеско - подводником  номер один. И это об атаке судна, следовавшего прямым курсом, с умеренной скоростью, включенными ходовыми огнями и символическим охранением.
Следующей победой Маринеско стало потопление 10 февраля санитарного транспорта «Штойбен», следовавшего в охранении миноносца и торпедолова. В донесениях Маринеско транспорт превратился в легкий крейсер в сопровождении трех эсминцев.
Стараниями отечественных пропагандистов «Штойбен» превращался то в войсковой транспорт с 3000 танкистов, следовавших из Курляндии на помощь Берлину, то во вспомогательный крейсер.
На самом деле на борту транспорта находились 4267 человек (спасли 659):
• 2800 раненых
• 800 беженцев
• 100 вооруженных солдат
• 282 медицинских работника
• 64 зенитчика
• 61 специалистов ВМФ (связисты, сигнальщики)
• 160 членов гражданской команды
Но не будем касаться нравственных аспектов этого дела. В конце концов, Маринеско не мог знать о составе пассажиров «Густлова» и «Штойбена».
По результатам этого похода «за потопление лайнера с 3700 подводниками и легкого крейсера» Маринеско был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, однако, учитывая его прошлые грехи, все ограничилось орденом Красного Знамени.
Позднее его деятельность стала предметом разбирательства по партийной линии и Маринеско были предъявлены обвинении в очковтирательстве, лжи и т.д.
14 октября 1945 года нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов подписал следующий приказ:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал флота Кузнецов».
В первые послевоенные годы на основании отчетов, составленных на основании донесений командиров кораблей, следовало, что только подводные лодки потопили более 400 судов. Но фактически подтверждена потеря только 127 судов противника. Так, на Северном флоте количество успешных торпедных атак по докладам командиров ПЛ - 223, но из них подтвержденных только 35 (13,5%). Данные приведены по материалам исследования М.Э. Морозова.
Подобным образом дела обстоят и с победами советских торпедных катеров. Так, утверждалось, что только 19 августа 1944 года при атаке конвоя у мыса Кибергнес катерами Северного флота враг потерял 12 транспортов и кораблей охранения. На самом деле, были потоплены 1 немецкий транспорт (бывший советский «Волголес») и 1 сторожевой корабль (вооруженный траулер).
12 октября того же года торпедные катера атаковали у норвежского побережья вражеский конвой, заявив о потоплении двух транспортов и повреждении одного. Фактически был потоплен один тральщик (М-303).
Не отставали от них и летчики. Так, 14 октября 1944 года авиация СФ атаковала немецкий конвой в районе Тана-фьорда. Было заявлено о потоплении двух транспортов, тральщика и сторожевого корабля. На самом деле, в этот день советской авиацией была потоплена только плавмастерская в Хопс-фьорде.
В книге И.А. Козлова и В.С. Шломина «Краснознаменный Северный флот» (Воениздат, 1977 г.) пишется:
«За весь первый период войны батареи 113-го артиллерийского дивизиона нанесли гитлеровцам существенные потери. Они свыше 60 раз открывали огонь по врагу. Выпустив  около 3500 снарядов, артиллеристы уничтожили 11 боевых кораблей и транспортов, 9 судам были нанесены серьезные повреждения.»
Но на самом деле, вся береговая артиллерия Северного оборонительного района за всю войну, проведя около 300 стрельб и выпустив почти 20 тысяч снарядов, уничтожила 3 транспорта, 1 спасательное судно, 1 самоходную баржу и 1 дрифтербот.
В ВМФ СССР с 3 июня 1943 года приказом №0408 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ НАГРАД ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ, КАТЕРОВ-ОХОТНИКОВ И ЭКИПАЖЕЙ САМОЛЁТОВ ВВС ВМФ ЗА ПОТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА» вводились денежные выплаты членам экипажей кораблей и самолетов, размер которых зависел как от их занимаемой должности, так и от типа уничтоженных ими кораблей и судов. Ниже приводится один из пунктов приказа:

А. ЛИЧНОМУ СОСТАВУ КОРАБЛЕЙ ВМФ:

а) за потопление линейного корабля противника
Командиру корабля - 25 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 5 000 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 1 000 руб. каждому
Краснофлотцам - по 500 руб. каждому
б) за потопление крейсера противника
Командиру корабля - 20 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 3 000 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 1 000 руб. каждому
Краснофлотцам - по 500 руб. каждому
в) за потопление миноносца или подводной лодки противника

