Воспоминания на музыкальную тему - 1

Очень жаль,  что, в Ижевске в 2020 году   из - за пандемии,  так и  не состоялась встреча с  прекраснейшим оркестром Владимира Спивакова .
За годы жизни в Ижевске я уже трижды бывала на их концертах и каждый раз это великая радость  встречи с прекрасным.
Но самое первое знакомство  с этим коллективом произошло  при необычных  обстоятельствах. Расскажу уж и этот  случай из моей жизни.
Опять-таки,  это было в  семидесятые годы.
В те годы трудовой график  работы на нашем заводе ( думаю и на многих других) был примерно таким. Первые две недели месяца  сборка и монтаж стояли из-за  дефицита, так как  не было комплектующих деталей и элементов.
 В это время нас, регулировщиков,  раскидывали в командировки  по всему Союзу  для ввода в эксплуатацию ,  ремонта и доработки наших изделий.
Но зато оставшиеся две  недели месяца мы "пахали" в три смены без  выходных,  выполняя  "его величество ПЛАН",   чтоб в начале нового месяца  снова начать с "простоя".
Так вот,  в один из таких рабочих выходных в начале лета, я возвращалась после смены и, проходя около ДК Ижмаш увидела,  что в доме культуры в этот день проходила выставка продажа туристических путёвок на летний период.
Помните те годы,  когда путевку на лето в санаторий или дом отдыха на море простому человеку  купить было  практически нереально. Весь Советский Союз тогда отдыхал дикарями  в Крыму или на Кавказе. Да и летний отпуск давали один  раз в три года.
Ради любопытства зашла в дом культуры Ко мне сразу подбежали мальчик с девочкой в пионерских галстуках и стали упрашивать купить у них последний лотерейный билет,  чтобы они заняли первое место по продаже билетов. Решила выручить ребят , купила за 50 коп.  лотерейный билет.  В  это время по громкой связи объявили, что на втором этаже начинается розыгрыш лотерейных билетов.
И  вся публика повалила наверх. Я  походила около пустых стендов.
Ко мне подошёл мужчина,  спросил, что меня заинтересовало. Я  открытым текстом заявила ему,  что наверняка  все дефицитные туры уже реализованы по знакомству и блату.
Он пытался меня убедить, что выбор есть, но  в это время к нему ( оказывается он руководил этим мероприятием) подошла девушка и сказала ,  что розыгрыш лотереи закончен.
 Главный приз -  путевку в Грузию выиграл лотерейный билет  под номером 217, но  к сожалению для получения путевки никто не подошёл.
Я поворачиваю свою открытку и к изумлению своему  вижу, что на обороте написана цифра 217. Девушка сразу стала кричать, что нашёлся претендент на первый  главный приз. потащила меня за руку на второй этаж и за нами вся толпа снова рванула наверх. Там под туш оркестра мне, совершенно обалдевшей, вручили путёвку на 21 день в Грузию на июль месяц.
Везёт же иногда людям!!!
Помню,  что ко мне сразу подбежал парнишка и спросил,   когда у меня отпуск.  Я ответила,  что в ноябре  и  он  тут  же стал уговаривать продать ему путёвку за любые деньги. Я ответила  - нет уж,  я постараюсь сама поехать .
В понедельник всю историю с путевкой рассказала своему мастеру Килину А.Г.
Сказала  " Саша,  как хочешь, но в июле отпускай меня.  Такое бывает раз в жизни". На что он мне ответил -  отпущу,  только отпускные будешь получать всё равно в ноябре.

И вот в июле я покатила  в Грузию на 21 дней  -  четыре дня в  Гурджаани, 
неделя  - в Тбилиси и десять  дней -  в Батуми.
Это сейчас мы можем полететь за границу на 7-10 дней,  а раньше мы отдыхали на полную катушку -  минимум 20 дней.

