Ностальгия по ретро автомобилям

В России возникла новая мода на ретро автомобили. Старые автомобили в оригинальном состоянии из дедушкиного гаража стали стоить много больше, чем новые навороченные транспортные средства. Стою на остановке автобуса. Прохладный пасмурный летний день. Все люди какие-то хмурые, прямо как погода. Со двора выезжает белоснежная 21 «Волга». Навскидку возраст машины чуть за пятьдесят, но машина любовно восстановлена. Вроде бы, на взгляд, все оригинальные детали. Волга в люксовом исполнении, вокруг кузова и по линии обвода переднего и заднего стекол протянулась полоска никеля. Оригинальные сияющие новизной колпаки, яркая окраска выштамповок на задних дверях красивым шоколадным цветом дополняют картину. На таких автомобилях выпуска после 1961 года уже не устанавливались на капот никелированные фигурки оленя. Но как без него, но данном экземпляре волжанки красовался бегущий олень. Стоимость подобного автомобиля на объявлениях продаж доходит до 5 млн. рублей и выше Мягко шелестя хорошо настроенным двигателем Волга, проплывает мимо остановки. Головы всех ожидающих автобуса пассажиров поворачиваются за плавно едущим автомобилем. Абсолютно все лица озаряются улыбкой. В общем, такая картина характерна практически для появления любого советского ретро автомобиля на улице.

Едем по ярославскому шоссе с приличной скоростью. Обгоняем желтый Запорожец в отличном состоянии. За рулем сидит скромно одетый дедушка маленького роста в кепочке, возраста примерно в два раза старше своего транспорта. Внучка с восхищением смотрит на желтенькую машинку: « Какая красивая маленькая машинка! Хочу такую! Ой, какой дедушка! Хочу такого дедушку»! Я мгновенно включаюсь в игру: «Бабушка, купи внучке такую же машинку. И дедушку такого купи тоже»! Все полюбовались чудесной картинкой. Чуть притормозил. Проехал десяток метров наравне с желтым раритетом. Приятно посмотреть.

С 1 марта 2020 года действует ГОСТ Р 58686-2019, в соответствии с которым можно признать автомобиль раритетным или классическим. С «раритетным автомобилем» все относительно просто. Это просто возраст автомобиля. Для легковых автомобилей он установлен 30 лет и старше. К «классическим автомобилям» относятся тоже раритетные автомобили, но лишь те, которые прошли специальную автотехническую экспертизу

Многие действительно состоятельные люди имеют такой автомобиль в качестве транспорта выходного дня. Причем мода больше затрагивает советские автомобили. Но мне приходилось видеть и иномарки, подходящие под раритеты в состоянии музейного экспоната.

С аналогичным случаем мой знакомый немец столкнулся в Германии. Из Казахстана в начале 90-х годов советские немцы переселялись целыми колониями. Не теряли они и связи между собой на новой родине. Большое влияние на организацию жизни оказывало общественное мнение. В составе переселенцев из Караганды приехал талантливый универсал самоучка, который мог отремонтировать все что угодно. Ему была подвластна электрика, сантехника, автомобили, трактора, бытовые приборы.

По приезду он сразу устроился работать сантехником. Большинство домов Германии имеют собственную сложную систему отопления и водоснабжения. Трубы очень дорогие, все требует постоянного обслуживания и бережного ремонта. Вся общественность сразу же осудила нового члена общины переселенцев – работа не для немца. Нужно отметить, что Мастер имел не только выдающиеся способности «золотые руки», но и был необычайно упрямым человеком. Через пару лет он стал лучшим работником района, получил свидетельство «сертификат мастера». Зарплата Мастера возросла в разы в сравнении со средней оплатой труда по общине Казахстанских немцев. К Мастеру вернулось уважение всей общины

У него были свои представления о правильной жизни. Еще до отъезда в Германию он решил купить дизельный классический Мерседес в кузове S-123. (По Российской классификации Мерседес – сарай). Нашел искомый экземпляр в хорошем кузове, но с убитым мотором. Община опять осудила Мастера – на таких машинах только турки ездят. Через год машина мастера стала предметом зависти коллекционеров, блестела чистым кузовом и сияющей кожей салона, двигатель работал как швейцарские часы. Как и любой механизм или любая техническая система, к которой прикасалась рука мастера. Двигатель такого Мерседеса легко выдерживает пробег миллион и больше километров. Хватит мне и моим детям – таков был ответ Мастера на замечания земляков. На все предложения любителей старины о продаже Мерседеса по цене, превышающей десятикратную стоимость покупки. Мастер отвечал, только широкой усмешкой и отрицательным движением головы.

