Моя Книга Памяти 2 Валентина Загорская

            Загорская Валентина Арсентьевна (1937-2020) Заслуженный деятель искусств, балерина, хореограф.
 
    Она работала до 82-х лет - преподавала танцы в центре детского творчества "Лэстэрел".

   - Танцы помогают девочкам сформировать красивую фигуру, осанку и походку, - говорила Валентина Арсентьевна, - вначале я им "ставлю спинку". Не все из учениц станут балеринами, но красивая осанка и походка помогут быть успешными и здоровыми.
 
    Мы были знакомы более десяти лет, а в последние годы и вовсе подружились, несмотря на огромную разницу в возрасте. Валентина Арсентьевна жила в самом центре Кишинёва и я часто заходила к ней в гости. Она, в свою очередь, ходила на мои мероприятия, читала мои книги и продавала их своим знакомым, даже когда лежала в больнице со страшным диагнозом.

    В её жизни был только один мужчина - любимый муж и отец двух сыновей. Она боготворила своего мужа, ко времени нашего знакомства уже покойного и часто рассказывала историю их любви. Мужа всегда называла только по имени отчеству. Василий Георгиевич Загорский в течении двадцати пяти лет возглавлял Союз композиторов Молдавии, был педагогом, композитором, пианистом. Он был её педагогом в музыкальном училище. Валентине было всего шестнадцать, а Загорскому двадцать восемь, он был женат и имел дочку. Когда ей исполнилось восемнадцать, он развёлся с женой и женился на Валентине. Это была взаимная любовь на всю жизнь. Любовь, которая оказалась сильнее смерти! После его ухода из жизни, вдова жила в окружении портретов любимого, разговаривала с ним и чувствовала его присутствие.
 
    Василий Георгиевич верил в реинкарнацию, говорил что они не одно воплощение вместе и она его половина. Это была счастливая творческая пара. Несмотря на разницу в возрасте, все бытовые проблемы в семье решала молодая жена - Василий Георгиевич был очень непрактичным в жизни - не умел тратить деньги, не умел заботиться о себе. впрочем, как многие талантливые люди. 

    Валентина Арсентьевна двадцать один год танцевала на сцене, а после преподавала и выступала с группой девочек. В её квартире было множество кубков за победы в республиканских и международных конкурсах.

    Даже в восемьдесят лет она была красивой - всегда подтянутая, ухоженная, с длинной седой косой уложенной бубликом на голове. У неё был приятный голос и красивая речь. Никогда не слышала от Загорской грубых или вульгарных слов. В квартире она развела множество комнатных цветов - они были повсюду и цвели сменяя друг друга. Целая домашняя оранжерея! Жила очень скромно - донашивала старую одежду и обувь, готовила простую пищу, много ходила пешком. Она получала нищенскую пенсию - менее 100 евро! Притом, что после 21 года на сцене, более 35 лет преподавала.
 
    Пожалуй, главным в её жизни была любовь - любила жизнь, природу, учениц, музыку и театр, цветы. Она излучала любовь в окружающий мир. С ней было легко и приятно общаться. Всегда чем-нибудь угостит, выслушает, посоветует. А ещё она была очень верующей. В квартире держала много икон, регулярно молилась и ходила в церковь. Верила искренне и рассказывала о маленьких чудесах в своей жизни:
 
    - Я не знала, как переживу смерть любимого мужа, - рассказывала она, - боялась, что уйду вслед за ним. Меня спасла тогда работа. Поняла, что не всё ещё сделала и могу быть полезной. Однажды зазвонил телефон. Я взяла трубку и услышала голос мужа - это он с того света мне позвонил!
 
    В памяти всплывают картинки - вот я сижу на выставке в павильоне "Молдэкспо." Через зал быстро бежит Загорская в облегающих брючках и розовой кофточке, а за ней стайка девочек в костюмах обезьянок. Они спешили на сцену выступать. Ей тогда было семьдесят пять! А ещё мы вместе ходили в театр и там её узнавали коллеги. Много добрых воспоминаний связано с ней. Я гордилась и дорожила этой дружбой.
 
    В то лето 2019 года Валентина Арсентьевна очень ждала младшего сына Александра из Москвы, которого не видела уже несколько лет. Старший - Дмитрий тоже давно жил и работал за границей - в Берлине. Единственная внучка в то время была в Сеуле. Обычная география в последнее время для нашей Молдовы, где многие не могут найти достойную работу, и вынуждены годами жить вдали от родины.
 
