Руский язык Ч. 7 Руский путь
Часть 7
Руский путь
Чтобы доказать, что знание “Руский путь” у потомков зырян тогда уже было, прежде необходимо доказать, что такой вообще есть.
Ещё раз, - Руский путь, это замкнутый речной путь, который проходит мимо залежей каменной соли, и по которому по воде можно вернуться снова туда, откуда и вышли.
И для обретения этого знания нам понадобится всего-лишь карта. Но, прежде!
- Подробности, они здесь не просто так, а “потому что”. Потому что без них вы не сможете выстроить правильную структуру из знаний связи знания “Руский путь”. А потому будьте к подробностям особенно внимательными. В идеале вам следовало бы пройти весь Руский путь в Действительности, так бы вы буквально смогли ощутить руский дух этих мест, и избежать множества ошибок, потому как всего на карте так просто не увидать. С другой стороны, сами карты сегодня уже несколько другие, чем были ещё лет десять назад. А потому используйте их возможности на все “сто”, - просматривайте сопутствующие интересующим вам местам фото и видео, изучайте ссылки. Я же постараюсь здесь добавить знания из своего личного опыта, которых там нет и которых вам по другому (в смысле минуя собственный опыт) уже никак не получить.
Точкой отсчёта Руского пути мы выберем место, где сегодня на Чепце находится деревня Адам. (Удивительное название! - такое ощущение, что где-то я его уже слышал, причём совсем даже не в этом контексте, - вам тоже так показалось? Впрочем, обещаю, топонимов в этом доказательстве мы касаться не будем, нам хватит для этого знаний одной лишь географии, а потому пока “птьфу на них!”, обойдёмся. )
Адам находится в месте, где Чепца с юга упирается в один из Вятских увалов (небольших гор оставленных ледником) и меняет направление своего течения с “юг - север” на “востока - запад”, так подмывая этот самый увал. Таким образом правый берег Чепцы получается очень высоким (80 метров и выше), а левый низким и заболоченным. Так Чепца течёт вдоль увала примерно 8 км (длину меандра не считаем, на то он и меандр) до места под названием “Солдырь” ( - Неужели дежавю?! - мне на секунду опять показалось, что если даже само это название целиком я нигде больше не слышал, то его части по отдельности слышал непременно, причём в абсолютно разных контекстах, - а вам так показалось? Впрочем, - “птьфу!” - я сказал), где сегодня находится одноимённая деревня. Заканчивается место Солдырь устьем реки Пузеп, который впадает в Чепцу с правого берега.
(Кстати, - забегая вперёд сразу скажу, - вот эти самые 8 км правого берега Чепцы и есть тот самый Пуп Руси, откуда начались и Руский народ, и Руский язык, и много ещё чего с Русью связанное. А возникли все они здесь именно благодаря знанию Руский путь, которым тогда овладели зыряне. При этом следует помнить, что перебравшись в эти места из родного им контекста “л(ь)уд(ь)” (людей), они так уже попадают в контекст “вуд(ь)” (вотяков), что не могло не наложить (и наложило!) отпечаток и на них самих, и на их Руский язык. В соответствии с исследованиями генетиков, те русскоязычные, что считают себя русскими, являются более чем на 70% угрофинами (вотяками). В то время как разрекламированные славяне родственны нам менее, чем на 10%.) Проще говоря, именно здесь людь и вудь совместно начали формировать и новый народ Русь и его Руский язык. Клянусь, никаких таких славян не только здесь, но и в Действительности тогда даже близко не было! - всё происходило примерно десять тысяч лет назад, - Так получается, что и не особо славяне нам родственники, - какая-то седьмая вода на киселе, не более. Впрочем я так отвлёкся, продолжаю.)
