Орбита Плутона

(ТРИПТИХ)


1.ОРБИТА ПЛУТОНА

ДАВНЯЯ ПОВЕСТЬ РАШИДА ИШНИЯЗОВА

У Рашида Ишниязова есть давняя повесть "Взгляд на солнце с орбиты Плутона".
Я в подробностях не помню, о чем там речь.
Но название - очень красивое.
Хотя и не соответствует содержанию повести.

Ну, конечно: с орбиты Плутона солнце выглядит крошечным.
И не греет ничуть.
Но Рашид Ишниязов как прозаик - не имеет отношения к Космосу.
Ему в повести хотелось быть "ницшеанцем".
Там есть эпизод, где главный герой, видя дряхлого старичка у магазина, горячо сожалеет о том, что не решится швырнуть этого старичка с лестницы.
Чтобы тот упал и расшибся.
Зачем он, мол, еще живет?
Ему пора умирать.

По Ишниязову - это Ницше.
Но это и не Ницше тоже.
Ницше - очень космичен в своих лучших вещах.
Тогда как Ишниязов - просто мизантроп.
Не лишенный дара построения прозаической фразы.


О, КАК ТЫ ДАЛЕКА, АНЖЕЛА

Анжела - моя соседка по квартире в Мирном.
Она была моей первой девушкой.
И сама любила меня очень.
Маленькая стройная кареглазая брюнеточка с жемчужной улыбкой.

Когда я учился в школе, на уроках всегда с надеждой думал об Анжеле.
Вот сейчас вернусь домой - и произойдет чудо.
Мы с Анжелой станем близки по-настоящему.
Но время шло, а ничего особенного не происходило.
Вроде и целовались мы с Анжелой как-то на чердаке, но - развития это не получало.
Обычные соседи - да и всё.
Я не понимал, что после таких поцелуев - Анжела была моей девушкой.
И ждал первого шага от нее.
А она - ждала его от меня.

Общались мы изредка, как ни в чем не бывало.
Ходили к Анжеле и другие мальчики, но - тщетно ходили.
С ними она так не целовалась точно.
Если только танцевала под бобинный домашний магнитофон.

Чудо случилось только после моей Армии.
Куда Анжела меня не провожала, но откуда - очень ждала.
И встретила прямо в подъезде, когда я пришел на дембель.
После этого я начал ходить к Анжеле с ночевками.
И она - ласкала меня так, как никто больше.

И ждала, что я позову ее замуж.
Но замуж я ее не звал.
Искал от добра добра.
И не находил его, конечно.
Мне казалось, что Анжела всегда будет рядом.

Но вскоре Анжела уехала на другой конец страны.
Из Якутии - на Украину, в Кривой Рог.
И вышла там замуж.
Родила дочь, но после - развелась с мужем.
Встретила Божьего человека, носившего ей кофе в постель.
Но он - ушел ко Христу.

А тут я собрался на Украину.
Но не к Анжеле, а к другой женщине.
Не в Кривой Рог, а в Киев.
И Анжела - приехала повидаться со мною.
Буквально на сутки приехала тогда.
За эти сутки я понял, что Анжела - любит меня до сих пор.
Мы ходили и сидели в гостях, державшись за руки, как пионеры.
Что, конечно, было заметно всем.
И оставаться после этого с другой женщиной - было уже нельзя.

Потом Анжела ушла из инета и телефонной связи.
Где она и что с ней - я не знаю.
Ну, там же, в Кривом Роге, наверное.
Но как же это далеко от Восточной Сибири.
Да и на Украину - сейчас особо уже не приедешь.

Я помню и за всё благодарю тебя, Анжела.
Найдись, прошу тебя.
Книг ты не читаешь, но услышь меня любящим сердцем.
Без тебя я живу на Плутоне.
А мне нужно жить на Земле.
Помоги мне вернуться, моя хорошая.
И прости, что оказался недостоин твоей любви.


ПОПЫТКИ ДРУЖБЫ

У меня их было довольно много за последние годы.
И в основном - с женщинами.
Напишешь им личные стихи, отправишь по инету - и ждешь отзыва.
Но если отзыв и приходит, на этом всё и кончается.
Как-то не выходит у меня развить отношения.
Подружиться просто.
Одна женщина мне так и написала: нужно быть настойчивее, Игорь.
Но я не умею настаивать.
Мне кажется, того, что я сказал им в стихах, достаточно для дружбы.

