Человек

ЧЕЛОВЕК


Что мы понимаем о себе и о других? Что или кто есть человек, в самом широком значении?

Как мы понимаем жизнь и смерть? Что есть жизнь биологическая и иная, и что есть смерть биологическая и иная? Что есть вечность?

Что означает так называемая «современность» человека, насколько значим этот признак?

Насколько содержание информационной среды, то есть доступные нам знания и примеры поведения влияют на формирование нашей и любой иной личности?

Насколько представления о сущностных характеристиках человека индивидуального влияют на мировоззренческие установки, идеологические конструкции, социальные, политические, экономические  доктрины, положенные в основу социально-экономических укладов и политических режимов и также  собственной жизни индивида?

Человек «индивидуальный» и человек «общественный», есть ли противоречия и уместны ли приоритеты?

Действительно ли «новые», так называемые «современные» достоверные знания о человеке и общественном взаимодействии противоречат, то есть «превосходят» или «отрицают» традиционное знание или же уточняя, лишь подтверждают его?
Имеется ли в современной культуре системное, цельное знание о человеке и обществе, о мире, подобное традиционному?

Попыткам размышлений о заданных вопросах посвящён следующий текст.


Предисловие.
В этой работе-беседе нет никаких «откровений» и исключительно оригинальных идей. Эта работа посвящена тому, о чём людям традиционного знания давно и хорошо известно. Эта работа обращена к той части современной аудитории, всё более расширяющейся, которая обладая значительным объёмом знаний, в том числе обозначаемых как научные, вместе с тем распоряжается ими разрозненно, в недостаточной системности. Предлагаемая вниманию читателя беседа призвана помочь пытливому собеседнику в той или иной мере по заявленной теме «сложить мозаику», упорядочить имеющиеся знания.
Тем, кто заинтересован в приобретении, упорядочении и упрочении знаний, объективно расположенных на базовом мировоззренческом уровне, предлагается текст, объёмом в несколько страниц. Даже  этот незначительный предложенный объём вызывает опасения, поскольку важным, «кричащим», характеризующим признаком «современной» эпохи выступает неспособность или неготовность широкой аудитории к восприятию письменной информации объёмом, превышающим пару абзацев или же максимум страницу текста. Причём, это свойство демонстрируют также и многие обладающие или получающие высшее, в том числе так называемое гуманитарное, образование, в то время как доступ (если не в очной форме) к действительно системному, многоуровневому, глубокому знанию в значительной степени связан со способностью взаимодействовать с относительно объёмными текстами. Работа же с текстом предполагает умение концентрировано, неспешно, вдумчиво воспринимать, усваивать информацию частями, элементами, обнаруживать их связь, то есть вести системную деятельность, имея целью формирование цельного знания. Современная система образования и «цифровой уклад» жизни, связанные с обильным, зачастую избыточным, высокоскоростным оперированием информационными потоками в основном в аудио-визуальной форме, не способствуют формированию навыков работы с текстом, следовательно не способствуют развитию системного мышления. Это обстоятельство представляет собой серьёзное препятствие в усвоении новыми поколениями накопленного массива «сложных» знаний, имеющих не поверхностный характер.