“Читая” сегодняшние карты вам надо понимать, что никаких таких дорог и различных поселений в те времена здесь не было вообще. Кругом был сплошной вековой непроходимый лес. Более того, это был именно что заболоченный лес - знание звучания “л” в объединении “лес” здесь совсем не случайно, - пройти по нему ни тогда ни сегодня не представляется возможным. А единственными дорогами тогда были здесь реки, только по ним и было возможно куда-то вообще пройти. Именно с этих самых позиций нам и следует “читать” сегодняшние карты, чтобы понять, что происходило здесь в те древние времена.
Руский путь начинался даже не с устья Пузепа, если вы внимательно присмотритесь к деревне Солдырь, то увидите, что из неё вытекает небольшая речушка, которая и впадает в Пузеп. Потому русь безусловно предпочитала сэкономить примерно 7 км и ходила в Пузеп всегда напрямки, по руслу этой самой речушки, а никак не через устье. (Думаете просто пустячок? А вот и нет, для пути длиной в 70 км (расстояние, которое следовало идти вверх по руслу Пузепа до истока), это получается очень даже приятный пустячок, потому как экономит как минимум часа два, а то и больше.)
Из своего опыта (в своё время я прошёл по руслу Пузепа от места впадения в него этой самой маленькой речушки и до его устья) подтверждаю, - идти по дну Пузепа пешком одно удовольствие, даже босиком. Дно песчаное, очень приятное, почти без ракушек. Галька появляется только в верховьях, ближе к истоку. Глубина по колено и ниже, и только в устье до пояса. Течение спокойное, а там, где есть стремнины, всегда рядом песчаные косы, по которым их можно запросто обойти. От Солдыря и до истока Пузепа можно запросто пройти за три дня. Тем более, что человеки двигались тогда почти налегке, - проблема питания их не мучала совсем, для её решения им надо было протянуть только руки.
(Кстати, насчёт “налегке”, - не такое уж оно было и лёгкое это “налегке”, давайте же его так “посмотрим”. Итак, у человеков с собой у каждого был каменный топор и каменный нож. На всех вместе с собой у них было 2-3 лука с запасом стрел, трут с кремнем для получения огня, гарпун, несколько крючков и волос для плетения лесы для ловли рыбы, матка и ещё что-нибудь по мелочам. С собой они несли запас пустых пудов предназначенных под соль, а также мотки сыромятых ремней для вязки плотов и подвод. Похоже, что весь этот груз они не несли на себе, а укладывали на подводу, которую и тащили за собой по воде, - так им просто было легче. Одежда при необходимости могла быть изготовлена в пути, как и съестные запасы тоже можно было заготовить прямо во время похода. Поэтому ничего такого древние человеки с собой и не брали.)
Исток Пузепа, это нескольких маленьких речек, выбирай из них любую, это и будет Пузеп. Сама линия водораздела, это очень и очень даже сегодня заболоченное место. А в те времена, похоже, здесь были лесные озёра посреди болот (обязательно почему-то с лебедями! - так нам словари говорят). Из этих озёр одни речушки вытекали в Каму (через её притоки, в нашем случае это Кампызеп), а другие в Вятку (через Пузеп и Чепцу). Я это к тому, что никакого такого сухопутного участка между истоками Кампызеп и Пызепа в те времена похоже даже близко не было. А если и был, как это и есть сегодня, то расстояние между ними и тогда не могло быть более четырёхсот метров, как это и есть сегодня.
Определить направление нужного истока запросто, - если он течёт на север, то это в Каму, а если на юг, то это в Вятку. Север и юг определить можно было наглазок, а ещё лучше для этого подходила “матка”, - небольшой тоненький, вроде иглы, кусок метеоритного железа покрытый воском. Железо в воске аккуратно опускалось на поверхность воды в какой нибудь коробочке так, чтобы оно не утонуло, - воск помогал держаться на поверхности, - и таким образом оно служило древним человекам компасом. Похоже, что первые, кто смог использовать такой “компас”, были ханты. Во всяком случае когда руси ещё не было, “матка” у ханты уже была.
