Генерал Ермолов. До начала Смоленского сражения
Вдохновлённый такими успехами, Барклай де Толли принимает решение дать генеральное сражение неприятелю в районе Витебска, начинается развёртывание сил. И тут случается неожиданное. Ермолов в ультимативной форме потребовал немедленного отступления к Смоленску. Он служил в данной местности, увидел все невыгоды наших позиций. К тому же в армию противника прибыл Наполеон, который мог быстро разобраться в обстановке и воспользоваться неудачным расположением наших войск. Современники писали о том, что Ермолов спас Первую армию под Витебском. Понятно, что Барклай де Толли с радостью согласился на отступление, которое немедленно и началось.
Ну а как же тогда Багратион с Второй Армией? Он же должен был попасть в ещё более трудное положение. Но тут над нами сжалились силы небесные, помогли удача и везение князя, закалка, полученная им в походах Суворова. Но и ошибка французов сыграла немалую роль. Маршал Даву вступил в сражение с великим храбрецом, генералом Раевским. Знаменитый маршал посчитал, что корпус Раевского был авангардом армии Багратиона, а не арьергардом, как было в действительности. И решил начать подготовку к сражению с основными силами армии. Для занятия более выгодных позиций он отступил к Могилёву. Через возникшую брешь и вырвалась Вторая армия.
Теперь воссоединению армий уже ничего не мешало. Барклай де Толли на радостях посылает великого князя Константина к брату императору с докладом о выдающемся событии. Надо сказать, что мы наслышаны об отрицательных качествах Константина. Надо не забыть и о положительных его свойствах. В армии он пользовался величайшим уважением от генералов до солдат. Сказалось его участие в знаменитых походах Суворова. Не надо забывать, что он был официальным наследником императорского трона. Воевал наравне с другими, командуя корпусом. Армия и лично Ермолов очень сожалели о его убытии. К счастью он не надолго оставался в Москве. Возвратился и получил снова под своё командование пятый корпус.
А проблема у двух армий всё-таки возникла. Полного их воссоединения под единым командованием достичь всё-таки не удалось. Сказалась личная неприязнь командующих Барклая де Толли и князя Багратиона. Первый был военным министром, второй имел более высокое воинское звание. Теперь все контакты между ними стали осуществляться через генерала Ермолова. Вот такую новую роль он неожиданно для себя приобрёл.
Свидетельство о публикации №222020800255
С уважением.
Юрий Симоненков 27.02.2022 05:54 Заявить о нарушении