Непосредственно по теме.
Всё, без изъятий, всё, что происходило и происходит и будет происходить в мире, в котором присутствует человек, все виды взаимодействий человека с собой, с окружающим миром и его частью—другими людьми, вся картина мира, от мелкого бытового действия до судьбоносных для всего человечества явлений и процессов, испокон и до скончания, покуда имеется живое человеческое сознание, было и будет предметом познания. Естественно для человека формировать знания и ими руководствоваться. Вопрос—какими? Несмотря на ограниченность способности человека и человечества самостоятельно познать мир в полноте, это, в то же время, не означает, что все знания, имеющиеся в распоряжении человечества, равноудалены от истины, от того, что действительно есть, от сущего. Есть знания, проверенные осмысленным опытом жизни несметного количества поколений на протяжении многих тысячелетий. Такое «долгое» знание в наибольшей степени отвечает требованиям полноты, системности, подтверждённости. В части, касающейся любой индивидуальной человеческой жизни, это глубокое знание сообщает об очевидной связи образа мыслей, соответственно и чувств, с образом жизни, об ошибках и их отложенных последствиях, о гармонизации психических процессов. И в отношении общественных процессов также. Актуальная проблема в том, что современник, ориентированный и использующий исключительно «современные» источники оказывается лишённым возможности ознакомления с этим системным знанием. Есть знания другого разряда. «Короткое» или «недолгое» знание позволяет людям решать текущие, внешне насущные, «практические» задачи, но не учитывает отложенные последствия,  те последствия, которые могут возникнуть накопительным эффектом за пределами жизни одного или нескольких поколений.
Все люди руководствуются знаниями—информацией, причём, как достоверными, так и недостоверными, ошибочными. Лишь наиболее системное, цельное знание, знание о связях и взаимодействиях всех элементов, от микро уровня до макро, от наименьших до уровней высоких и предельного обобщения, должно лежать в основе любой познавательной или утилитарной практической деятельности человека, общества, человечества. Любое фрагментарное, секторальное, «отраслевое», «предметное» знание лишь тогда может стать приближенным к истинному знанию, когда будет основываться, опираться, учитывать целое, определяя себя его частью.

Этот принцип познания универсален и обязателен к применению всегда и везде, в том числе, а возможно и в первую очередь, в социальном, антропологическом исследовании.

Бесполезно человеку пытаться понять что-либо без понимания «себя», хотя бы в той мере, в которой возникнет относительно цельная картина мира и человека в нём. Осознание себя индивидуумом, индивидуальное самопознание невозможно без знания о человеке, как таковом, о людях, как универсальной сущности.

Итак.
Кто или что есть человек? Кто или что есть каждый из нас, все без исключения, кто были и есть и будут? Где начинается человек и где он заканчивается? Уместно ли понятие «независимого, свободного» индивида?

Если ранее, ещё совсем недавно, приступая к такому разговору, мало у какого «здравомыслящего» собеседника возникала необходимость определяться изначально с понятием «человек», с границами этого понятия, то сегодня, учитывая уровень развития медицины, биологии, генетики, биоинженерии и смежных отраслей, совокупно со стремительно понижаемым этическим порогом, наверное, уместно оговориться—мы будем исходить из традиционного представления об этой сущности. Мы не будем в нашем рассуждении рассматривать существа (биологические), которые могут быть смоделированы/выведены искусственно, в одном ряду с той сущностью, что мы обозначаем как «человек».

Современные школьные учебники обществоведения, в частности в России, определяют человека, как биосоциальную сущность, но не раскрывают это понятие.

Тело. Человек материальный.
Тело человека—явление материального мира. Человек, в части своей телесности, материален. Что это значит? То, что в своей материальной природе каждое человеческое тело есть не более чем временное образование, состоящее в конечном итоге из элементарных частиц материи. Очень поверхностно, на уровне принципа: наш организм, впрочем как и другие сложно организованные формы органической жизни, являет собою биологическую систему, объединяющую иные подсистемы меньшего уровня (нервную, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную, опорно-двигательную, эндокринную и так далее), состоящие из клеток. Те, в свою очередь, состоят из молекул определённых химических элементов, которые представляют собою соединения атомов. Естественные науки, в частности физика и химия, развиваются по пути обнаружения всё более мелких частиц материи. Неизменным остаётся принцип—весь материальный мир, вселенная, состоит из этих элементарных частиц материи, постоянно взаимодействующих. Для целей нашей беседы удобно будет далее оперировать термином «атом», обозначая элементарную частицу материи. Мы сознательно здесь не затрагиваем рассуждением актуальный вопрос о сущностях и отношении энергии к материи. Наши возможные выводы не зависят от ясности в разрешении этого вопроса. Оставим его учёным.

