Мама, я папу нашёл - рассказ 4

(продолжение "Дети войны", рассказ № 4)
Рассказала Пурс Раиса Павловна,
Член ЛМС «Журавушка». поэтесса, самодеятельный композитор и прекрасный исполнитель песен.  Все свои произведения исполняет по памяти, из-за потери зрения.
Пурс Раиса Павловна родилась 14.10.1934 года в г. Юрюзань Челябинской обл.


 Так получилось, что с раннего детства жила я в семье бабушки. Она вырастила одиннадцать детей, я, внучка, была двенадцатой.
 Война в наши места не дошла, Слава Богу!
Но эхо её докатилось и в моё босоногое детство.

Недалеко от нашего дома начали строить школу, но открыть не успели, и когда началась война, там разместили госпиталь. Помню, на станцию приходили эшелоны с ранеными бойцами. Жителей, у кого были лошади, мобилизовали на перевозку раненых в госпиталь. Мы, дети, выстраивались на деревянных тротуарах улицы, с тревогой и болью смотрели на окровавленные бинты, слышали стоны, крики раненых, с жалостью провожали взглядами молодых парней без рук, без ног. Хотелось помочь, облегчить их страдания. Но как?

 Я была заводная, шустрая, лидер среди детворы. Любила петь, танцевать. Читать научилась ещё до школы, с удовольствием заучивала стихи из газет, журналов, книг. И мы, ребятишки, придумали давать концерты в госпитале.
В хорошую погоду раненые выходили на улицу, рассаживались на скамейках, выставленных вдоль здания госпиталя. Почти всегда у них находилась гармонь или баян и мы под аккомпонимент пели, танцевали, читали стихи. Бойцы хлопали, вызывали на «бис», угощали нас кусочками сахара, пряниками.

 Мы жили недалеко от госпиталя, в большом бараке без удобств, в каждой из сорока квартир — печь. По вечерам все соседи собирались в коридоре, с гармошкой.  Пели, танцевали, и мы, малыши, не отставали от взрослых.
 Часто проведать раненых приезжали родственники, останавливались в нашем доме. Помню, к раненому офицеру приехала девушка. Они целуются, обнимаются, печь посреди комнаты, я стою возле, гляжу. Они дают конфетку, видно ждут, чтобы ушла, а я гляжу, не ухожу.

 Ещё помню, что любила ходить на базар, который был расположен через дорогу от нашего дома. Туда приезжали продавать свой товар казахи, киргизы. Особенно запомнились мне косы, сплетённые из полосок вяленых дынь. Я с удивлением рассматривала эти косы, разложенные на длинных деревянных стеллажах-прилавках. Время голодное, купить не за что, но бывало, продавцы угощали меня кусочком полосочки вкусной косички.

 Однажды, помню, женщина принесла в литровой банке на продажу конфеты, похожие на коричневые морские камушки. Продавала их «на ложку» - зачёрпывала ложкой из банки, сколько поместится. Я любовалась «камушками» и глотала слюнки. Вскоре женщина засобиралась домой. Я с грустью смотрела, как переходит через огромную лужу на улице. И вдруг, она споткнулась, банка всколыхнулась, конфеты высыпались просто в грязь! Женщина огорчённо взмахнула рукой, постояла некоторое время на месте, переживая своё горе. Но что поделаешь? Ушла, опечаленная.
 Я всё видела, стоя на деревянном тротуаре. Такое богатство, такая вкуснятина — настоящие конфеты! Как же их достать? Неудобно как-то лезть за ними в грязь. И я, как-будто иду, ничего не думаю, и будто спотыкаюсь, падаю на руки в грязь, а сама хватаю конфеты, и — бежать!
  Дома обмыла и, какое же это было лакомство!
   
В школу бабушка меня не отдавала, говорила: - Ладно, Райка! Обуть, одеть нечего.
Тогда я сама нашла свою метрику и пошла к директору школы. Мне уже исполнилось 9 лет, и меня приняли в первый класс. В 13 лет окончила четвёртый класс, пошла в пятый. На Новый год — каникулы. После них все дети пошли в школу, а я — на механический завод. Там работал мастером мой отчим, в то время я жила уже в семье матери. Сначала работала по 4 часа, собирала при помощи молотка цепи для комбайнов, тракторов. Детали после термообработки, грязные. Идём с работы вместе с такими же, как я, молодыми рабочими и грязными руками вымазываем свои лица, чтобы люди видели, что мы — рабочий класс! Гордились!
 Но дети есть дети. Хоть уставали на работе, но озорничали. На ночной смене, в перерыв, рабочие прилягут отдохнуть, а мы возьмём и свяжем им ноги. Потом они ругают нас, а мы хохочем, нам весело!