Сначала я хотел здесь привести все эти стихи.
Но потом рукой махнул: поезд ушел.

Да что с женщинами.
Я до старых друзей юности - не могу достучаться никак.
Они молчат на мои сообщения.
А если и отвечают вдруг, то как-то необязательно и общо.
Видно, что я им более не нужен.

Ну, бывали исключения.
Но сейчас из этих исключений - у меня осталась только одна женщина.
Вот с нею мы дружим уже лет 6.
А что такое - дружить в инете?
Это постоянно общаться - прежде всего.
Быть этому человеку - необходимым.
Не на великие праздники только, а на каждый день.

И как знать, может быть, большего мне и не нужно?..


ЗНАКОМЫМ И НЕЗНАКОМЫМ

Знакомым мне хотелось бы сказать, что они - не знали меня почти.
Потому что настоящим - я стал только недавно.
Вот в этих своих книгах, например.

А незнакомым - спасибо за прочтение и знакомство.
Пусть не личное в реале, но знакомство.

Конечно, мои книги, выложенные здесь, нужно читать в полном объеме.
Тогда сложится более или менее цельная картина.
По одной-двум - ничего не поймешь.

Да, собственно, это и есть одна огромная книга.
Объема "Бесконечного тупика" - такая.
Хотя я и не так образован, как Дмитрий Галковский.

Но у меня есть перед ним один плюс.
Вера и надежда на любовь Божью.
Вера в Его Бытие и Промысел.
Надежда на Его милость, на Его прощение в конце концов.
Без чего никакая философия и история - просто не имеют смысла.


МАЙСКИЙ ДОЖДЬ

У меня есть цикл стихов под таким названием.
Но выкладывать его здесь - я тоже как-то расхотел.
Эти женские имена и образы - ничего не скажут читателю.
Они адресаткам-то - сказали очень мало.
Да не все их и видели.

А там - я попытался выразить суть их судеб вообще.
И вдохновил меня на это - майский дождь однажды.

Я люблю дождь.
И прежде всего - осенний, сентябрьский, например.
В мае у нас дожди крайне редки.
А тут вдруг - полноценный и долгий.
И с каждой каплей, с каждой струей воды - он приближал меня к постижению невыразимого.

Словно это Божья благодать лилась с небес.
Делая меня любящим человеком прежде всего.

Но что делать с этой любовью в современном мире - я уже не знал.
Она не только мало кому нужна, она иногда и наказуема.
Мне остается писать стихи в стол.
И ждать нового майского дождя во Христе.


ВИКА ГАРМАНОВА НЕ В КУРСЕ ЧЕСТНО

Улан-удэнская телезвезда Вика Гарманова - незабвенный и дорогой мне человек.
Видя ее только на экране, я написал ей порядка 100 стихотворений.
Компьютера у меня тогда еще не было.
Я писал их на бумаге и отправлял по почте ей в телекомпанию.
И пожалуй, стихи нравились ей.
Она их понимала в главном.

Да и просто - ей было интереснее работать, когда от зрителя идет постоянный поэтический отклик.
Но в телекомпании Вика работала не одна.
И другим девушкам там - мои стихи были уже не нужны.

Ну согласен, наверное, не нужно было писать всем подряд.
Но как иначе напишешь книгу о ТВ?

Нет, с какого-то момента меня интересовала там только Вика Гарманова.
Прежде всего - она была ТАЛАНТЛИВА.
Талантлива во всём: в восприятии и подаче материала, в жестах, в улыбке, в светильнике женского убора (визажа).
Просто - я влюбился в нее да и всё.
И начал ревновать ее к коллегам-мужчинам.
Воюя с ними стихами же.

Вот этого делать было уже не нужно.
Они коллегиально устроили мне обструкцию в местной газете.
И моя книга о них и для них - нервно канула в Лету.

Я объяснил всё это Вике в своих позднейших работах.
Но она о них - не в курсе честно.
Да и в телекомпании она уже не работает.
Ушла на повышение - в городскую мэрию здесь.
А без нее - и телекомпании нет.