Во всяком случае человеческое тело есть подвижное соединение в тех или иных композициях/комбинациях атомов. Любая органическая жизнь, в том числе и человеческий организм с момента возникновения и до прекращения являет собой процесс интенсивного обмена веществ. Организм усваивает из окружающего мира  с пищей, водой, воздухом, посредством различных облучений материю (атомы), посредством биохимических реакций разные соединения преобразуются, но в итоге выделяются организмом обратно в среду. Не возьмусь указать источник, надеюсь быть прощённым читателем, но замечу, что знакомился ранее с публикацией и склонен доверять её данным, что на протяжении индивидуальной человеческой жизни возможны несколько циклов полного обновления атомарного состава организма. Вне зависимости от достоверности этого утверждения, которое имеет для нас лишь вспомогательное значение, лучше иллюстрируя основной вывод, признаем, что человек индивидуальный в материальной своей ипостаси представляет собой временное заимствование атомов—элементарных частиц материи. Причём, весь жизненный цикл, с момента зачатия, дальнейшего развития из первой клетки, формирования и жизнедеятельности эмбриона, детского, подросткового, взрослого, зрелого и стареющего организма, все процессы обмена, биохимических реакций, предопределяющих жизнь, её свойства, формы, иные параметры, рождение и смерть есть проявление заданностей (программ, алгоритмов, законов природы, божественной воли — кому как ближе), имеющих по отношению к индивидуальному организму природу внешней силы, внешнего источника, существующего вне и в предверии индивидуальной жизни, но проявляющего себя в каждой индивидуальной жизни, как её властное начало и содержание.

Если мы принимаем, как достоверное, утверждение, что каждое человеческое тело—организм есть не более чем временная комбинация, форма взаимодействия частиц материи—«атомов», существование которых во вселенной (разрозненно или в каких-либо соединениях, формах) предшествовало любой физической жизни человека и продолжится после, то, видимо, следует согласиться также и с утверждением, что сам процесс жизнедеятельности, образования, развития и прекращения такой материальной—«атомарной» комбинации, а именно человека индивидуального, в телесной его форме, есть «исполнение предписания», команды, задачи, алгоритма, программы, «биологического» закона, возникшими за пределами жизни отдельного человека, да и человечества, в целом. Материя вечна, её временные формы, соединения, в том числе и тело человека бренны.
Во времена формирования традиционного знания отсутствовал язык, а следовательно и понятийный ряд, свойственный современности, не было терминов «материя», «энергия», «атом», «система», «программа», «алгоритм», «информация», «носитель» и подобных, отсутствовал весь физико-химический, биологический научный лексикон. Использовалось: «из праха земного сотворён человек» и в прах возвратится.
Наверное уместно признать в этом контексте обоснованность представлений о вечной жизни мира и причастности к ней человека, как и всего иного, о вечной, вневременной природе законов, в силу которых происходят материальные трансформации, все виды взаимодействий.
Если человек, впрочем как и всё сущее (существующее), не «сам по себе» возник в произвольной форме и с произвольным содержанием, а в конкретных неизменных  «образе и подобии» и вследствие действия заданностей, законов (бытия, природы, объективных, божьей волей, кому как ближе), то следует согласиться с утверждением о том, что человек есть создание, следовательно создан. В силу законов формальной логики должно быть создающее начало, совокупно обозначаемое — как создатель. Что, в свою очередь, влечёт принятие тварным, то есть сотворённым созданием, своего «подчинённого творцу или создателю» положения.

Уместны ли в отношении «человека материального, телесного» такие его определения, как «временное заимствование» или «переходное состояние» материи?


Не тело. Человек информационный.
В разных культурах, разными типами сознаний по разному понимается и именуется та часть совокупного образования/феномена, именуемого «человек», которая имеет нематериальную природу. Но как бы различно не осознавался человек индивидуальный, во всех значимых имевшихся и имеющихся представлениях о человеке присутствует очевидное и внятное наделение сущности «человек» так называемыми нематериальными характеристиками. Ни в каких определениях человек не понимается как исключительно материальный объект. В том или ином значении так называемые социальные характеристики являются необходимым, обязательным, а в большинстве случаев основным признаком сущности «человек». Попробуем и мы порассуждать об этом.