Командиру корабля - 10 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 2 500 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 600 руб. каждому
Краснофлотцам - по 300 руб. каждому
г) за потопление транспорта противника

Командиру корабля - 3 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 1 000 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 200 руб. каждому
Краснофлотцам - по 200 руб. каждому
д) за потопление сторожевого корабля или тральщика противника

Командиру корабля - 2 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 500 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 200 руб. каждому
Краснофлотцам - по 100 руб. каждому

е) за потопление баржи, буксира или вооруженной шхуны противника

Командиру корабля - 1 000 руб.
Среднему и выше комсоставу - по 300 руб. каждому
Младшему комсоставу - по 100 руб. каждому
Краснофлотцам - по 50 руб. каждому

По мнению автора статьи, подобная система способствовала фальсификации рядом командиров результатов их атак. Естественно, что для Маринеско было выгоднее выдать потопленный транспорт «Штойбен» за крейсер, что сулило ему вместо 3000 рублей целых 20 000, выгоду получали и другие члены экипажа.
О подобных методах стимулирования боевого духа в военно-морском флоте Германии автору статьи ничего не известно. Зато там действовала система выплат за непрерывное время нахождения подводников в море. Офицер получал 4 марки за каждый день, унтер-офицер в зависимости от чина - от 3 до 2,5, матрос - 1,5. Рекорд поставила U-181, непрерывно находившаяся в море 220 суток. Каждый офицер получил в дополнение к своему жалованию по 880 марок, тогда как перед войной легковой автомобиль «Фольксваген» стоил 1000 марок.

Источники

1. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922-1945 гг. Москва, 2006
2. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. «Полигон», 2001
3. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Москва, 2008
4. Скрынников Н.Р., Морозов М.Э. Неизвестная атака командира Лунина. Москва, 2019
5. Доценко В.Д. Тайны российского флота. Москва, 2005
6. Доценко В.Д., Гетманец Г.М. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Москва, 2005
7. Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Т. II. Флоты ХХ века. Книга 2. Москва, 2003
8. Платонов А.В. Советские боевые корабли 1941-1945 гг. III. Подводные лодки. Санкт-Петербург, 1996
9. Богатырев С.В. Потери флотов противника на морских ТВД в Великой Отечественной войне 1941-1945. Львов, 1992
10. Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. Москва, 1981
11. Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. Москва, 1977
12. Мосцеев В.М., Хаметов М.И., Власов Л.А., Ревенко И.Н. В студеных глубинах. Москва, 1980
13. Виноградов Н.И. Подводный фронт. Москва, 1989
14. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. Статьи и очерки. Академия наук СССР, Москва, 1981
15. Богатырев С.В., Ларинцев Р.И., Овчаренко А.В. Морская война на Балтике 1941-1945 гг. Часть I. Потери флота противника на Балтийском море в 1941-43 гг. Архангельск, 1997
16. Под редакцией Басова А.В. Боевой путь советского военно-морского флота. Москва, 1988
17. Трибуц В.Ф. Балтийцы наступают. Калининград, 1968
18. Сорокажердьев В. Лунин против норвежских мотоботов. «Вечерний Мурманск» Выпуск №51 от 26 Марта 2005.
     19. Ресурсы Интернета


Рецензии
У известного историка Марка Солонина таких фактов просто тьма.

Олег Бубнофф   08.02.2022 14:49     Заявить о нарушении
К творениям Марка Солонина отношусь отрицательно, а вот к поиску истины - положительно.

Александр Митрофанов 2   08.02.2022 19:03   Заявить о нарушении
А как вы относитесь к тому, что за всю войну, наша авиация либо не бомбила румынский порт Констанца, либо имитировала эти бомбардировки.
Хотя Констанца, это не просто город-порт, это ключевой объект гитлеровской Германии в плане поставок нефти и нефтепродуктов для Вермахта.

Олег Бубнофф   08.02.2022 19:24   Заявить о нарушении
Бомбила, коллега, бомбила и много раз. А еще и корабли обстреливали, но с печальными (для кораблей) последствиями.

Александр Митрофанов 2   12.08.2023 16:29   Заявить о нарушении