Ну, для меня - нет.
Там без Вики - пустыня.
И прежде всего - в честности по отношению к себе.


МОЛОДОЖЁНАМ

Прежде чем вы пойдете в ЗАГС, дорогие наши, попробуйте поговорить друг с другом предельно откровенно.
Скажите друг другу то, что вы любите по правде.
Не по обязанности или общественной декларации для других, а по правде.
Без чего вы наедине не можете жить.

Что вам нравится во внешности друг друга, и что вы хотели бы изменить или улучшить.
Чего вы хотели бы добиться в жизни.
Кем вы видите себя в своих мечтах.

Только не лгите в этом разговоре.
Иначе - в нём не будет смысла.

Если вы действительно любите, вы поймете и простите друг друга, придете к общему знаменателю.
И будете помогать друг другу в жизни.
Будете идти навстречу, а не в разные стороны.
Захотите носить бремена друг друга, говоря языком церковным.

Ну а если нет, то зачем вам и в ЗАГС идти.
Чтобы при первых же испытаниях-несовпадениях уйти на сторону и развестись со скандалом.


ПАМЯТИ ЮРИЯ ГАГАРИНА

Он был хорошим человеком, конечно.
Редиску - Космос бы к себе не пустил.
Но он был - не простым человеком при этом.
Он был, говоря просто, молчуном о главном.

Гагарина привлекала не мировая слава первого полета.
Ему хотелось прожить не зря.
Потому что иногда он думал, что живет зря.
И даже слетав уже в Космос, он иногда думал так о себе.

После полета - Гагарин стал национальным достоянием СССР.
Перестал принадлежать себе.
Охрана от него не отходила.
Водила даже в туалет.

А такой жизни - долго не выдержишь.
Гагарин разбился неслучайно.
И уже в последнюю минуту со всею яркостью осознал, что он - никто и звать его никак.


2.ЕЩЕ О САЙТЕ "ТЫ-ПОЭТ"


ТАТЬЯНА БРУСНИК ЛЮБИТ ХРИСТА

Стихи Татьяны Брусник - небольшие и истинные проповеди благочестия.
Но на сайте кроме меня они никому не нужны.
Там вообще - процветает атеизм, между прочим.
Что странно и невозможно для людей пишущих.

Люди пишут словами.
И как-то не помнят о том, что Христос - Бог СЛОВО.
То есть вмещающий в Себя все слова вообще.
Не будь Христа, у нас и слов бы никаких не было.
Но мы - этого не понимаем и не чувствуем.
Не верим в это, проще говоря.

А вот Татьяна Брусник - верит.
Она живет Христом, любит Его очень.
И не смущается своим одиночеством на сайте.
И Господь - даст ей по вере всё.


НЕИССЯКАЕМЫЙ КОМИКССКАЗ

Алексей Пономарев из Подмосковья - плодовитый сказочник.
Прежде эта роль была у Дмитрия Быкова из Красноярска.
Но сейчас страницы Дмитрия там нет.

Дмитрий умел сказывать сказки.
Читать его было интересно и нескучно.

Алексея Пономарева - долго читать невозможно.
Его комикссказы невероятно растянуты и однотипны.
Великолепная и единственная сказка Леонида Филатова про Федота-стрельца - некий фундамент, на котором формально пляшет неутомимое перо Алексея Пономарева.
Но от его плясок - поверхность сильно потрескалась.
Там зияют огромные щели и выбоины.
Читатель нередко проваливается в них.
И не может осилить продолжительный - во многих частях - комикссказ до конца.
Но Пономарев выдает комикссказ за комикссказом.
Иногда до трех в сутки - и тоже с продолжениями.

Ожидая себе отзывов, классов, похвал.
И получает их от тех, кому пишет отзывы сам.


БЕССВЯЗНЫЙ КОВТУН

Василий Ковтун - хрестоматийный украинец из Гоголя.
Русской речью - он не владеет практически.
Даже прочитать его сколько-нибудь развернутый отзыв - задача для меня непосильная.
Ковтун сжимает мне голову стальными тисками.
И я начинаю заболевать.

В стихах Ковтун - бессвязен, как правило.
Понять то, что он хотел сказать - трудновато, а когда поймешь, то видишь, что мысль - калечная и пустяковая.

