Клото, Лахезис и Антропос

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

из цикла: "СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ"

                = БОГИНИ СУДЕБ =
                * быль *

" Иногда господа офицеры, в сражении политиков надобно импровизировать, я имею в виду политику русских дипломатов в Европе, и твёрдо заявить им: "Старой жизни уже не бывать! Россия, разбужена Вами..."  Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1825г.

Не помнит власть,что сила в правде
За что России тяжкий Крест?
Из-за бездушия, безправья
Наш крепостной в ярме раба
Очнётся власть...а Бог далече
И кровь народа вновь кипит
И сколько ж нужно поколений,
Чтоб пал избранник в мёртвый Стикс...

1824г. Иванково (Иваньково)

...Постепенно гости собрались, судя по разговорам, расходиться по своим комнатам на втором этаже дома усадьбы, любезно предоставленные хозяйкой усадьбы Ольгой Александровной Жеребцовой. Кровати в их комнатах, были застелены щёлками и обработаны сии предметы мебели благовоньями лучших иранских трав, а также были приготовлены туалетные французские приборы и ночные горшки, вода для питья из местного родника, настойка яблочная на возможные случаи опохмела, как выразилась помещица. Жеребцовы, после почти полного распада семьи, теперь редко бывали вместе, и принимали гостей у себя в усадьбе соответственно только  по случаю, потому что посчитали, что суета придворной жизни, здесь была абсолютно не нужна, а тишина и покой идёт им только на пользу. При всём этом, приём, прошенных или непрошенных гостей, для хозяйки был всегда праздником и она ничего не жалела для них, да и сохранение престижа семьи был ей необходим, как воздух, скорее из-за сплетен в столице вокруг их дома.
Поздний обед и трудный день сделали своё дело, у многих из гостей уже казалось не было даже сил продолжать обсуждение политических событий в России и о придворном Обществе, так были глубоки и жестоки противоречия в обсуждении задуманного ими. На сегодня, как казалось, последний их спор за столом, был и вовсе "представлен" не по теме. Ольга Александровна слыша его, даже обрадовалась сему обстоятельству, так сложна пред этим тема об императоре Павле Петровиче, что речь зашла о нашей императрице Анны Иоанновны ( на троне с 1730-1740г.-автор),которая помнится, как сказал в запальчивом жаре и восклицании Граф Пален:
- Сия деятельная дама, господа офицеры, сделала в прошлом поболее Павла Петровича в делах справедливости. Она первой в России пожелала ввести в России для народа, правовой суд для всех сословий, реформы Сената здесь же господа "праведники", не говоря уж о её заслугах в возобновлении строительства кораблей и верфей в дальнем Архангельске. Если бы не хитрец Бирон! Но, что взять с женщины в семнадцать лет. Запугал её сей мерзавец страхом великим после убийства её благоверного супруга Герцога Фридриха Вильгельма, держа ея в своих руках по смерти. И ведь помнится всеми, как ловко всё обставил с англичанами. Да-с господа, уверен с ними, мол несчастный случай, некое  такое несварение желудка после плотного возлияния и двухмесячного пира в знак женитьбы. Как же, событие! Так и недоехал несчастный Герцог до своего герцогства, Курляндии-Митавы. Да-а-а уж. Опыта не было у сей благочестивой и одинокой по жизни без поддержки государыни. Но, любовная буря опустошила и её, впрочем как и нас всех частенько. Она, ослепшая любовью, даже не поняла, что в России юбки примеряют с головы, а не с ног, как в дикой Европе. Да, иногда кто-то в страстях любит и Люцифера, и Дьявола. У неё несчастной, Душа смутилась от любви и страсти к Бирону. Бирон же, в целях стать правителем России, безжалостно смахнул в гроб и её, в октябре 1740 года, подсказав под своим присмотром "правильное" направление врачам сей "строгий диагноз" её болезни, камни в почках. Что ж, это вполне было ожидаемо всеми и даже объяснимо, сей факт вскоре и "подтвердило вскрытие" покойной. Растеряно рассказывая всем, как они зафиксировали:
 "- Колики бывают по многим причинам, от пьянства, от обжорства и даже отравлений "пищей", или иными винами..."
Но, подполковник Лейб-Гвардии Преображенского полка, потом генерал и фельдмаршал, Миних, сделал своё дело и призвал эту гадину к ответу, уже в октябре 1740 года.
- Ну, в этом случае слухи подтвердились, правда нескоро. Прожила эта курляндская погань до декабря 1772 года. Екатерина, знала что делает, и говорила всегда всем:
"- Враг должен быти пред глазами, чтобы заранее знати о чём он помышляет, и только при первых же его помыслах, схватить сию божью тварь за руку..." На своём смертном одре, уже Бирон покаялся и рассказал, задолго ещё до смертной исповеди, своему верному другу по ссылке, будучи в Ярославле, всегда поддерживавшего его в его испытаниях ярославскому помещику, князю Щепину-Ростовскому Ивану Семёновичу, а тот своей супруге Ольге Алексеевне (в девичестве Смирновой) (1730-1802), о сем злодеянии, и всё, как оказалось с его страстных слов, ради страсти к ней и рады выгоды в служении, господа. Он, тогда узнав о случившимся, высказался в нашем кругу:
- Смерть и рабство господа офицеры, это единственное с чем приходится считаться.
- Но,теперь-то господа, мы не ради наград - вставил слово полковник Бибиков - Мы, ради Отечества идём на эшафот. Хотя, эту тему, я ни с кем обсуждать не намерен.
