Небольшой сборник об очень сильно смышлёным куме К

Небольшой сборник об очень сильно смышлёным куме Кривоносе и сильно смышлёным куме Прямом Носе.
                Посельчанин – мужик не
                учёный, но
                смышлёный.

Идеи.

   Тырлище: место в степи, где доят коров бабы из посёлка, в котором я родился.   
   Акация, под которой лежат два кума. Один очень сильно смышлёный кум Кривонос. Другой – сильно смышлёный   кум Прямой Нос.
   Перед ними разосланная на земле скатёрка, а на ней трёхлитровая бутыль сливового самогона, она уже наполовину пустая и закуска: поселковые огородные щедроты – лук, петрушка, сало, хлеб… Природа кроткая и задумчивая. Со степи несётся запах полыни, чабреца, мяты…Чистое небо, ясное солнышко среди припухших белых облачков. Отдыхают кумовья на пенсии от работы на каракубе, в депо, запаха солярки, мазута, токарных, фрезерных станков, кузнечного молота. За коровами бегать не нужно. Ходят, щиплют травку. Кумовья трошки жалкуют. Коровы набираются молока, из которого можно делать сыр, масло, сметану, а вот самогонку никак, а идея хорошая. Зацепились за идею. Понеслось.
- А скажи мне, - говорит Прямой Нос Кривоносу. – Какие у нас были основные идеи?
- Христианство, - отвечает Кривонос, - не на нашей земле выросло. Чиновничество Петра первого. Не у нас проросло. Социализм и коммунизм. Тоже не наше. Перестройка. И тут промахнулись.
- А скажи, - обращается сильно смышлёный кум к очень сильно смышлёному куму. – Какая основная идея сейчас у нас?
- А оно тебе надо?
   Сильно смышлёный кум заглатывает двухсот граммовый стакан самогона и соглашается. Оно ему действительно не надо.
   Они долго молчат, потому что молчание считается в посёлке самым достойным, но Прямой Нос не выдерживает.
- А скажи кум, -  говорит он, - что такое токсическая атмосфера в нашем обществе.
   Кривонос молчит.
- Почему молчишь?
- Я уже сидел.

Токсичное различие.
 
   Июльский тёплый денёк с лёгкой дымкой, её постепенно рассеивают горящие лучи солнца, лёгкий ветерок и становится видной степь с Бахмутским шляхом, по которому ездили их прадеды на арбах, запряженных волами, бескрайняя и безбрежная, пахнущая полынью, мятой, чабрецом, глубокая и прохладная балка, из которой доносится песня «Ах, ты степь, степь широкая». Голоса не шаткие.
   Это поют, лёжа возле журчащего родника, Кривонос и Прямой Нос.
- Хорошо в балке, - говорит очень сильно смышлёный кум, - выпил самогончику, душу размягчил, запил родниковой водичкой и отдыхай.
- Да. Хорошо и дуже обширно, - отвечает сильно смышлёный кум. – Я б всё время тут и жил бы. А у тебя какие думки?
- О тонком, токсичном и критическом различии. Необычная тема, не каждый потянет. Нужен весьма и весьма просторный ум.
- Будь добр, кум, поясни.
- Это можно. Только вникай с размахом. Вот скажи мне только честно: ты капитана Копейкина из «Мёртвых душ» Гоголя знаешь?
- А как же. Кто ж Копейкина не знает. Любая поселковая мелочь в курсе дел Копейкина.
- А полковника из «Полковнику никто не пишет» Маркеса?
- Тоже знаю. Посельчане сходят от него с ума, когда читают, а в бусугарне мужики даже дерутся.
- А скажи мне: в чём различие между ними? Знаешь?
- Как же не знать. Один капитан, другой полковник.
-Дело не в званиях, дорогой кум. Тут тонкое, токсичное и критическое различие. А в чём?
- Это я не знаю.
-Ну так послушай. Полковник пятнадцать лет ждёт почтальона с пенсией, как манну небесную. Разве Копейкин ждал бы пятнадцать лет? Полковник бездействует. А Копейкин действует. Он ругается с высокими чинами из – за пенсии, его за это высылают из столицы, и он уходит в разбойники. Наш Копейкин мужественный, геройский мужик, а ихний полковник не геройский. Чувствуешь, какое тонкое, токсичное и критическое различие?
- Да. Весьма широкое и пространное.
- А как бы ты поступил, если б тебе пятнадцать лет не платили пенсию?
- Это обильный и ущербный вопрос. Я бы сильно похудел.
   Они замолкают, выпивают, черпают стаканами воду из родничка, запивают и смотрят через просветы в деревьях на солнышко.

Неапатичные стихи очень сильно смышлёного кума Кривоноса.