Где-то в этих местах русь выбирали берег более менее твёрдый, на нем и рубили брёвна, вязали из них плоты. Часть руси в это время занималась заготовкой продуктов в дорогу, - била гарпуном рыбу, охотилась на птицу и мелких (а если повезёт то и на крупных) животных. Задача была собрать плоты достаточные для транспортировки по воде только людей, - а больше руси и не требовалось, - предполагалось, что соль перевозить будут на подводах (подробнее об этом чуть дальше, когда этой самой солью мы уже загрузимся). Работали все, а потому время изготовления плотов не зависело от количества путешественников. Я только могу предполагать, что на всё про всё у руси тогда уходило примерно 3-4 дня. Возможно, где-то ниже по течению, где река уже шире, плоты потом переформировывались, в них вставлялись дополнительные брёвна, это чтобы легче было плыть дальше, ну да это нам сейчас и не так важно. Важно, что русь, привязав свои пожитки к плотам, отталкиваясь баграми от берегов и дна, потихоньку так начинала спускаться уже вниз по течению.
(Кстати, уже начиная отсюда, с момента как только путешественники отталкивались от берега, ни от руси, ни от погоды, ни от чего-либо ещё теперь ничего уже не зависело. Тем более, что русь не гребла, это было просто бесполезно, а, когда это было надо, баграми направляла плоты. Скорость течения реки не очень сильно менялась в течении лета, а потому русь уже в самом начале могла рассчитать, когда она так достигнет залежей соли, а потом и вернётся домой. В смысле само это путешествие напоминало сегодняшнюю поездку на поезде с очень у того чётким расписанием.
По ночам, да и днём тоже, на берег русь не сходила, нет. А потому, если предположить, что средняя скорость Камы в этом месте была примерно 4 км/ч , то получится, что за сутки русь запросто при желании могла проходить около ста километров. (Эта цифра полностью совпадает с той, что я получил во время суточного прохода на байдарке вниз по Чепце, - во время прохода дополнительно специально вёслами никто из нас не грёб.) А это значит, что так на весь речной путь (2000 км) руси тратили никак не больше двадцати дней. А с учётом всех перепитий этого пути, они запросто должны были уложиться в тогдашний месяц, т.е. в сорок дней, с момента выхода их из Солдыря (Адама) и возвращения обратно домой.
Ещё раз, уже начиная с этого места русь отдавалась на волю течения и ни о чём уже так не думала, река всё делала за них. Главным было для них не пропустить само то место залежей каменной соли. Это было несложно, тем более, что его запросто можно было определить даже ночью, - там жили люди, а значит всегда горел огонь. Да и сама эта местность большинству путешественников была хорошо знакома.
Где-то на месте сегодняшнего Усолья, там, где есть залежи каменной соли, русь ждал приготовленный заранее груз, - пуды набитые доверху предварительно смолотой каменой солью. Пуд, - это выделанный и высушенный рубец (наибольшая часть желудка) северного оленя. Пуд отличался прочностью и полной влагонепроницаемостью, и, что наиболее важно, стандартным размером. Имел два отверстия, - одно заделывалось ещё на стадии выделки и сушки, а потому было абсолютно герметичным. Другое служило для засыпания соли, - если правильно его потом завязать, то через него не мог попасть внутрь даже воздух, не то что вода. Потому, даже если пуд с солью случайно падал в воду целиком, то соль в нём в любом случае даже через несколько дней оставалась всегда сухой.
Пуды с солью к прибытию руси уже были загружены на подводы, - небольшие плоты из тонкого бревенника, - основной задачей которых было предохранять сами пуды от их взаимодействия с дном реки. Проще говоря, чтоб случайно они потом не порвались об камни или коряги на дне. Загруженные подводы пребывали в полупритопленном состоянии, - потому и “подводы”, что значит [под водой], - оставалось их только прицепить к плотам и так двигаться дальше.