При этом он - неплохой человек лично.

Но ему нужно успокоиться.
Помолчать хотя бы полгода.
И учиться русскому языку у того же Гоголя.


БЛЕСК ФОРМЫ И ПУСТОТА ВНУТРИ

На сайте сейчас мало тех, кто блестяще владеет формой.
Но те, кто ею владеют, как правило, калеки содержания.
Это вербальные изыски ни о чем, а не настоящая поэзия во Христе.
Стремление создать красивую обертку.
А развернул ее - вместо конфеты пустой фантик.

Вот вроде и признается Людмила Богатырева в любви к миру, но на деле - любит только себя.
Вот вроде интересно рифмует Ольга Геращенко, но по сути - это очень холодный, металлический, сухой текст о том, какая она хорошая, а все плохие.
Вот вроде остроумен и эрудирован Олег Шкуропацкий, а прочтешь его текст - и ничего не остается внутри.

Я не против блестящей формы.
Но ее нужно заполнять содержанием.
А содержание - любовь и вера прежде всего.
Если их нет, то и говорить там не о чем, дорогие наши.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИРИНЫ БЕЛЫШЕВОЙ

Ирина Белышева из Томска - женщина довольно образованная.
Она нередко выкладывает свои переводы западных поэтов прошлого.
Шекспира и Бернса, например.

Но сверхзадача ее переводов - не донести до нас оригинал, а показать, что она всех читала и знает.
Она подчас упивается своей образованностью.
И от этого - впадает в смешные ошибки.
Не видит за деревьями леса, не понимает моих гипербол, например.

Я дал Ирине Белышевой свод нормальных книг.
Обязательных для прочтения и настоящей образованности.
Как только она их начинает читать - пишет отлично стихи.
Без зауми, а именно - гармонично с душою во Христе.
Как только она их читать перестает - сбивается на свое.
На некий второй, а то и третий эшелон мировой культуры.
А то и неподобный китч.
И утрачивает понимание вдруг.


У ОЛИ ЕГОРОВОЙ - КРАСИВЫЙ ГОЛОС

Оле Егоровой из Москвы - не нужно особо усердствовать на сайте.
Ей нужно лишь - почаще выкладывать свое аудио со стихами.
Голос у нее красивый и женственный.
А интонации стиха в прочтении - почти пушкинские.

Оля Егорова увлеклась сейчас излишней метафоричностью и образностью.
Это порою интересно, но - лучше ей читать свои стихи вслух.
И как бы записные критикессы сайта ее ни редактировали (Оля слушает их безоговорочно), а она - устный поэт по преимуществу.
Голосовой, а не письменный.

Дикция у нее - прямо актерская.
И в ее голосе неумолимо проступает то, что она прежде всего - человек, ищущий себя в любви.


ОЛЯ ПЫЛАЕВА РАДА, ЧТО Я НА САЙТЕ

Оля Пылаева, правда, никогда не была на сайте в особом одиночестве.
Группа поддержки у нее - многолетняя и постоянная.
Но ей кажется, что с моим возвращением - сайт будет другим.

А я там - почти не виден и не читаем.
Но с Олей мы друг за друга переживаем.
Ей хорошо, что я выкладываю стихи и пишу отзывы разным авторам.
И если на нее опять нападут нелюбящие критики, постараюсь поставить их на место.

Но честно говоря, пробыв на сайте дней 10, я к нему несколько охладел.
Авторов там несколько тысяч и высказаться сутийно по каждому - подвиг для Геракла, а не для меня.
Не охладеваю я только к Оле.
И уже подумываю о том, чтобы читать только ее и только ей давать отзывы.


ВАСЯ МАТАХИН ЛЮБИТ ВСЕХ КРОМЕ КОРОВИЧЕВА

Настоящий Геракл сайта - Вася Матахин из Коврова.
Он написал рекордное количество отзывов.
Буквально - всем подряд.
Что удивляться, если в рейтинге по активности - Вася заслуженно первый. (Я, например, 36-й).

Отзывы Васи - всегда одобрительны и поддерживающи.
Он особо не вдается в суть.
Но видно, что он - искренен при этом.
Ему не жалко своей любви к стихам.