Всё, что позволяет выделить человека из ряда высокоорганизованных живых организмов, все квалифицирующие его признаки связаны со способностью к так называемой сознательной деятельности значительно превышающей способности иных животных. Что же это за деятельность?
Полагаю, в этом месте необходимо оговориться. Здесь и далее в беседе мы будем исходить из представлений о наличии прямой и непосредственной связи так называемых сознательного и подсознательного уровней психики человека. Мы будем исходить из эфемерности встречающихся часто противопоставлений понятий «разум» и «чувства», «рациональная» и «эмоциональная» деятельность, «интуиция». Имеющийся на данный момент уровень медицинского научного знания предлагает понимание, что мотивации, поведенческие акты, то есть поступки  человека—есть следствие состояний и процессов, совокупно обозначаемых как психические, обеспечиваемые функционально центральной нервной системой (в т.ч. жизнедеятельностью головного мозга), взаимосвязанной с процессами и работой эндокринной (гормоны), сердечно-сосудистой и иных систем организма. Для целей нашей работы, или беседы, вполне приемлемо и простительно обозначать терминами «сознание» или «сознательная деятельность» все упомянутые выше виды психической активности.

Во всех стадиях своей физической жизни человек совершает деяния (активным действием, либо пассивным бездействием). Слово тоже деяние. Слову предшествует мысль, в том числе и эмоционально «окрашенная». Мысль, в свою очередь, при видимой «бестелесности», всё же «телесна». Точнее, формирование мысли становится возможным через мыслительные операции с  использованием форм, символов, таких как слова, знаки, образы и звуки. Несформированная мысль останется лишь ощущением трудноуловимым, импульсом, туманным нечто. Связь развитой, зрелой мыслительной деятельности с  объёмом и содержанием, имеющейся в распоряжении индивидуального сознания информации, очевидна.

Коротко отступим от основной линии, чтобы определиться с понятиями «информация» и «знание», исключительно, для целей этой беседы. Не претендуя на научность, для удобства, предложу следующие контурные ориентиры. Этимологически англицизм «информация» означает то, что «внутри формы», то есть некое содержание, данные, сведения о чём-либо, не являясь при этом собственно формой, то есть материальным объектом. Любой объект материального мира, любая частица материи, в том числе и часть и наименьший элемент человеческого тела, выполняет функцию носителя информации (в том числе следов любого рода взаимодействий, собственной структуры, состава, истории возникновения, биологической информации и прочей).
Если исходить из теоретического предположения о взаимной связи всего сущего, то также уместно будет предположить, что любой элемент сущего может нести информацию о всём сущем, как часть о целом. Во всяком случае утверждение обратного полных оснований не имеет. Извините, читатель, это было не обязательное краткое отвлечение.
Как соотносятся информация и знание? Информация объективна, знание субъективно, поскольку есть продукт человеческой познавательной деятельности. Знание всегда определённая информационная комбинация. Знание всегда информация, но не вся информация приобретает качество знания. Знание это воспринятая человеческим сознанием информация, как достоверная, истинная, то есть соответствующая действительности, адекватно её (действительность) отображающая, опять же по нашему мнению. Знание то, чем человек руководствуется, основа его осознанной деятельности.
Очевидно понимание, что знания, в том числе системные, которыми руководствуется индивидуум или общество, в том числе, знания распространенные массово и «устойчиво», могут быть более достоверными или менее достоверными, либо совсем недостоверными, то есть—ошибочными, ложными. Очевидно также, что индивидуум или общество, исповедующие образ мысли и, соответственно, образ жизни, основанные на ложном системном знании, вступают в противоречие, не учитывают действие объективных законов, игнорируют истину, что неизбежно влечёт или повлечёт пагубные, нежелательные и «неожиданные» последствия.
Любая форма органической жизни, в том числе и человек, имеет способность воспринимать информацию всем своим естеством, всеми органами чувств, известными и неизвестными доселе. Знанием станет лишь осознанная, точнее осмысленная человеком информация. Возможны ощущения, что воспринимаемая первично не на уровне сознания информация вступает в противоречие с имеющимся, усвоенным знанием, в том числе системным, базовым. Истина едина. Истинное знание, следовательно тоже. Знания о природе человека, о социальных взаимодействиях и о «внутренних» процессах, «внутреннем мире» индивидуума—не исключение.
Восприятие и оперирование индивидом значительным объёмом, в том числе и сложно структурированной информации, а также его материальный, профессиональный или иной социальный статус, сами по себе совсем не свидетельствуют о его  духовной зрелости, то есть о качественном системном восприятии и руководствовании достоверным знанием о мире и человеке. Напротив, нередко формально «малообразованная» сельская бабушка, обладающая традиционным религиозным знанием и собственным жизненным опытом, полученным «с открытыми глазами», оказывается ближе к истине, чем иной «высокообразованный», «известный и активный» гражданин.