   30 октября 2021 года в 20 часов вечера в гараж очень сильно смышлёного кума Кривоноса зашёл сильно смышлёный кум Прямой Нос.
   Солнце уже ушло на закат, посельчане занялись вечерними делами. Бабы с мешками травы на спине и хворостинами гонят коров с тырлища, покрикивая: гей, Марта, гей, Зоря, мужики рассаживаются в бусугарне за водкой, молодь с пивом заселяет беседки в парке с сиренью, старики в фуфайках и валенках оккупируют лавочки под заборами.
- Как здоровьице, драгоценный куманёк, - спрашивает Прямой Нос, осматривая гараж.
   Богат, богат Кривонос. Отвертки, напильники, молотки, кувалды, верстак, гвозди, шурупы… Хозяйственный. Что на свалке, то и в гараже.
- Здоровьице. Да маленько споткнулось, захромало. Трошки шаткое. Стало, как болото с рясками. Решил поправить.
- Самогончиком?
- Не помог.
- Банькой?
- Задымила.
- Женой?
- Некогда было. Всю ночь неапатичные стихи писал.
- О. Це добре. Це дуже добре, разумно и нравоучительно. А то всё алармичные, да алармичные пишут. Контрпродуктивные.
- Ты кум прав. Творчество, как война. Только на войне один раз убивают, а в творчестве могут несколько раз.
- Ты почитай, а я послушаю. Неапатичные стихи очень полезны. Говорят, что они по силе даже любого самогона крепче, великую пользу приносят душе и лечат её.
Кривонос начинает ходить по гаражу и читать.
Психолопатия – это апатия.
Это, когда ты лопатой шуруешь,
А твой хозяин на даче жирует.
Ты же, браток, не в том месте шуруешь.
Может на даче и сам пожируешь.
Брось – ка лопату и лом захвати
И пошустрее на дачу вали.
- Очень образованное и ценное предложение, - замечает Прямой Нос. - Я бы концентрированно выразился очень, очень и очень актуальное. В наше время достойное и уважительное. Настраивает душу. Ты очень сильно поэтичный кум. А дальше.
 
Психокроватия – это апатия.
Это когда ты в кровати лежишь,
А твой начальник с женой твоей спит.
Ты же, браток, под кровать заползи.
Волком завой, ездока замочи.
Ну, а потом и лошадку припарь,
Если в руках твоих будет винтарь.
- Какие плотные, плодовитые слова и обильные строчки. А какую картинку создаёт лом на ездоке. Тут нужно больше разворота.
- Ты, кум, меня с ритма не сбивай, а то запутаюсь, - сердится Кривонос.
- Читай.
 
Психокармания – это апатия.
Это когда твой карман обдирают,
А ты затылок свой чешешь и помогаешь.
Ты же, браток, не затылок чеши,
А кулачищем вора причеши.
И посильнее его пришвартуй
И по карманам его пошуруй.
- Кум, извини. Не могу удержаться. Дуже лирично и уязвимо. Какая значимая и достойная цель. Побуждает к отрицательным и активным действиям.
- Я ж тебя просил, кум, не перебивай.
 
Психоглаголия – это апатия
Это, когда ты свой рот раскрываешь
И на язык же свой сам наезжаешь.
Ты же, браток, рот пошире открой
Чтобы услышали вой твой живой.
Ты не робей, а язык запусти,
Чтоб куролесил от всей он души.
- Ну, как тут удержаться. Это же борьба с самодержавием, - говорит Прямой Нос.
- Так у нас его нет.
- Кум. Великий федеральный Судья из племени Лилипули (Прямой Нос разделяет слово: лили пули) говорит.  «Что есть, то уже было, а что было – ещё будет». Читай.
 
Психоромания - это апатия.
Это, когда свою жизнь вспоминаешь
И не себя, а других обвиняешь.
Ты же, браток, всю рубаху порви
И трехэтажным себя обложи.
Ну, а потом стаканище возьми
И за житуху в грудь загрузи.
- Самогон есть?
- Трохи осталось.
- Нужно выпить, а потом читай.
   Выпивают, да не глоточками, а за один мах опорожняют двухсотграммовые стаканы.
- Читай, кум. Читай. Дуже поэтично. За сердце хватает.
 
Психотирания – это апатия.
Это, когда ты порядок желаешь,
Против него же свой вой поднимаешь.
Лучше, браток, выть перестань
И из аптечки пипетку достань.
Твердой рукою в нее кислоты
Серной и жгучей прокапай мозги.
- Кислота есть?
- Нет. Жена выбросила. С самогоном перепутала.
-Читай.
Психодержавия – это апатия.
Это, когда о державе болтаешь
И в уголку тихо сам завываешь.
Ты же, браток, из угла выползай
На недержавных орлом налетай.
Клич боевой: за державу стою
И недержавных всех замочу.
- Великое творчество, недостижимое, - сказал кум Прямой Нос. –Какая тонкая материя. Французы в таких случаях говорят: комильфо.
- А ты, кум, был во Франции.
-Да. В 1812 году.
   Вечером кумовья допивают самогон. Бабы доят коров. Мужики в бусугарне спорят о жизни и пьют водку. Молодь – пиво. А старики вспоминают.