В нашем маленьком городе детства появился новый дедушка. Выходил в люди в отглаженной форме капитана первого ранга, часто долго устраивал пешие прогулки по улицам города. Вел, в общем-то, беззаботную жизнь. Потом купил полуразрушенный гараж недалеко от пятиэтажки. Долго приводил это строение в полный порядок. Я часто проходил мимо этого гаража по пути в центральный гастроном. Потом в гараже появился древний мотоцикл с рычагом переключения передач на бензобаке. Отставной офицер возился с этим мотоциклом несколько лет. Пожилой человек в неизменной морской фуражке был занят постоянно реставрацией этого средства передвижения. Было заметно, что каперанг не торопится с окончанием работы. По-моему, он только с полной реставрацией рамы возился больше месяца. Только через год мотоцикл был заведен первый раз.

Думается, что деятельный человек просто не мыслил себя без постоянного занятия. И они нашли друг друга. Я не видел, чтобы морской офицер выезжал на мотоцикле дальше 100 метров от гаража. Но он занимался с ним постоянно. Перебирал несколько раз двигатель. Я хорошо запомнил внешний вид диковинного аппарата. Сейчас нашел его в недрах интернета – это был легендарный ИЖ – 49, выпуска начала 50-х годов. Как сейчас помнится – стоит на подножке и мягко тарахтит малооборотным двигателем, восстановленный мотоцикл до музейного блеска. На мой взгляд, вместе с помолодевшим мотоциклом воспрянул и ветеран морской службы. Он продлил не только жизнь мотоцикла, но и свою жизнь.

Если бы у меня была возможность приобрести ретро автомобили, то я бы купил «Запорожец 968М для поездок на рыбалку и за грибами. Подобным образом в настоящее время нередко используют подобный автомобиль в сельской местности, даже без выезда на трассу и в город. Мой опыт относительно короткого владения таким раритетом показал лучшие черты этого средства передвижения. В 1988 году я оказался без автомобиля со скромной денежной суммой, которую я мог бы выделить на покупку подходящего средства передвижения. Хватило бы только на подержанный Запорожец.

Укреплению этого решения предшествовала моя поездка в Казахстан на встречу с выпускниками института. Встреча проходила вблизи поселка Карагайлы, недалеко от горного массива Каркаралинска.

Встречал нас муж нашей сокурсницы Владимир. Мы приехали на микроавтобусе, разместились в палатках. По хозяйственным вопросам передвигались на Запорожце Владимира. Передвигались легко по пересеченной местности, просто без дороги по степи, форсируя ручьи на болотистой поляне. Независимая подвеска всех четырех колес обеспечивала достаточно комфортное перемещение по бездорожью. Я заинтересовался показателями эксплуатации автомобиля. Меня восхитили данные этого маленького авто. Пробег – 125 тысяч километров, двигатель не вскрывал. Расход масла незначительный, но доливает регулярно, так как даже незначительный недостаток масла существенно ухудшает охлаждение двигателя с воздушным охлаждением. Заменил передние тормозные шланги – поставил от ГАЗ – 53. Они толще, но подошли по точкам крепления. Все делает по обслуживанию сам. Заменил за все время эксплуатации только расходные материалы.

По возвращению в Москву купил газету «Из рук в руки» (интернета еще не было), изучил рынок. Решил в выходной день поехать на авто рынок посмотреть вживую подходящую машину и цены. К моему удивлению цены и машины были вполне приемлемые.
Выбрал зеленый пятилетний автомобиль с пробегом около 40 тысяч километров. Владелец авто работал электронщиком в каком-то почтовом ящике. После перенесенного инсульта ему врачи запретили управлять автомобилем. У него в семье было три заботы: Запорожец, собака и любимая жена. Именно в такой последовательности.
 Торпеда авто напоминала панель вертолета. Было множество тумблеров и индикаторов. Были обустроены дополнительно: выключатель массы, вентиляторы на торпеде салона и на полке у заднего стекла, вывод на 9 вольт для подключения магнитофона, передние противотуманные фары от Волги 24 модели.

Каждый вывод на тумблер был защищен отдельным предохранителем сети и сигнальным индикатором. Кроме того, были еще какие-то устройства. На передней панели для удобства переднего пассажира была закреплена выше перчаточного ящика изящная дверная ручка, украшающая интерьер и действительно полезная на ухабистой дороге. Все работало, двигатель запускался с тычка, комплект инструментов, багажник на крыше, набор запчастей для установки электронного зажигания в багажнике.
Договорились о цене. Получил небольшую скидку и чехлы на сиденья в подарок. На следующий день поставил на учет в ГАИ. Машина была в собственности чуть больше года, накатал 15 тысяч километров, никаких поломок, бензин и масло заливаешь и все.