Вернёмся.
С момента появления на свет, а в некоторой части и ранее, ребёнок начинает воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую, как из внешней среды, так и от разных частей собственного тела. Формирующаяся память позволяет усвоить и сохранить принятую информацию. Происходит процесс накопления информации. По мере становления, развития сознания, по мере накопления соответствующих объёмов информации возникают знания об окружающем мире и о себе, изначально простейшие: о физических свойствах предметов, среды, состояниях голода и физиологических процессах, температурные, болевые реакции, телесные, эмоциональные контакты, звуки, запахи, вкусы. На этом начальном уровне маленький «будущий» человек не демонстрирует ещё принципиальных отличий (кроме потенциала) от иных развитых живых существ.
Этот этап характеризуется тем, что процесс накопления информации обеспечивается исключительно собственным практическим опытом.

Некоторые острые на язык авторы замечали, что человек животное стайное, общественное. Нет общества, нет социума,— не будет и человека. Даже при наличии живого тела не возникнет сущности, которую мы понимаем как человек.
Наверное, здесь было бы правильным предложить фантазийный, сугубо теоретический сюжет. Предположим, что младенец окажется в обстоятельствах полного отсутствия людей и связанных с людьми предметов материального мира, способных нести и передавать социальную информацию, то есть в живой природе. Художественную версию Киплинга не будем принимать всерьёз, но допустим, что младенец каким-то образом будет обеспечен пищей, безопасностью и иными необходимыми для выживания материальными условиями. Вопросы: каким вырастет этот ребёнок? Его характеристики? Какая основная причина формирования такого существа? Ответ очевиден. Мы получим существо, по характеристикам близкое к дикому животному.
Казалось бы примитивный, очень простой, но этим и полезный мыслительный эксперимент.

Возвращаемся к этапам развития человека в норме. Следующим этапом к информации, усваиваемой малышом через личный опыт, присоединяется информация, воспринимаемая на веру (без проверки личным опытом), получаемая из авторитетных источников—изначально от родителей (родственников) или лиц их заменяющих. Такая информация носит абстрактный характер. Индивидуум начинает соединятся со знанием, «подключается» к знаниям, накопленным предшествующими поколениями. Начинает формироваться со-знание. Индивидуальное сознание начинает оперировать информацией не только первого «практического» уровня, но и следующего, информацией, достоверность которой оценивается через доверие к источнику. В последующем расширяется круг авторитетов (источников), изначально через позицию первичного авторитета (родителей), потом (в современном мире) через дошкольные образовательные, воспитательные формы, школу и развивающиеся социальные связи.

В дальнейшем, жизнь индивидуума, помимо телесной своей составляющей, представляет собою процесс приёма, обработки, сохранения и передачи информации, то есть оперирование информацией. Какой? Поступающей в его распоряжение, сообразно содержанию и свойствам той информационной среды, в которой возникло конкретное индивидуальное сознание, то есть родился и сформировался человек, его личность. Информационная среда, так называемое культурное (в широком смысле), цивилизационное пространство, наличествующее в месте и времени жизни отдельного человека, предопределяет содержание его сознания. Что, в свою очередь, предопределяет его мировоззренческие, базовые установки, систему ценностей, шире —«образ мысли», систему отношений с социумом, отдельными его представителями—другими людьми, с собой, с миром, что, в свою очередь, непосредственно предопределяет устойчивые и реактивные поведенческие акты и модели, влияющие в значительной мере на собственную судьбу и судьбы других людей.

Информация та, которую человек, индивидуальное сознание воспринимает как достоверную, истинную, доверяет ей (источнику),—формирует его личность и предопределяет его действия. Через действия (бездействие) человека, в том числе солидарные, создаются условия, обстоятельства жизни социумов, индивидуумов, материальной среды. Вполне обоснованным выглядит тезис—человек есть то, во что он верит.

Постепенно в нашей беседе проступают контуры вывода о первостепенном, первичном, начальном значении содержания информации, информационной среды,  идей, наличествующих в месте и времени жизни индивидуума для формирования его сознания, наполнения его личности, для определения, как предельных объёмов, так и содержания всех операционных процессов, происходящих в индивидуальном сознании.