Не любит Вася только Сергея Коровичева.
Словно чувствует то же, что и я.
Коровичев - недостойный ёрник, а не поэт.
И если читать его долго и регулярно, впитывать всё это в себя, ты незаметно перестаешь любить человека вообще.


ЗАТИШЬЕ У КУЧЕРУКА

Александр Кучерук из Волгограда - сильно остыл к сайту тоже.
Придет раз в месяц, выложит 6-7 стихов и уйдет молча.
Никого не читая, никому не отзываясь, никого не ожидая для себя.

Ну что же, где-то это работа на будущее.
Сохранение своих текстов для потомков.
Но вот - будут ли они вообще, эти потомки?
Александру кажется, что будут.
А то и - признАют его еще при жизни.
Он очень хочет проснуться знаменитым.
Не понимая, что Царь Славы - Господь наш Иисус Христос.
В Коего Кучерук - почти не верит.
А просто - декларирует во многих стихах, что он поэт и желает, чтобы его помнили.


ДОЛГАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КАТИ СОКОЛЬЦЕВОЙ

Катю Сокольцеву, в девичестве Смолеву, я немного знаю уже давно.
Года с 2003-го.
Тогда Катя жила в Улан-Удэ, работала в газете и писала стихи.
И отличные стихи, между прочим.
Лучшие здесь на тогда.

Потом Катя уехала на Запад России.
И там - тоже живет литературой.
Входит в какое-то неформальное лито, выступает, публикуется, издается.

И вот буквально на днях я узнал, что Катя - регистрируется на сайте.
Я уже приготовился читать ее стихи и отзываться, но...
Но регистрация что-то затянулась.
Несколько дней там висит надпись: "Страница не одобрена модератором".
Словно кто-то не пускает Катю на сайт.
На тот сайт, о котором она ничего не знает.
Не знает, что ждет ее там.
Там ведь как: похвалил - похвалят и тебя.
Промолчал - промолчат и тебе.
Пожурил - отправят в игнор, могут и закрыться даже.
Там подход не литературный, к коему привыкла Катя.
Там подход чисто приятельский и человеческий.
Но, может быть, это и хорошо.
Хорошо для смирения - вдруг ощутить себя нечитаемым и не нужным автором вдаль.


3.РИЗНИЦА МИРА


ЛИНЕЙКА ПЕРВОКЛАШЕК

Первоклашки трепещут на первой линейке в школе.
Переживают, как их примет учительница.
И по-детски оценивают ее внешность, между прочим.
Чувствуют: добрый она человек или нет.

И если добрый, они стараются быть сообразительными.
А если нет, боятся школы очень.


ФЭШЕН ТОП-МОДЕЛЕЙ

Он какой-то однообразный, я бы сказал.
Редко-редко можно увидеть непохожую девушку.
Вот вроде иногда и костюмы запредельные, а всё как-то идентично.

Нет главного: одухотворенности во Христе.
Есть некий стандартный критерий оценки или вида.
И по этим критериям - девушки подиума уже почти неотличимы.

Нет изюминки, говоря просто.
Нет того, что делает из модели - человека.
Человека с его скорбями и радостями, с его любовью и надеждами.
Это выставочный гардероб на манекенах.
И чем больше девушка - манекен, тем больше она угодна кураторам и организаторам шоу.


СВАДЕБНЫЕ ФОТО ОЛИ ПЫЛАЕВОЙ

Оля Пылаева - была несколько задумчива на свадьбе.
Переживала, как она будет теперь.

Она не знала еще тогда, что стоит на пороге счастья.
Что жених, бравый лейтенант зенитных войск, действительно ее половинка.

Это так редко, когда люди находят свои половинки.
Оля - нашла ее сразу и навсегда.
И все присутствующие на свадьбе - это почувствовали.

Оля была тогда брюнеткой с короткой стрижкой.
Ее черные волосы в сочетании с белым нарядом - создавали неповторимый контраст.
Чуть удлиненные ногти были отточены и блестели.
Легкие туфельки, как у Золушки, осторожно ступали по первому ноябрьскому снегу, как по небу.
Улыбающаяся мама, строгая подруга Таня, фотограф и свидетель Виктор, тезка жениха.