Гурджаани  - маленький,  колоритный городок  в предгорьях Кавказа , как декорация к фильму "Мимино". Местное население по-русски практически не говорят и не понимают. Запомнилось -  на каждом перекрестке стояли группы мужчин в  грузинских  кепках -  аэродромах , очень  эмоционально,  размахивая руками,  что-то обсуждали или спорили. И это продолжалось целыми днями,  как-будто эти мужчины вообще нигде не работали , а все дни у них  проходили  в таком общении.
Женщин,  наоборот , на улицах не было видно. И  если показывалась где-то женская  фигурка одетая во всё чёрное,  она  быстренько пробегала открытое пространство и юркнула в подъезд или  в калитку дома. Ещё удивило что грузинские мужчины при встрече не пожимали руки друг другу,  как русские мужики,  а обнимались и даже целовались.
Питались  мы в кафе при гостинице . Была настоящая грузинская кухня.  На стойке "холодные закуски" запомнились глубокие тарелки наполненные охапками пряных трав.  Трава была не  порезана,  не заправленная чем-либо,  а просто лежала пучками на тарелках и грузины её поглощали в громадном количестве.
Какие молодцы!
Блюда в кафе были настоящие грузинские -  невозможно острые. После пары ложек какого-нибудь лобио во рту начинался настоящий пожар и дальше уже есть  было невозможно .
Мы просили,  чтобы нам готовили без перца и приправ, но повар ответил,  что иначе они готовить не умеют.
 И вот после двух дней голодания с пожаром во рту , одна из наших туристок заявила,  что утром пойдёт  на кухню и будет  сама готовить что-нибудь удобоваримое для нашей группы.  Так она и сделала, и мы хоть поели нормально.

Музыкальной иллюстрацией города Тбилиси можно считать песню  "Тбилисо" , которую поют Нани Брегвадзе и Тамара Гвердцители " Такой лазурный небосвод сияет только над тобой..."
В этой песне всё сказано об этом прекрасном городе. Запомнились колоритные улочки старого Тбилиси с резными балкончиками и коврами,  подъём на старинном фуникулёре на гору Мтацминда, где в пантеоне находятся могилы  Александра Грибоедова и его вдовы Нино Чавчавадзе,
запомнилась старинная крепость Нарикала и музей-квартира грузинского художника Нико Пиросмани.

В   Батуми увидела небольшую бумажную афишу о том,  что в летнем театре  состоится концерт камерного оркестра  "Виртуозы Москвы" и конечно загорелась сходить на этот концерт.

Летний театр под открытым небом в Батуми находился на берегу моря,  практически на территории пляжа.
Еле-еле уговорила девушку из группы,  чтобы составила мне компанию,  так как боялась возвращаться одной после концерта. Хотела купить билеты предварительно,  но сказали,  что их будут продавать в день концерта.
На концерт отправились пораньше,  чтоб наверняка купить билеты.
Но около театра было подозрительно безлюдно .
В  маленькой дощатой будке с надписью "Касса" сидел пенсионер в панамке и очках. Он спросил нас -  вы пришли сдавать билеты?
-  почему сдавать? Мы пришли покупать билеты на концерт.
Он ответил,  что концерт не состоится,  так как продано всего шесть билетов. Четыре штуки   уже вернули  обратно  и он ждёт,  когда вернут  оставшиеся  два.
Какая досада!!!
 А я так настроилась на этот концерт... Расстроенные  с приятельницей  прошли в зал . Там было около 10 человек таких же как мы неприкаянных зрителей.
На сцене уже начали собираться музыканты.   Видно было, что они явились прямо с пляжа - в шортах,  майках или просто в плавках. Появился Спиваков в черных плавках , с  полотенцем через плечо  - высокий,  худой.  Посмотрел в зал , что-то сказал музыкантам и они заиграли. Я не  знаю -  это была репетиция или знак благодарности тем немногочисленным зрителям которые были в зале.
Запомнилось худая спина Спивакова вихор на голове и  голые лопатки,  которые ходуном ходили вовремя дирижирования.
Исполнили они три симфонических миниатюры.
Затем Спиваков обьявил,  что концерт не состоится и музыканты с  радостными криками   "Ура",  подхватив свои скрипки,  помчались в сторону пляжа.
Из трёх  пьес что прозвучали , одну из них я слышала впервые
и запомнила сразу.
 Это была пьеса  "Шутка"  ( сюита 2) Иогана  Себастьяна Баха.
Потом я узнала,  что эта пьеса была долгие годы визитной карточкой оркестра "Виртуозы Москвы".
Впоследствии,  когда я бывала на концертах Виртуозов они всегда исполняли эту пьесу.

Впервые на концерте "Виртуозов" я побывала в Ижевске в начале двухтысячных годов,.  когда они уже вернулись из Испании. Из газет я знала,  что в тяжелые  годы перестройки был момент, когда Министерство культуры СССР отказало в финансировании оркестра и он был под угрозой развала.
Тогда Спиваков, чтобы сохранить коллектив,  стал искать убежище за границей.  Поддержку он нашёл в Испании.  Сестра короля Филиппа взяла их под своё покровительство.
 И  весь оркестр - 26 музыкантов  плюс 6 педагогов вместе со своими семьями : женами, детьми,  бабушками,  дедушками, тёщами и так далее   всего около 100 человек на автобусах отправились  из России в Испанию в провинцию Астуриас. Был подписан контракт на 5 лет ,
потом продлили еще на 5 лет. За эти годы оркестр объездил всю Европу,  давая концерты и приобрёл мировую известность.
А провинция Астуриас превратилась в "музыкальную Мекку Европы", туда стремились меломаны  со всего мира,  чтобы послушать  " Виртуозов Москвы".
В начале нулевых годов оркестр вернулся на родину,  но несколько  музыкантов остались заграницей.   Для Спивакова это был большой удар и воспринималось им как предательство лучших друзей,  с которыми работал более 20 лет.  Они даже не сочли нужным объясниться с ним, ( а  может побоялись?),  а просто не явились в аэропорт на регистрацию рейса  самолета,  вылетающего в Москву.

