Праздник кончился. 6

Праздник кончился.
6.

   Так-так, с чего же продолжить? Если праздник закончился, значит нужно подождать пока не наступит следующий, очередной. Праздники расположены в календаре и выделены красным. Наступил красный день календаря – празднуй! Но нет, прочь от формалина, даёшь спонтанность! Праздник – только повод, важно же празднование, проявляющееся в творческом процессе и состоянии души. Честно говоря, люди разучились праздновать не даты, а потеряли способность к праздничности, вслед затем как потеряли восприятие чудесности и новизны от каждого явления, события, предмета. У людей исчез контакт с чем-то сверхценным, чему и слов нет, отсюда исток их будничности, механичности, автоматизмов, скуки и бессмысленности существования. Об этой потере и поиске потерянного хотелось мне написать рассказ. Да, я собирался продолжить рассказ.

   Пожалуй, продолжим с момента входа в комнату. Догадываюсь, что такое предложение вызовет у читателя недоумение, ибо он, как ему кажется, уже помещён в комнату, где находятся трое, эээ… три товарища, но не Ремарка. К ним присоединился четвёртый персонаж, начался между ними разговор, который всё время перебивается авторским текстом, одновременно являющимся внутренним диалогом Кузьмича.
   Погоди-ка, если мы уже в помещении, спросит искушённый читатель придурковатого автора, как мы можем снова туда попасть, и зачем? Где логика?
   А фигушки вам логику! Вы читаете мистически-эзотерическое произведение, где с логикой дружат, но с лёгкостью пренебрегают, ради внутренней свободы, где нет рамок, правил и стереотипов. Тут вам предлагают совершить путешествие в неизвестное совместно с автором в режиме реального времени, потому что рассказ пишется сию минуту, а не спланирован заранее, чтобы провести вас по маршруту из путеводителя, под диктовку экскурсовода «посмотрите налево», «посмотрите направо», так что прощайтесь со своими ожиданиями, если не догадались сделать это раньше. Читатель, извини, что перехожу на обращение в единственном числе, твои возражения, и даже возмущение, понятны, мною восприняты, но не принимаются, и интерес, и наслаждение ты сможешь получить, только отбросив собственные представления, доверившись тому, что происходит в каждом моменте и фрагменте текста. Или тебе интересно и нравится, и тогда ты идёшь со мной, или мы прощаемся. Разве не удивительно, что текст вообще проявился?! Мне вот очень удивительно. Присоединяйся в любом месте, где встретил моё шествие из пункта Х в пункт Y (оно же У)! Далее к третьему неизвестному Z (на русский манер Й). Мои тексты – это квест, а не сплетни кумушек: а я говорю; а он мне говорит; он сделал то-то; а я сделал так; она такая-растакая; а я красивишна-умница. Ты встретился с невиданным досель, с необычным, не знаешь, как к этому относиться. Мой совет – никак не относись. Если не возникла сразу симпатия, ощущение загадочности, интриги, и вызванное ими любопытство, не появилось чувство удивления от встречи с нетрадиционной формой, неформальной подачей, нестандартностью мышления, то плюнь в меня, и успокой себя мыслью, что это «не твоё». Мы же уже выпали из эпохи модерна, к сожаленью или к счастью, пролетели как фанера сквозь эпоху постмодерна, и осваиваем эпоху пост-постмодерна. Всем сложно. И пишущим, и читающим. Но у нас прекрасные библиотеки, пока ещё, и мы можем в любое время вернуться к доброму понятному для нас искусству модерна. А не вот эти все эксперименты и издевательства. Скажу по секрету, дружище: я не из тех, кто ищет лёгких путей, со мной нелегко, так что хорошенько подумай и почувствуй, стоит ли тебе погружаться в такой странный, загадочный, противоречивый текст, где за каждым новым зигзагом мысли тебя ждёт сюрприз. Мы не на рельсах. К тому же, никто тебя не заставляет двигаться дальше. И вообще, как ты здесь оказался?
   Хочу спросить, действительно, а как мы туда попали? Каким таким образом? Вот так вот чудесно – раз, и мы уже на месте, да? Не знаем, где это место, что это за место, что происходит… А где мы находимся, когда читаем? Вот прямо сейчас. В телесных ощущениях, в уме, в тексте, который читаем, где-то ещё? Кажется, что в процессе чтения мы находимся там, где и говорящий, откуда происходит речь. То есть, наше внимание привлекается к повествованию посредством описания. Мы – наше внимание - движемся за описанием, за речью, то ли авторской, то ли кого-то из персонажей как за ниточкой Ариадны, ведущей по лабиринту. Нас туда ведут, и куда-то приведут, и, возможно, что где-то мы даже куда-то выйдем. Мы рассчитываем на это. Но где мы находимся?
   Мы находимся в некоем виртуальном пространстве, не находите? В подразумеваемом пространстве, или нигде. Потому что, то, что обнаруживается там, куда мы попадаем как путешественники и наблюдатели, это уже является умозрительным пространством, более-менее оформленным и структурированным, наполненное какими-то знаками, символами, информацией, подсказками, образами. Это в уме. А мы-то где?
   А мы в нигде. И везде сразу. Как вам идея о квантовом поле? Поэтому, где мы пребываем сейчас достоверно не известно. Поняяяятно, что каждый из читателей находится в том месте физического пространства, где находится его физическое тело, это для него очевидно. Все мы находимся в разных точках физического пространства, обладая телесностью, но каким-то непостижимым, чудесным образом мы собираемся все вместе в одной точке и являемся ею. И это – внимание. Другое дело, что кто-то из нас, из этой многоголосицы, многообразия, многотельности выступает первой скрипкой, а может, даже и дирижёром. Но и это условность, относительность, временность. Кто-то выступает в роли Тесея, наверное, рассказчик, и держит в руках нить Ариадны.
- А остальные?! Почему остальные должны вестись на замануху и плестись вслед за сумасбродным автором?
- Остальные должны сами себе ответить, почему и зачем они здесь оказались, осмотреться, определиться, нет ли поблизости чего-либо поинтересней, да и переключиться на другой маршрут. Или же… Или же самому становиться рассказчиком и выходить из-под чужих навеиваний. Не нравится, не устраивает, что, как и о чём пишут другие, хочется чего-нибудь своего, по-своему, для себя – начинай писать сам. Со мной так произошло.

