Юношеский дневник Льва Толстого
"Надежда есть зло для счастливого и добро для несчастного".
"Цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего. В душе каждого человека нахожу это бессознательное стремление , которое составляет необходимую потребность его души. Везде и всегда люди приходили к тому, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. У всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей... Я был бы несчастнейшим из людей, если бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдёт в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели".
"Беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. Уединение равно полезно для человека, живущего в обществе, как общественность для человека, не живущего в оном. Отделись человек от общества, взойди сам в себя, и как скоро скинет с него рассудок очки, которые показывали ему всё в превратном виде, и как уяснится взгляд его на вещи, так что даже непонятно будет ему, как не видал он всего того прежде. Оставь действовать разум, он укажет тебе на твое назначение, он даст тебе правила, с которыми смело иди в общество. Разум отдельного человека есть часть всего существующего, а часть не может расстроить порядок целого. Целое же может убить часть. Для этого образуй свой разум так, чтобы он был сообразен с целым, с источником всего, а не с частью, с обществом людей: тогда твой разум сольётся в одно с этим целым, и тогда общество, как часть, не будет иметь влияния на тебя."
"Ах, трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного. Пускай бы не было бы хорошего влияния, но не было бы и дурного, и тогда бы в каждом существе дух взял бы верх над материей; но дух развивается различно. Или развитие его в каждом существе отдельно составляет часть всеобщего развития. Или упадок его в отдельных существах усиливает его развитие во всеобщем."
"Смотри на общество женщин как на необходимую неприятность жизни общественной и, сколько можно, удаляйся от них. В самом деле, от кого получаем мы сластолюбие, изнеженность, легкомыслие во всём и множество других пороков, как не от женщин? Кто виноват тому, что мы лишаемся врождённых в нас чувств: смелости, твердости, рассудительности, справедливости и других, как не от женщины? Женщины восприимчивые мужчины, поэтому в века добродетели женщины были лучше нас, в теперешний же развратный, порочный век они хуже нас."
"Односторонность есть главная причина несчастий человека".
"Свобода при повиновении законам, не от народа происшедшим, не есть свобода".
"Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою. Читай и думай всегда громко. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают: сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинить и скажи ему это."
"Недостаточно отвращать людей от зла, нужно ещё их поощрять к добру".
"Монополия есть зло и притеснение торговле... К несчастью, это зло в нашем отечестве пустило глубокие корни".
"Дай бог, чтобы в наше время благородные поняли своё высокое назначение, которое состоит единственно в том, чтобы усилиться. Чем поддерживается деспотизм? Или недостатком просвещения в народе, или недостатком сил со стороны угнетенной части народа."
"В заключение о дворянстве Екатерина говорит, что пользоваться славой и почестями имеют право те, которых предки достойны были славы и почестей. После басни Крылова о гусях против этой ложной мысли ничего больше сказать нельзя".
"В деспотическом правлении монарх не может надеяться на верность граждан. Почему? Потому что, так как в деспотии нет договора, посредством которого одно лицо имело бы право, а граждане обязанность, и наоборот, а властью этой завладело одно лицо посредством силы, то и говорю я: так как такого договора в деспотии не существовало, то и обязанности со стороны граждан существовать не может".
"Наказ" Екатерины - это плод ума женщины, которая, несмотря на свой великий ум, на свои возвышенные чувства, на свою любовь к истине, не могла подавить своего мелочного тщеславия, которое помрачает её великие достоинства. Мы находим в этом произведении более мелочности, чем основательности, более остроумия, чем разума, более тщеславия, чем любви к истине, и, наконец, более со себялюбия, чем любви к народу. "Наказ" этот принес больше славы Екатерине, чем пользы России".
"Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши, все чувства, имеющие источником самолюбие, дурны. Какие чувства происходят от самолюбия? Славолюбие, корыстолюбие и любовь между мужчиной и женщиной."
"Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Занимайся более самим собою, чем мнением других.
Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош.
Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.
Всегда говори правду.
Ежели, действуя для себя, деяния твои кажутся странными, то не оправдывай свои деяния ни перед кем.
Никогда не выражай своих чувств наружно.
Живи всегда хуже, чем ты бы мог жить.
Не переменяй образа жизни, даже если бы ты сделался в десять раз богаче.
Всякое приращение к своему имению употребляй не для себя, а для общества. Отдалялся от женщин. Убивай трудами свои похоти.
Люби себя равно с другими и помогай более тем, которые несчастнее и тебе удобнее помогать".
Лев Николаевич Толстой
Свидетельство о публикации №222020800715