Одинаковы ли люди? Можно ли рассуждать о человеке игнорируя различия в характеристиках личностей, физических, интеллектуальных, волевых и многих других?
 
Конечно, не только можно, но и необходимо. Принципиально ошибочен тезис о невозможности осмысления какой-либо сущности, в частности феномена человека, ввиду наличия внутривидовых различий. Именно, выявление общих для любых типов людей универсальных признаков, произведённое на уровне  предельного обобщения, позволяет определиться с содержанием понятия «человек», точно осознать главные, сущностные его характеристики, свойства, отличия от смежных понятий (например, от развитых животных или в «современном мире» от электронно-вычислительных машин, «искусственного интеллекта»). Игнорирование этого знания, в том числе сформулированного не обязательно используемым нами здесь «современным» языком изложения, приводит неизбежно к ошибочным мировоззренческим, идеологическим и производным от них установкам, концепциям.

Действительно, представьте себе любого, даже самого выдающегося, на ваш взгляд, современника, или исторического персонажа, и мысленно переместите его в младенчестве на столетия, или тысячелетия, в прошлые эпохи или в иные культуры. Очевидно, что в иной информационной среде наш «герой» приобретёт содержание, свойственное именно той среде. Он останется обладателем собственных физических характеристик, в том числе свойственного ему типа нервной организации (например, интеллектуальные способности, чувствительность, темперамент), но оперировать он будет имеющейся там и тогда информацией, сформированными или формирующимися идеями. Сознание индивидуума и следовательно его проявление во вне, в поступках, в деятельности безусловно будет производно от объёма и содержания воспринятой им информации, имевшейся в том месте и времени. Влияние информационной среды на формирование личности, взаимодействие личностей, следовательно на жизнь обществ на индивидуальные и общие судьбы—предопределяющее.

Каждый человек, рождённый на земле когда-либо, от первых времён и до вас, уважаемый читатель, и вашего окружения, вне зависимости от любого рода различий, младенец и старец, мужчина и женщина, представитель затерянного в джунглях племени и глава самой влиятельной державы, академик, священнослужитель, творческий деятель или представитель профессий ручного труда, все без исключений во всём, что не составляет их материальность—телесность, есть «продукт», производное от воспринятой ими как достоверной (принятой на веру) информации, приобретшей качество знания для данного индивидуума.

Само понимание замеченного выше производного отношения каждого (помним— возникшего временно) индивида к информационной и материальной средам, существующим в предверии индивидуальной физической жизни, с прямой простотой и ясностью «низвергает» теории, базирующиеся на представлениях о «свободной и независимой личности», о любых видах «врождённых превосходств» или «преимуществ» индивидуальных, групповых и прочая.

На всём протяжении «истории человечества» люди формировали и старались сохранить накопленные знания для передачи их следующим поколениям. Некоторые знания изменялись вследствие их перепроверки и определения их ошибочности, некоторые сохранялись и передавались неизменными ввиду их подтверждённости опытом жизни меняющихся поколений через череду эпох. Несомненно, в «прежние» времена, когда технологии обработки, хранения и передачи информации не были столь развиты, люди в течение жизни оперировали значительно меньшими объёмами информации, чем современники, но эта разница не отменяет и не влияет на вывод о производном отношении личности человека от информации, знаний, информационной (читай культурной) среды.

Срок физической жизни индивидуального человеческого организма ограничен. Поколения сменяют друг друга передавая результаты своей жизни следующим, образуя тем самым «жизнь вечную». Знания, информация, накопленная человечеством передаются посредством материальных носителей различного рода. Человек, люди также выполняют функцию носителя и оператора информации. Получается, что знания, информационная, цивилизационно-культурная среда не утрачивается с «уходом» конкретного индивидуума или поколения, а продолжает «жить» в следующих носителях, проявляя себя в сознании вновь сформированных личностей.
Память, как операционное свойство индивидуального сознания, является основным его содержанием. Ведь сознание в состоянии оперировать лишь тем «материалом», что сохранён памятью (словом, образом, звуком, запахом, ассоциацией, символом, комбинацией, конструкцией—всем). Весь информационный массив, осмысленный когда-либо человечеством, существующий и есть общая память.