   Сын приехал с середине августа, а через пару дней Валентина Арсентьевна попала в реанимацию в тяжёлом состоянии. Дело в том, что Александр взял квартиру в ипотеку и вскоре потерял работу. Мать так расстроилась, что организм не выдержал - ведь она очень любила своих сыновей и всякую их проблему принимала близко к сердцу. Когда перевели в общую палату, я смогла её навестить. Увы, стресс запустил разрушительные процессы в усталом организме. Я немного разбираюсь в медицине и сразу поняла, что дела очень плохи. Но она бодрилась и строила планы на будущее - собиралась и дальше работать, чтобы помогать сыну.
 
   
    Через полтора месяца её отправили на обследование в онкоинститут. Валентина Арсентьевна попросила меня поехать с ней. Врач отвёл меня в сторону и поинтересовался, кем я являюсь для Загорской? А потом поручил сообщить больной страшный диагноз.
 
    - У неё третья - четвёртая стадия. Конечно постараемся сделать всё возможное, но возраст и прочее... конечно она спортивная и тренированная. Может месяцев пять ещё протянет...

    Я три дня обдумывала, как и в какой форме сообщить Загорской этот приговор врача. Потом наконец решилась, добавив, что врачи часто ошибаются и только Бог знает кому и сколько назначено. Она стойко выслушала свой диагноз.
 
    - Значит у меня мало времени осталось и надо торопиться! - строго ответила она, - надо привести в порядок дела. А знаешь? Я поборюсь! Всегда хотела прожить сто восемь лет! Балерины вообще живут долго! Я буду бороться!
 
    - А я буду помогать и поддерживать! 

    Валентина Арсентьевна перенесла несколько курсов химиотерапии. Она делала гимнастику и молилась. К лету ей удалось победить страшную болезнь и у неё были хорошие анализы. Загорская гуляла в парке каждый день и принимала гостей. Мы отпраздновали её день рождения 2 августа. Она была полна энтузиазма вернуться на работу. В сентябре просилась, чтобы взяли на прежнее место преподавать, но ей отказали. Уже полным ходом шла ковид-компания с онлайн обучением и прочими ограничениями.
   
    А в конце октября заболел ковидом её старший сын Дмитрий. Он лежал один в Берлинской квартире и не мог добиться медицинской помощи. Температура зашкаливала за 41! Чем могла помочь старая мать? 
 
   - Я неделю не спала и молилась за Димочку, - сообщила мне Загорская, -  молила Господа, чтобы он меня забрал вместо сына - ведь я уже своё прожила. Я отмолила сына! Дима выздоравливает!
 
    Это был настоящий акт самопожертвования. После этого страшная болезнь вернулась. Я была у Валентина Арсентьевны перед тем, как она легла в больницу.
 Загорская бодрилась и надеялась на лучшее. Позже мы перезванивались, а вот навещать в больнице уже не разрешали.

    29 ноября её не стало. Накануне племянница забрала Загорскую из больницы. Она приехала домой на такси, зашла в квартиру. А после упала и к приезду "скорой" уже покинула тело. 

    Похоронили её рядом с мужем. Хоронил Дмитрий, прибывший из Берлина. Младший сын из Москвы не приехал. Несмотря на карантин и запреты, проводить её пришло много народа - родители учениц, ученицы, знакомые и коллеги. Была и я.
 
    Я часто вспоминаю Загорскую. Она дала мне урок мужества и жизнестойкости. Никогда не жаловалась и не ныла. В восемьдесят лет ещё отлично выглядела и много работала. Её отличали скромность и достоинство. Она состоялась как любимая жена, как мать и профессионал высокого класса. Я благодарна судьбе за дружбу с этой замечательной женщиной. 

    Вот ссылка на видео о ней.   
     На фото В.А. Загорская в молодости.


Рецензии
Настоящий балет даёт характеру твёрдость, достоинство, долгий век и... оптимизм!
Я рада, Ниночка, что у тебя в жизни была эта великая женщина! И ты смогла напитаться и даже заразиться её жизнестойкостью.

Галина Кириллова   26.12.2023 14:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Сейчас общаюсь с ещё одной балериной - в 81 год активно работает главным редактором газеты. Писательница, автор более 30-ти книг. Действительно балет воспитывает силу духа!
Желаю весёлых праздников и творческого Нового года! Но теперь не только в Японию, но и в Тайланд желаю поехать!

Нина Джос   30.12.2023 09:39   Заявить о нарушении
Спасибо, моя дорогая!И я всем кроме здоровья теперь желаю Мира и спокойствия! Молюсь об этом каждый день!

Галина Кириллова   31.12.2023 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.