Конечно концерт "Виртуозов" в Ижевске прошёл великолепно!Публика принимала очень восторженно. Да и вообще Ижевская публика на на симфонических концертах  - это очень благодарный зритель.

А я на этом концерте может быть впервые задумалась о роли дирижера в оркестре,  потому что многие ,  ранее знакомые произведения,  прозвучали совершенно необычно ,
в какой-то новой интерпретации.
Не зря есть байка среди музыкантов,  что в зависимости от задумки и  трактовки дирижера,  симфонии Бетховена могут звучать и как Реквием смерти,  и как Гимн жизни.
А ведь  музыканты играют по одним и тем же нотам...

После концерта шла через площадь к  остановке  моего троллейбуса.  Рядом, в том же направлении,  шли двое ребят - скрипачей со своими скрипками. Они  шли к своему отелю  "Park Inn" , который был здесь же  на площади. Я конечно заговорила с ними.  Во-первых поблагодарила за прекрасный концерт,  потом спросила -  где их лучше принимают зрители?  Конечно мне хотелось услышать что это  Россия, а
ещё лучше  -  Ижевск,  но они ответили, что их знают во всём мире и везде принимают хорошо.  Потом спросила  - были ли они с оркестром в Испании в девяностые годы?  На что ребята сказали, что в Испании они не были.  Видимо их приняли в оркестр как раз вместо тех скрипачей, которые остались за границей.
Помню ещё, один из парней спросил -  сколько стоит билет на их концерт.  Я  ответила , что от тысячи до шести тысяч рублей.
 На что он сказал, что сам за шесть тысяч  ни за что не пошел бы на их  концерт. По тем временам это были немалые деньги.
 Я ребятам сказала : "А вы не переживайте за тех людей,  которые сидят на дорогих местах.  Они вообще за них ничего не платили , а пришли сюда бесплатно по пригласительным билетам, которые оплачены за счёт бюджета  - это представители Госдумы, госаппарата,  мэрии,  депутаты и так далее. Многие из них музыку не любят и не понимают ,  половина из них  со второго отделения уйдут. Но на этом престижном мероприятии им обязательно надо "засветиться".
А главные ваши ценители и любители музыки сидят на недорогих местах.  Я знаю пенсионеров,  которые многие годы целый год из пенсии откладывают деньги,  чтобы приобрести билеты на эти фестивальные концерты и  абонементы симфонической музыки.
И как мне бывает печально, когда я кого-нибудь из них долгое время не вижу на концертах и потом понимаю,  что я их уже не увижу никогда...

Уже около самой гостиницы нас догнал Спиваков,  подошёл к нам и сказал : "  Общение со зрителями?" Я  конечно опять "рассыпалась" словами совершенно искренней благодарности и восторга  от того,  что ВПЕРВЫЕ побывала на их концерте.
И только я произнесла слово  ВПЕРВЫЕ  , меня как - будто  "прострелило " -  я вспомнила тот давний,  несостоявшийся концерт в Батуми.
В двух  словах описала это давнее воспоминание и  спросила  Владимира Теодоровича -  помнит ли он об этом? Он как-то  неопределенно пожал плечами  -  может и не вспомнил.
 А  один из ребят сказал  :  "Я даже не могу представить такое,  чтобы на концерт нашего оркестра не пришли зрители" .  А второй  добавил : " Наверное в Батуми не было рекламы" .  На что Спиваков сказал: " И рекламы, тогда не было, и многого    другого,  и наш  оркестр только начинал делать  первые шаги". Что - то вроде этого.
Вот такое  длинное  и давнее  получилось воспоминание на музыкальную  тему.
    26 января 2019 года


Рецензии
Спасибо, Лидия, за интересную историю, в которой, как в капле
воды, отражается вся наша СОВЕТСКАЯ жизнь.
С уважением, Юрий.

Юрий Фролков   16.04.2024 13:08     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо большое за прочтение и доброжелательный отзыв!
С уважением, Лидия.

Лидия Гончарова Ястребова   17.04.2024 05:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.