Если ранее, в далёкие эпохи, людям сложнее было рациональным способом (логикой) принять понимание, что значимая, возможно большая часть информации, знаний, которые формируют их сознание (душу), есть знания, воспринятые ими из внешних источников, принятые верой, то думающему современнику понять и принять это соотношение, ввиду объёмности и очевидной наглядности, должно быть легче. И вот почему.

Способ жизни человека в сложноустроенных, многоуровневых социальных и технических системах, с современным уровнем развития естественнонаучного знания (от медицины до бытовых приборов, гаджетов, от транспортных систем и строительных технологий до взаимодействия с домашними животными, то есть по всему спектру знаний) основан на неизбежности принятия большей части базовых и прикладных знаний верой—доверием к источникам (учителям, учёным, инженерам, политикам, экономистам, врачам, другим институтам). В том числе в самопознании мы используем имеющиеся, накопленные до нас и не нами, знания. Начиная с основ, с языка, которым мы пользуемся, позволяющего нам не только передавать и принимать информацию, но и оперировать ею в собственном мыслительном процессе, посредством которого мы определяем сами понятия, то есть выделяем нечто, чтобы осмыслить, мы пользуемся результатом жизни предков, наших предков, продолжающих «жить» в нас. Ни одной земной человеческой жизни не хватит, чтобы проверить личным опытом достоверность информации, используемой индивидуумом и обществом в практике собственной  жизни.

Такой пример о современнике удобен для осознания и принятия вывода о принципиальной зависимости «всего» человека, всего сознания человека, всего, что определяет его личность и его осознанную жизнь, а также каждой и «общей» жизни всего поколения, живущих и живших, от знания, от информации, к которой мы возникнув в материальном теле «подключаемся», оперируем, комбинируем, возможно создаём и новые комбинации, новые знания, но всегда на базе прошлых, имеющихся (никак не иначе!), и уходя в материальной своей ипостаси в «жизнь вечную» материи, в том числе в потомках, в результатах наших благих дел, сохраняем себя в жизни вечной духовной, информационной, каждый в своей мере.

В русской культуре мы пользуемся словом «человек». Нет общепринятой ясности относительно происхождения—этимологии этого слова. В числе прочих известны также варианты: «словек» от «слово», «словесный», наделённый речью; «целовек» от «целый», «цельный»; «чело-век» сложное, двукоренное, составное от «чело» (лоб, лицо) и «век» (время, период или вечность).

Очень похоже, что и в этой, другой своей—нематериальной ипостаси, человек также представляет собою временное заимствование из того, что несоизмеримо больше, возникло «задолго» до нашего физического рождения и продолжится после прекращения нашего в теле. И в этом человек есть также создание, следовательно создан. Значит и в этом случае также есть то, что совокупно можно определить по отношению к созданию, как создатель. Осознание и принятие своего «подчинённого создателю» положения позволяет приблизится к настоящей, а не эфемерной, не надуманной свободе, как любое соприкосновение с правдой.

Читайте и старайтесь понять источники традиционного знания, в том числе и в первую очередь, религиозного, не претерпевшего изменений, самоотверженно, нередко мученически сохранённого, проверенного опытом жизни множества поколений. Это изначально сложная задача, мало кому доступная без первичной посторонней «компетентной» помощи. Используется язык, понятия «несовременные», аллегории, метафоризмы, в том числе, присущие древнему быту, труду, мышлению. Но, было бы желание... Ищите и обрящете. Блаженны алчущие и ищущие правды, ибо насытятся.

Эта наша беседа сложилась так называемым «атеистическим» языком, поскольку обращена к атеистическому сознанию. Тем и ограничена.

Но, если нам удастся, беседуя, приблизиться к «берегу океана»  достоверного знания, наши усилия, возможно, не останутся тщетными.

Истина, Закон — то, что действительно и неизменно существует, — существует вне зависимости от времени, следовательно вне времени, то есть вечна. Может ли человек, сын человеческий оказаться причастным вечности? Возможно, в той мере, в какой окажется причастен Истине.

Декабрь 2021


Рецензии