Прощание

                Светлой памяти деда посвящается

Снег. Кладбище на окраине города. Люди. И свежая могила. Гроб. Много цветов. Старик с пожелтевшим, как папирус, лицом. Деревья без листьев, замёрзшие и жалкие.  Днем  было тепло, ярко светило солнце, шумел ласковый весенний ветер. «Весна?» – удивились люди. Деревья поверили и выпустили почки. Но сейчас стало пасмурно и холодно.
Могилу копали час назад. Земля еще спала и сопротивлялась людям. Но люди были очень упорны, и земля, в конце концов, сдалась. Деревья стоят согнутые от холода, голые и грустные, как старые, разочарованные от жизни, старики. Кладбище, что два дня назад было похоже на парк, сейчас снова похоже на место, где люди получают последнее убежище. И только свежая земля, лежащая рядом с могилой, заставляет забыть о смерти и думать о весне.
Когда-то здесь действительно был парк, и на многочисленных скамейках сидели влюбленные. Потом парк сменял свое назначение. С тех пор, за деревьями никто не ухаживал. Вместо новых деревьев, в парке выросли большие и маленькие надгробные плиты. Снег равномерно лежал на них, не обращая внимания, дорогие они, или давно уже позабытые.
Маленький участок, выделенный для покойника, со всех сторон плотно окружен людьми. Часть из них стоят на соседних участках. Их лица бледные и замерзшие. Всего пару часов назад они были совершенно другими – веселыми, добрыми или злыми, Сейчас близость смерти сделала их одинаковыми, стирая все различия. Это родственники, друзья, знакомые или враги покойника. Некоторые из родственников никогда раньше друг друга не видели. Может быть, кто-то из них по пустяковой причине,  когда -то ругался с другим, так и не узнав, что родные по крови? Но есть и такие, которые хорошо друг друга знали, но расстались, говоря горькие слова. Сегодня они пожмут друг другу руки, может быть, даже прослезятся. Потом вернутся в свои дома и...
Пожмут ли они руку друг друга, если потом встретятся случайно на улице?
Старики собрались в одном месте. Возраст и близость смерти заставили их забыть созданные временем и судьбой большие и маленькие противоречия.  Жизнь покойника прошла перед их глазами. Они вместе бегали детьми по шумным и пыльным улицам старого города, дрались из-за девушек, косили сено, создавали семью, что-то праздновали, и пили много  хорошего  вина. Они пережили голод, войну, растили детей и внуков. И теперь один за другим уходят вместе со своим веком.
Трое музыкантов играют траурную мелодию.   Музыка делает людей еще более грустными. Группа женщин громко оплакивает покойника. Во всем этом боль, торжественность, язычество. Холодно. Поднимается ветер. Высокий мужчина, стоящий рядом с гробом, машинально поднимает воротник пальто.  Рядом стоят его жена и сын. У жены окрашенные волосы и красные от слез глаза. У сына волосы длинные. Ему восемнадцать лет, и он старается не плакать. Чуть дальше стоит водитель высокий мужчина. Он не скрывает свое плохое настроение. Разбитая и грязная дорога, холод, кругом покойники. Выходной день  безнадежно испорчен.
Музыканты перестали играть. Воцарилась непривычная тишина. Воспользовавшись возможностью, деревья начали шуршать от порыва ветра. Люди начали трясти свои замерзшие ноги и руки.
- Как холодно сегодня, – громко произнес кто-то.
Старый музыкант гневно повернулся к молодому.
- Что ты играл?! Сколько раз я тебе говорил, что нельзя...
- Брось, все равно никто не слышит, – махнул рукой молодой.
Третий музыкант, который в другой ситуации ржал бы, скупо улыбнулся и потопал об землю замерзшими ногами. Бугор, на котором стояли музыканты, когда-то был могилой другого человека. Может быть, очень хорошего. Рядом стоял большой дуб, на котором кто-то много лет назад, когда здесь царила не смерть, а любовь, написал "А + Н = "
- Пора, – сказал кто-то из старших, и люди, сумевшие своим холодным упорством преодолеть сопротивление земли, привычными движениями быстро закрыли гроб и спустили в яму. Музыканты снова заиграли. Родственники заплакали.
Через десять минут все было закончено. Родственники, друзья, знакомые и бывшие враги пошли по грязной разбитой дороге к выходу с кладбища.
Они вернутся в свои теплые уютные дома, и будут улыбаться немного грустно, немного весело своим близким. Грустно, потому что они были на кладбище и поняли, что когда-нибудь точно так же их отвезут туда. И радуясь потому, что их жизнь, самое большое чудо на этом свете, и не смотря ни на что, она успешно продолжается. Они  пойдут домой через шумный город, где так бурлит и кипит жизнь, где вокруг столько смеха и соблазнов, что смерть испугается и сбежит обратно на старое кладбище и спрячется в тишине замерзающих деревьев и могильных плит.
Шофер подогнал дорогую машину к воротам. Длинноволосый парень уже сел в машину, когда к нему подошел модно одетый молодой человек.
- Прими мои соболезнования, – сказал он и после недолгой паузы добавил: - Сегодня наши снова собираются. Ты знаешь где. Придешь?
- Нет.
- Жаль, Аня очень хотела тебя видеть...
Длинноволосый парень смутился и не знал что сказать.
- Мы опаздываем, - сказала ему сидевшая рядом мать.
- Ладно,  может быть я приду…
Автомобиль двинулся в сторону города. Навстречу ехала другая колонна машин. У входа в кладбище ее уже ждали окончательно замерзшие музыканты.
















 


Рецензии