К машине быстро привык. По трассе ездил со скоростью 95 км в час. Если двигаешься быстрее, начинает греться двигатель. Ездили и по лесной дороге, по разбитой полевой колее близ реки. Встречал всех родственников на вокзалах и аэропортах. Багажник на крыше умещал два больших чемодана и пара сумок закладывалась в багажник впереди, где у нормальных авто находится мотор.
Были поездки не очень дальние, не больше 150 километров, но машина всегда выполняла свое назначение – перевезти с относительным комфортом семью с точки А в точку В. Были случаи, когда в салоне ехали пять взрослых человек. Передние сиденья Запорожца повторяли комфортные сиденья жигулевской копейки, длина подушки заднего сиденья была на три сантиметра больше аналогичного сиденья пятиместного «Москвича» за счет отсутствия арок задних колес. Вентилятор на торпеде машины спасал от жары летом, а задний вентилятор помогал очистить заднее окно от запотевания в дождь и холод. Бензиновая печка исправно грела салон зимой, даже прожаривала правый ботинок.

Машина хорошо прижилась в семье, получила имя «Маруся» по индексу модели 968М. Всегда содержалась в чистоте и имела необходимый уход. Хотелось бы, чтобы такая машина имелась на даче, чтобы ездить за водой на родник, расположенный в болотистой местности. Приятно было бы прокатиться по лесной дороге в дальний лес за белыми грибами, на речку половить окуней на уху.

Второй автомобиль, который мне подошел бы по душе в качестве классического, это Форд Мондео 1996 года выпуска. Это авто немного не вписывается по возрасту в раритет. Но через четыре года уже перешагнет необходимый возраст. Купил я этот автомобиль в 2000 году. Долго очень выбирал. Договорился с классным мастером автосервиса недалеко от дома для проведения экспертизы предмета покупки. Он гарантировал полное тестирование авто на подъемнике. Давал честную оценку машины и определение суммы его приведения в состояние идеала. Договорились о плате за работу в сумме 20 долларов. Осмотр на подъемнике проводился в течение примерно 20 минут.

Первая машина была Мерседес 180. Вывод – машина неплохо восстановлена после аварии (был перекрашен правый бок), требуется ремонт тормозной системы, имеется утечка масла. Мастер категорически отверг покупку, пробег тоже явно скручен.

Второй Пежо 406 имел вид нового автомобиля. Вылизанный кузов и салон, пробег – 80 тысяч километров, но требует полной замены всех рычагов подвески, что стоит более 3000 долларов.

Когда пригнали на экспертизу Форд Мондео 1996 года выпуска, то мастер возился с ним более получаса. Вывод – не требует затрат, машина в идеальном состоянии.

Форд Мондео был привезен из Германии перегонщиком под заказ. Заказчик отказался, его не устроил двигатель 1.6 литра и мощность 90 л.с. Меня все устроило. Причем, машина была со всеми документами из Германии, один владелец, климат-контроль, электро регулировка водительского сиденья, премиальная ауди система с боксом на 6 лазерных дисков под пассажирским сиденьем, вставки под дерево, подсветка ручек всех дверей, кожаный салон.
 
Как потом оказалось, машина была не только произведена в Германии, но и доработана в авто ателье в Кельне. Автомобиль имеет ресурс двигателя 400 тысяч километров, механическая коробка передач проходит до миллиона километров без ремонта. На мой взгляд, водителя со стажем почти 60 лет, такая машина и сегодня не потеряется в потоке. Максимальная мощность достигается при оборотах коленвала двигателя - 5250, крутящий момент -138 Нм. Для сравнения, современный двигатель КИА мощность 107 л.с. требует раскрутки двигателя до 6300 оборотов, а крутящий момент 135 Нм, при 5000 оборотов.

Что касается комфорта и плавности передвижения, Форд Мондео еще долго будет на уровне современного автомобилестроения. Машина верой и правдой служила в семье восемь лет. Выдерживала многочасовые пробки в жару без перегрева двигателя и салона, более десятка длительных поездок в Ростов, Нижний Новгород. Затраты на эксплуатацию и обслуживание были минимальные. За восемь лет только расходные материалы.

Представляется, что такой автомобиль может украсить коллекцию любого любителя классики. Когда встречаешь раритетный автомобиль в прекрасном состояние, то сердце замирает от восторга, а взгляд трудно отвернуть от такой красоты.

Фото из свободного доступа сети Интернет


Рецензии
Тоже люблю ретро автомобили - любоваться. Каждое авто - личность и история.

Ирина Линер   22.02.2022 14:58     Заявить о нарушении
Добрый день! Спасибо за отклик!
Вам добра и удачи, здоровья вам и вашим авто!!!
С уважением

Николай Игнатущенко   22.02.2022 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.