У меня господа, сущий мятеж в душе, как кто-то здесь уже высказывался ныне. Лично я за-то, чтобы моё я, не мешало другим. Это не война, это совсем "частное дело".
- Ну, здесь мои товарищи - проговорил устало Аргамаков, решительно завершая тему - это всё из области сказок и мечтаний господа, а нам необходимы только дела, а не слёзные воспоминания о мерзавцах и дамах прошлого. Быти мэтром на час? Увольте господа! Нужны решения...
- А что, если императрица даст нам только долю...и в Сибири? Вы, об этом думали? - перебил его, как-то неуклюже Волчанинов - Женщины, вы же только-только сами говорили о них и их поспешности в делах и чувствах, элемент не постоянный и действуют они по настроению и словам, уши их привыкли к ласке болтунов, а не офицерской чести исполнения долга пред Россией. Нет уж, меня увольте, я ничего не замышлял и не буду ничего замышлять против государя. Извините господа, но  мне некогда, после завтра дежурство во дворце, но даю слово офицера, я ни словом, ни жестом, ни с кем не обмолвлюсь, о том что я здесь "ненароком" услышал. Но, если я кого либо из Вас встречу у покоев императора, я отдам за него жизнь и буду драться жестоко, на смерть! Честь имею.
Когда камергер-гусар вышел, в кабинете наступила тишина. Все казалось  были растеряны. Вошедшая в  зал хозяйка, видя лица гостей, и отражённое на них некое непонятное для неё недоумение, очевидно из-за спора, решила не вмешиваться в дела мужчин, и не став их ни о чём расспрашивать здесь, решила пригласить всех на отдых в свои комнаты. Но, когда все собрались уже уходить, она, всё ещё удивлённая растерянности на лицах офицеров, подумала, что может она им чем  не угодила и обидела невольно? .
- Господа! Что произошло? Почему Волчанинов вышел таким разгорячённым, и мне даже показалось возмущённым. Разругались? Ах, поняла, он отказался от идеи смены власти и  Павла Петровича. Ну, вообще-то,этого следовало сего ожидать, он человек слова, для него присяга и клятва дворянина это Честь с большой буквы, и надобно было сразу сообразить, что он нам не подходит, как и Ростовский из его полка.
- Его надо остановить, хватаясь за шпагу выкрикнул граф.
- Стоять ! - воскликнула Ольга Александровна - Во первых, слышите конский топот под окном? Он уже покинул усадьбу, а во вторых, я за него ручаюсь господа офицеры , он никому ничего не расскажет. Я его знаю долгие годы, он честен, но не безрассуден к товарищам. Хватит на сегодня. Мы, все немного устали. Вы кажется уже собирались к отдыху, не держу более Вас. Идите и не беспокойтесь, вам всё приготовлено. Надеюсь, что и  древние Богини судеб на нашей стороне. Ступайте господа, Вам просто необходим отдых!
Когда офицеры разошлись по отведённым им комнатам, а их денщики забрав мундиры принялись за их чистку, хозяйка усадьбы вернулась в кабинет и сев за стол, оставленный гостями, грустно задумалась о сегодняшнем дне. Офицеры, истинно чистейшее серебро среди хлама и грязи общества России. Но оно, лишь вкрапления в кусках свинцовых, и чтобы его добыть, надобно приносить жертвы, так необходимые богам Свободы. Так и бунты, заговоры и восстания, как выпаривание серебра из руды, травят души неугодных властителей, но не матушки России.
... То, что ей представлялось простым и свершённым, оказалось намного прозаичней и кажется не исполнимым в создавшихся обстоятельствах. Не орлы господа, не Орлы. Эти и убить могут, а здесь хитрость и ум женщины нужен. не верится, что сама императрица благословляет их, слишком явно проглядывается мужицкая рука. Нет, не сказали господа, а зачем им-то это нужно?А впрочем, быти пушечным мясом их выбор.
Да, но что я, лично я буду с этого иметь?
Женщина обхватила разгорячённую голову, терзаемую разбродом скомканных в пучок диких мыслей, двумя руками и сжала её, стараясь в бессильном порыве укротить свои мысли и решения. Она понимала, что время ещё есть и есть возможность отступить, а может и бежать в Пруссию, если что пойдёт не так в задуманном плане. А впрочем, что-то она разволновалась? Разве кто может заподозрить в чём даму, успешную даму столичного Общества и удачливую фаворитку при дворе. Если-бы не супруг и сыновья, всё было бы много проще. Её хороший друг, британец, посланник Англии, давно, как бы шутя делал ей предложение, так сказать изменить политику России, и взойти на трон истории. Пётр Ульрих, прозванный в России Петром III, внук Петра большого, был бы ей очень благодарен с небес. " Я, - говорил часто он родным сыновьям - понимаю, что людьми руководят чувства, а не разум, но будьте благоразумны, ибо незаконно рождённым, как ... чрезвычайно трудно жить..."
Ныне же Ольга Александровна, слова словно елей лились из уст посланника, о самая красивейшая и умнейшая дама, из всех дворов Европы, Вы прекрасно осознаёте, что в смещении Павла Петровича наши интересы совпадают, да ещё за немалые для иных дивиденды... Подумайте хорошенько Ольга Александровна, такие предложения делают один раз в жизни! Поймите в конце концов, Вам делать историю России. Героические эпохи не рождаются на пустом месте, мой друг, они всегда кровавые и жестоки к своим детям. Новейшая история России и Европы начнётся не в 1801 году. Хотя... ныне каждый верит в то, во что он желает, судя по поступкам и обстоятельствам сударыня. Кто в Бога, кто в Царя, кто в истины судеб христианства.


Рецензии