У жениха на парадном кителе - первая медаль за воинские заслуги.
Первый поцелуй, пузырьки шампанского, обмен обручальными кольцами.

Если долго вглядываться в эти снимки, то можно прочитать в Оле что-то немецкое.
Некий неписанный свод личных правил и установок, любовь к поэзии, нераскрытую чувственность и самоотдачу.

Это очень показательные фото.
Где Оля - желанна и угодна жениху так, что он не отходил от нее все 40 лет брака.


НА ВОИНСКОЙ ПРИСЯГЕ

Там я с тревогою думал лишь об одном: что сам - никудышный солдат.
И едва ли смогу соответствовать торжественным словам присяги.
Мне хотелось домой.
Хотелось так, что чуть не заплакал.
И принеся присягу, понял, что Армия не отпустит меня до конца.


НА НАШЕЙ СВАДЬБЕ СО ВЖИКОМ

Моя Мариночка-Вжик - была очень хороша на свадьбе.
У нее к платью была домашняя корона, шикарный маникюр на длинных ногтях темно-голубого цвета.
Кольцо с голубым камнем чистой воды - в цвет маникюра.

Собственно, из трех моих браков - свадьба была у меня только однажды.
Красивая спортивная машина возила нас в ЗАГС И обратно.
Были свидетели и гости.

А главное - было ощущение свадьбы во Христе.
Что мы со Вжиком - теперь одно целое.

Ну, пусть я не очень люблю официальных застолий с малознакомыми людьми.
Люблю только самых близких.
Чтобы расслабиться и дать себе волю.
Но час-другой - можно отдать дань ритуалу.
Во время коего я серьезно обидел одного из гостей.
Обидел на всю жизнь.
Он нам микроволновую печь подарил, а я: "Зачем она нам?"
Сам не знаю, как у меня это вырвалось.
И дальний родственник-гость - невзлюбил меня очень.

Простите меня, Виталий.
Вы старались, а я...

Печь мы, по счастью, скоро продали.
Но это уже не свадьба, а будни тогда.


МОДНЫЙ ПРИГОВОР ЭВЕЛИНЕ ХРОМЧЕНКО

Эвелина Хромченко - довольно ухоженная женщина.
Но среди гостей передачи (из группы поддержки) - бывают женщины много ярче.
Вот им бы и выносить главным героиням - модный приговор.
Но Эвелина там явно командует.
Последнее и веское слово - всегда остается за нею.

Эвелине нужно иногда обращать внимание на других.
На женщин, которые ее окружают.
Ибо она видит - только себя.
И только себя считает эталоном моды и красоты.

Между тем, маникюр у Эвелины - не фонтан, например.
И косметика не всегда соответствует наряду.
Украшений - Эвелина почти не носит.

А главное, повторяю, не замечает своих соседок по студии, которые порою показывают ей, какою надо быть на экране.


ЛЕРА КУДРЯВЦЕВА И ИРИНА ВОЛК

Две эти женщины - как бы соперничают друг с другом в светильнике своего убора (визажа).
Лера визуально ярче, зато Ирина - ухоженнее и свежЕй.
Ирина уже приглушенно-влажна от пристального ухода.
Лера - светится яркостью и красотой женщины, знающей, что ей идет, а что нет.


ЛЕНОЧКА К. ВЫГЛЯДИТ УСТАЛОЙ

Леночка К. из Иркутска - не телезвезда и не актриса.
Но при этом она - одна из самых красивых и ухоженных девушек страны.
Понимающая в этом всё и до конца.
Блюдущая себя с детских лет и доселе.

Недавно у Леночки был День рождения.
Ей исполнилось 30.
На снимке она стоит с огромным букетом цветов и устало смотрит куда-то мимо.
Красиво одетая, стильно накрашенная, с точным маникюром темно-красного цвета.

Леночка - несколько устала от того, что ей некому поведать свое сокровенное.
Маме если только.
Но как-то они обе не решаются поговорить обо всём.
А с мужем у Леночки - общение чисто бытовое.
Доченька - еще маленькая.

Леночка носит всё в себе.
Терпит эту жизнь очень.
И, будучи всегда на позитиве, улыбается миру и являет ему свой очередной прихотливый визаж.


2022, февраль


Рецензии