(Кстати, - объединение “плот” того же поля “ягода”, что и объединения Древнего языка руского контекста “лёд” (“л(ь)од”) и “лёт” (“л(ь)от”). Возникло оно их позже хотя бы уже потому, что является объединением с ними, - “п-л(ь)от” (“п-л(ь)од”). Значением такого объединения является [приятное/полезное, возможностью которого является лёд (лёт)]. Проще говоря, именно так назывался у русов признак действительности, благодаря которому они перемещали приятное/полезное (в нашем случае это пуды с солью) на расстояние там, где этого нельзя было сделать пешком. )
Забрав подводы с солью, русь по течению спускалась до реки Очёр. Здесь сплав по Каме заканчивался, далее можно было против течения только пешком, как в самом начале пути это было возможно по руслу Пузепа. Разница в том, что по Пузепу шли сравнительно налегке, в то время как по Очёру уже необходимо было тянуть за собой большой груз соли. И здесь я даже не допускаю, а абсолютно уверен (откуда сама эта моя уверенность, узнаете чуть дальше), что на Очёре русь ждала специальная команда, единственной задачей которой была доставка груза соли от устья Очёра до его истока (примерно 80 км). (А оттуда полтора километра пешком до истока Чепцы.)
Похоже, что даже и эти последние полтора километра по суше от истока Очёра и до истока Чепцы соль перевозили на оленях специальные люди. Эти же люди готовили здесь новые плоты для спуска потом по Чепце и подводы для соли. Таким образом самим путешественникам оставалось только как следует укрепить груз, крепче связать подводы друг с другом и плотами, и так уже двигаться дальше домой в Солдырь (Адам).
(Кстати, если быть точным, то вот уже более двухсот лет между истокоми Чепцы и Очёра никакого такого сухопутного участка нет. В 1813-1814 годах здесь был выкопан канал Копань, который и соеденил оба эти истока. Таким образом мы тем более можем утверждать, что существует замкнутый речной путь протяжённостью более двух тысяч километров, по которому запросто можно по течению доставлять соль с месторождений Урала на берега Чепцы (Солдырь). Я для того вам рассказал про канал Копань, чтоб вы понимали, что истоки впадающие в разные речные бассейны могут начинаться совсем недалеко друг от друга, или даже вытекать из одного озера. В смысле никаких таких непреодолимых преград межлу истоками разных рек просто никогда не было и нет.)
Очёр является абсолютной копией Пузепа, с той лишь разницей, что дно у него галечное, нежели песчаное. Преодолевать его с грузом от устья и до истока не составляет никаких проблем. Тем более, что уже тогда этим занимались специальные люди. И это был единственный небольшой (83 км) участок на этом пути, который требовал каких-то усилий, всё остальное движение с грузом осуществлялось исключительно только по течению. После Очёра оставалось спуститься по Чепце, и вот уже через два-три дня путешественники были у себя дома, в Солдыре (Адаме), откуда и начинали свой путь.
Ещё раз, таким образом мы доказали, что Руский путь существует. Более того, это , - замкнутый речной путь, - явление весьма уникальное, чтоб в таком сочетании оно могло существовать где-то ещё. А потому зырянам с Руским путём можно сказать повезло. Только само это везение не стоило ровным бы счётом вообще ничего, если бы зыряне не смогли им воспользоваться. А они смогли, так и появилась Русь и Руский язык.
И в заключении несколько преимуществ, который давал руси этот путь:
1. Посредством Руского пути доставка соли оказалась возможна в том числе и летом, что гораздо удобнее и приятнее. (В смысле летом создавался запас соли на берегах Чепцы, откуда зимой её вывозили уже дальше на оленях.)
2. С Руским путём значительно расширялась потребительская база руси, - так теперь они могли охватить в разы больше покупателей.
3. Себестоимость доставки одного пуда соли в Европу с Руским путём становилась в разы меньше.
И т.д., всех плюсов так сразу и не пересчесть. А потому будет лучше, если какие-то из них вы попробуете назвать сами.
Свидетельство о публикации №222020800403
РЖАКА..!
Куда вы засунете пирамиду Солнца в Боснии?
А наш Аркаим?..
Виталий Нейман 22.02.2022 07:35 Заявить о нарушении