Умные волосы и дурная голова
   Июльский денёк. Очень сильно смышлёный кум Кривонос и сильно смышлёный кум Прямой Нос сидят в прохладе развесистой яблони. Выпивают, закусывают, настраиваются на разговор о делах в посёлке, но на лысину Прямого Носа падет яблоко.
- Куманёк, - говорит он, поглаживая головную гладь, -- вот у тебя полно волос на голове, а я лысый. Почему? И сколько мужиков лысых.
- Это умные волосы покидают дурную голову.
   Прямой Нос не обижается. Кривонос всегда говорит правду, и если ему говорят, что его правда не отвечает фактам, он рубит в ответ: тем хуже для фактов.

Тактика и стратегия.
   Июльское утро. Темень сошла. Солнышко припаривает степь, разгонят легкий туман, из которого вырисовывается степь и речка Вонючка, а называют её Вонючкой, потому что шахты отмывают в ней уголь. На порожках сидят кумовья, обхватив головы руками.
- Кум, - хрипит Прямой Нос, выдавливая засушенные слова. - Что такое тактика и стратегия? Ночью какой – то мужик с крыльями спрашивал меня.
- Тактика, - с бульканьем отвечает Кривонос, - это когда ты выдул трёхлитровую бутыль самогона, а стратегия начинается утром.

Оппозиционеры.
   Хороша банька у Кривоноса.  Он срубил её с Прямым Носом. Навязал берёзовых веничков, поставил молочный бидон для кваса и холодильник для серьёзных напитков. Парная, прихожая с диваном и столиком. Кумовья, сидя в прихожей, пьют пиво после парной. Накалили тела так, что пар идёт, а в голову словно кто – то поставил раскалённую сковороду.
- Кум, - говорит Прямой Нос. – Кто такие оппозиционеры?
- Что? Опять мужик с крыльями спрашивал.
- Нет. В этот раз он был без крыльев. Говорил, что отрубили. Так кто такие оппозиционеры? Что они хотят?
- Ты своего Бобика держишь на привязи?
- А как же.
- Он гавкает, когда к тебе ходят.
- Обязательно.
- Так вот. Приятно побрехать на кого – нибудь, когда сам на привязи.

Короновирус.
   Очень сильно смышлёный кум Кривонос, сидя на кухне, ждал сильно смышлёного кума Прямой Нос, чтобы позавтракать. Ровно в девять часов, как и договаривались, пришёл кум.
- Как дела, - спросил Кривонос.
- Вчера был в одном дуже начальственном, очень высоком заведении. Да ты знаешь его. В него капитан Копейкин за пенсией ходил.
- И что? Решил свои дела?
- Нет. Не до меня было. Все бегают по кабинетам и шепчутся, что короновирус, как говорят врачи, изменяет мозги в отрицательную сторону и от него можно сойти с ума. Очень боятся сойти с ума.
- Да чём им боятся. – Кривонос внимательно смотрит на таракана, карабкающегося по стене. – Ты таракана бачишь
- Бачу.
- Это хорошо. Тараканы не сходят с ума. Потому что для того, чтобы сойти с ума, нужно иметь ум. Что ж ты не сказал им об этом.
   Кумовья выходят из кухни и направляются по домам. День пенсионный. Они стогуют сено, чинят хозяйственное постройки, а вечером выходят на улицу, садятся на лавочку и поют.

.»Ах, ты степь. Степь широка. Степь раздольная. Широко ты, матушка, протянулася…».
   К ним присоединяются посельчане. Гремит, бушует, вьется песня. Она – язык души русского человека, чувств, настроения. Летит, словно вырвавшаяся из неволи птица. 
   Сколько народных песен родилось в душе русского человека, но ни одна из них так не отражает широту и простор земли нашей, лихость и удаль, тоску и грусть, горечь и надежду, любовь и безрадостность русской души, как песня о степи. «Ах, ты, степь широкая. Степь раздольная. Широко ты, матушка, пораскинулась». И не важно, совсем, не важно поёт ли её один человек под гусли, гармошку или многоголосый хор, что при исполнении кто-то в песенных строках «речного бурлака» заменит на «донского казака», а «Волгу-матушку» на что-то другое. Важно то, что этот русский шедевр всегда исполняется как сокровенная молитва, в которой иной раз, слушая её, представляется вольный донской казак, а порой прорывается протяженный стон речного бурлака. Невозможно быть русским человеком, невозможно осознать себя человеком, не зная, созданные русским народом, великие слова песни.


Рецензии