 Я работала и продолжала учиться в вечерней школе. Идти далеко, через лес, гору. Я молодая, всю жизнь одевалась в старые одёжки, донашивала их после всех детей в бабушкиной семье. Когда стала сама зарабатывать, хотелось получше одеться. Помню, появились капроновые чулки — писк тогдашней моды.  С первой получки я их купила и одела, пофорсить в школе. А на улице мороз, ветер! Пробегу несколько шагов, присяду, накрою полою пальто ноги, колени, и тру, тру, тру! Отогрею чуть-чуть и снова бегу, сколько могу, пока замёрзну. И снова приседаю и тру, тру, тру! И укрыться негде, место пустынное, лес да горка.

 Сейчас вспоминаю своё детство, юность... Были мы бедные, голодные, но добрые и сплочённые.
 И верили в светлое будущее!


Раиса Павловна Пурс немало стихов посвятила теме войны. Вот некоторые из них:

 КОВАЛИ ЖЕНЩИНЫ ПОБЕДУ
 Нам не забыть, хоть лет прошло и много,
 Цена Победы очень велика,
 Коснулась всех военная дорога
 На поле боя, и в тылу врага.
 Встречают День Победы очевидцы:
 Награды на груди, в руках цветы.
 И радость, и печаль у них на лицах,
 Редеют с каждым годом их ряды.
 В жестоких битвах головы сложили
 Отцы и деды, братья и сыны.
 И женщины на поле боя были,
 Ведь ветераны ими спасены.
 Врачи и сёстры раны бинтовали
 Под пулемётным вражеским огнём.
 В тылу Победу женщины ковали
 Своим самоотверженным трудом.
 От них на фронт шли письма и посылки
 С носками тёплыми и табаком.
 Если у воинов тряслись поджилки,
 Снимали стресс махорочным дымком.
 Так было тяжело, невыносимо,
 Всем женщинам во время той войны.
 Всё выполнять было необходимо,
 Что делали мужья их и сыны.
 Их правильно назвали — ветераны,
 И мы свидетели — дети войны.
 О, как болят душевные их раны!
 Всем ветеранам кланяемся мы!
Автор Раиса Пурс

 ВОСПОМИНАНИЯ
 За жизнь большую много всего было
 Но этот случай не забуду, нет.
 С какою гордостью я получила
 Получку первую — в тринадцать лет!
 На деньги те, мать платьице пошила,
 Хотела юбку новую купить.
 А я взяла, да и чулки купила,
 Капроновые, чтобы модной быть.
 И вот зимой, в морозную погоду,
 В пальтишке старом, в платьице простом,
 Продемонстрировать решила моду,
 А был мороз, к тому же, с ветерком.
 Далековато до вечерней школы,
 По бездорожью, километров пять,
 И негде мне прикрыть колени голы,
 Жилищ нет рядом. Пробую бежать.
 Как добежала я тогда до школы,
 Один Господь лишь может только знать!
 Не чувствовала я колен от боли,
 На моду было мне уж наплевать.
 Потом колени долго я лечила,
 И в школу не ходила много дней.
 С другой получки я чулки купила:
 Не модные, простые... но теплей.
 Капрон был в моде ещё очень долго,
 Но этот случай научил меня.
 Теперь о моде знаю хоть и много,
 Но не придерживаюсь моды я.
 Автор Раиса Пурс


 Записала Киреева Л.Г.
 24.11.2014


Рецензии
Людмила, добрый день!
Отличный рассказ!
Улавливаю атмосферу жизни людей в тяжелые и бедные послевоенные годы.
Я первую зарплату принес домой в 14 лет. Летом работал на овощной базе.

С симпатией.

Владимир Чугай   27.02.2022 18:01     Заявить о нарушении
Людмила, с наступающим днем 8 марта:

http://proza.ru/2022/03/05/653

Владимир Чугай   07.03.2022 17:49   Заявить о нарушении