   Даже дирижёр не свободен полностью от мира, находясь с ним во взаимосвязях. На дирижёра влияют все присутствующие, и всё, что есть вокруг, и то, что было раньше, и даже то, чего нет, но что подразумевается в виде прошлого и будущего. Итак, мы находимся в точке внимания, из которой смотрим, при том что являемся вниманием. А это не физическое пространство. И я на правах ведущего этой игры (рассказ) предлагаю участникам, они же читатели, а также персонажам моего рассказа, продолжить игру. Персонажи остаются на своих местах, дожидаясь распоряжений, в ожидании своих реплик и действий, а читателям я предлагаю выйти из известного им помещения, потому что они туда и не входили, а попали по произволу автора, и попытаться, всё-таки, войти, как и положено – не с бухты-барахты, а через дверь. Не заглядывать в замочную скважину или в окно, пытаясь проникнуть взглядом сквозь занавески и что-то разглядеть, не подслушивать, сидя на крыше через дымоход, а постучаться в двери и войти.
Но снова слышу возражения от возмущённых читателей, которым кажется, что я вожу их за любопытствующий нос. Они правы, есть немного. Но это не самоцель, а средство. Напоминаю, что у самурая дзэн вообще нет цели.
- Позвольте! Мы же уже вошли в комнату вместе с Васькой. Чего же ещё?
- Нет, нет, это не то, вам предлагается другое. Вошёл Васька. А мы его увидели и встретили, находясь как бы внутри помещения. И всё наше внимание было приковано к образу Васьки, к его морде, и мы посвятили ему целую главу, познакомившись с его судьбой. Многим он не понравился, ведь урод же, а кое-кто испугался. Чуть позже читатели ознакомились с образом ещё одного персонажа, Кузьмичом, но в большей мере с содержанием его потока сознания, который по совместительству является и автором рассказа. Два остальных героя, хотя и принимают некоторое участие в разговоре, всё же для нас остаются не более чем декоративными фигурами. Ах, да! Я же обещал прорисовать декорации! Ну вот, вот сейчас и сделаем это, время пришло заняться декорациями. Откроется дверь, и мы всё увидим своими глазами, чего уж проще. Итак, я приглашаю вас к этой мистической двери. Ах, даже не знаю… Настолько прекрасна и чудесна эта дверь, что как бы мне не задержаться возле неё подольше, не попасть в паузу, чтобы затем описывать свои впечатления и переживания, которые нахлынули на меня сейчас, стоя на пороге, и которые так хочется выразить! Долго говорить о смысле мистической Двери, и не спеша открыть Её. Может быть, эту главу (или следующую?) посвятим Двери?
- Автора! Требуем автора! Автор, чёрт тебя дери, явись! Это же что творится, форменное безобразие! Издевательство над людьми! Требуем немедленного ответа – что есть праздник, почему кончился, кто виноват? И призываем автора к ответственности! Отвечай сию же минуту, а потом уже разлагольствуй о чём хочешь, сколько хочешь, пиши другие рассказы, но перестань изводить нас. Кому нужна твоя дверь? Мы что, бараны, чтобы пялиться каждый раз на новую дверь, которой нет, но которую ты тут перед нами рисуешь? И художества твои ни к чему. Ты конкретно изложи в чём суть дела, покажи нам всех персонажей, объясни по поводу праздника и подвоха с ним, а потом можешь расписывать свои ощущения и самурайскую философию со всеми подробностями. Давай по существу, а потом уж всё что тебе вздумается. И не факт, что мы захотим остаться с тобой подольше. Ты держишь интригу, потому что не говоришь конкретики, не развиваешь сюжет, не сообщаешь главное, а это уже начинает бесить. Написать пять частей (5!) ни о чём! Рассказ-то о чём?! Ну, невозможный автор! Мы его игнорим, игнорим, а он пишет и пишет, разводит канитель. Вот что с ним делать? Услышь нас! Прекращай издеваться и заканчивай рассказ. Потому что иначе будет хуже. Ой, что будет!
- Ха! А что будет? Мол, если ты не отзовёшься и не выполнишь наше требование, не последуешь за нашими ожиданиями, как мы следовали за тобой всё это время, то мы не знаем, что с тобой сделаем. Отпишемся, удалим, забаним к чертям! Но и не узнаете, что будет дальше в рассказе. А будет – «дальше».

Вы думали, что я наконец-то начну рассказ по существу? Не случилось. Давайте попробуем продолжить в следующий раз.


Рецензии