О психологии подростка
"Подростковая фаза отличается острой необходимостью во внутренней работе самоформирования, в обособлении от социальной среды и любой формы коллективности. Иначе ему грозит личностная ущербность. Следует не мешать подростку в "отрыве от коллектива", не пытаться его "социализировать". Опасность "исправления" грозит тем, что либо негативизм окажется сильнее,и сопротивляясь, он может развить в себе такую форму индивидуализма, как эгоцентризм, что затруднит саморазвитие его личности, либо он превратится в "человека массы", социального функционера, играющего в социуме определенные роли. Сочетание обеих этих возможностей может привести к развитию раболепного и одновременно торжествующего хама".
"Обособление- процесс становления Человека в индивиде, что и есть личностное развитие. Отчуждение происходит в социальной среде и в развитии западной цивилизации и завершается господством вещности (рыночной экономики и денег как всеобщего эквивалента вещных отношений) - полюса, противоположного личности, превращающего индивидов в духовных калек. Это угрожающее Человеку направление развития цивилизации было ясно большинству глубоких мыслителей от Ж.Руссо до О.Шпенглера, А. Тойнби, Э.Фромма и других, включая практически всю русскую философию".
"Мне представляются в некотором смысле идентичными периоды раннего детства (как оно охарактеризовано в книге В.Зеньковского "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии"),юности и пожилого возраста".
А.С.Арсеньев " Подросток глазами философа".
"Не каждый человек создаёт собственную мудрость. Для большинства суть ее составляет традиция"
Э.Эриксон
"Вера подростка в идеал есть вера в любимого им человека. Горе, если этот человек не оправдывает этой веры. Тогда весь идеальный мир может рухнуть."
"Женщины понимают мир исключительно через его воплощение в любимом человеке. Привязанность подростка к конкретной личности как к источнику откровения и "воплощению" истинных ценностей есть женская черта."
"Душа, наполненная Эросом, воспринимает не только человека, но и весь мир в преображенном виде. Позже наступает пора горького отрезвления, в особенности тогда, когда начинает слабеть собственная идеалообразующая сила. Действительные люди являются лишь вешалками, на которые юноша вешает роскошные одежды своей фантазии." Я слышал от кого-то, что он влюблён, но не знает ещё, в кого"... Эротика является душевной формой любви и носит в основе эстетический характер. Эстетический характер структура переживаний носит в том случае, когда она, не заключая в себе стремления к телесному наслаждению или обладанию, основывается на душевном единении(вчувствовании) с наглядным предметом, реальным или воображаемым. Условием эстетического характера переживания является то, что это единение должно происходить (также и при реальном объекте) в сфере чистого воображения, то есть в форме содержания, а не в форме реального стремления к обладанию, употреблению или телесному соприкосновению. Эстетическая любовь или эротика является первоначально единением с другой психикой, вчувствованием в неё, осуществляемым через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Первоначальным источником эротики является восхищение красотой, грацией и силой чужого тела. Это есть тело, воспринимаемое, как выражение души. Это душа, как бы просвечивая сквозь тело, делает его красивым".
Э.Шпрангер "Эротика и сексуальность в юношеском возрасте".
Свидетельство о публикации №222020800696