Золотое шитье адыгов Адыгская тесьма

«Тесьма тесьме рознь»

Плоская…Круглая… Раздваивающаяся…Сливающаяся…. Переплетающаяся….Односторонняя…. Смешанная….Прямоугольная… Полукруглая… И, наконец, сутаж…. Все эти виды тесьмы  (по-адыгски  – уагъэ) плелись из золотых, серебряных и шелковых нитей по технике басонного плетения умелыми черкесскими мастерицами на протяжении веков, наряду с галунами (шъагъэ), для самых  разных целей. Задействовав пальцы обеих рук, а порой даже ещё с кем-то вдвоем, они изготовляли тесьму разных видов, шнуры и сутаж для одежды, аксессуаров и  предметов быта. И при таком количестве их разновидностей золотошвеи хорошо знали не только особенности их плетения, но и их основное предназначение. В наши дни не все виды тесьмы изготовляются мастерами, а порой они используются не по традиции, бытовавшей в старину у адыгов, да и иногда они один вид заменяют другим из-за недостатка времени для плетения или экономии материала. Об этом и многом другом расскажет этнограф, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж, автор-составитель книги «Золотое шитье адыгов (черкесов)».
Об адыгской тесьме и её видах написано мало в заметках иностранных и российских путешественников XVII-XIX веков, хотя о них и упоминается, но под иным названием, которое зависело от представлений самих путешествующих по Кавказу исследователей. Так, французский торговец и путешественник XVII века Жан Батист Тавернье, описывая мужскую одежду черкеса того периода, указывает, что «плащ с широкими рукавами из грубого сукна, который спускается до колен, подпоясан веревкой» (1). А голландский путешественник того же века Ян Янсен Стрейс указывает в своем описании черкесской бурки, что та, сделанная из косматой грубой шерсти, выступавшей наружу, завязывалась или застегивалась «на пуговицу у шеи, чтобы ее можно было поворачивать на любую сторону от дождя, пыли и ветра» (2).
В XVIII веке, то есть в так называемый Галантный век, путешественники стали более внимательны к деталям. Немецкий военный офицер Питер Генри Брус упоминает шнурок в своем описании одежды черкесских мужчин (3). А в XIX веке путешественники и ученые, отправленные на Кавказ, в том числе и в Черкесию, для изучения обычаев, традиций и быта коренных народов, старались ничего не упустить из виду. Немецкий востоковед Юлиус Клапрот в своих записях об одежде черкесов замечает, что «их рубашки («яна») сшиты или из белого полотна, или …из легкой красной тафты с застежкой на груди» (4). Французский дипломат и коллекционер аристократического происхождения Тэбу де Мариньи упоминает о шнуре, с помощью которого крепко соединяются части корсета черкешенки от ключицы до пояса (5). Английский корреспондент Джон Лонгворт в описании женской рубашки из голубого шелка отмечает «ряд серебряных кнопок спереди», а в упоминании девичьего кушака указывает на  «большие серебряные застежки в форме раковин» (6).
Можно предположить, все эти веревки, шнурки, пуговицы, застежки и даже кнопки изготовлялись  черкесскими мастерицами вручную в технике плетения басонных изделий, среди которых, можно сказать, первое место занимала плетеная тесьма. Часто путешественники не отличали её от золотой или серебряной вышивки, которая украшала праздничные костюмы адыгов. И это обосновывалось тем, что тесьма, соединяя элементы вышивки, являлась частью орнаментальной композиции, например, на нарукавных подвесках, шапках, сумочках, веерах, кисетах, подчасниках, футлярах для ножниц и других бытовых вещах. А порой тесьму путали с серебряными или золотыми изделиями, поскольку, искусно сплетенная из золотых или серебряных нитей, она могла выглядеть как металлическая, впрочем, как и сама вышивка.
- На самом деле, те европейские путешественники, которые посещали Черкесию в XVII-XIX веках, были представителями государств, где было уже хорошо развито текстильное производство. Поэтому при описании элементов одежды они использовали названия уже существующих на их родине изделий. Например, пуговица или кнопка, которой еще не было у адыгов в то время. Сами адыги называли  её как «дэнлъэч» или «к1ы1ушъхь», и она играла одновременно роли пуговицы и украшения, при этом являясь оберегом, – объясняет Нуриет Теучеж.
Более наглядно и детально разновидности тесьмы на адыгской одежде и предметах быта были запечатлены на фотографиях черкесов и черкешенок конца XIX века. И эти старинные фотографии или ретро-фото дают сегодня более ясное представление о той или иной тесьме, изготовленной в технике  басонного плетения, одной из золотошвейных техник адыгов (черкесов). Подробнее о «басонных изделиях собственной работы» написано российским исследователем начала XX века Е.Н.Студенецкой в её работе «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX вв.».  Изучая особенности адыгского женского костюма, она отмечает, что «басонные изделия (шнуры, шарики, кисточки, вилюшки, фигурные подвески) встречались на платьях относительно редко. Пуговки служили для застегивания. Их нашивали повыше талии (4-5 штук) и застегивали при помощи накидных петель из шнура. Плетенками из золотого шнура или вилюшками отделывали края рукава, борта платья, вместо галуна или рядом с ним. По сторонам выреза на груди иногда нашивали подвешенные на шнурках кисточки или фигурные плетенные из золотого шнура подвески. Порой они служили завязками» (7, 164-166). При этом в исследовании автор отмечает, что такие басонные украшения женщины плели вручную из льняной или конопляной нити, обмотанной золотой ниткой, с привлечением не только рук, но и зубов. Такой твердый шнур они затем использовали для изготовления вилюшек, подвесок, фигурных плетенок.  О басонных изделиях Е.Н.Студенецкая упоминает и при изучении деталей черкесского мужского костюма. Описывая башлык, она  отмечает, что он украшался басонными изделиями, например: кистями-подвесками (7, 215).
-Наряду с использованием адыгской тесьмы для создания пуговичек, подвесок и плетенок, есть свидетельства, что она могла применяться в качестве основы для городского шитья или «бэзэрэ идэ». Это касается плоской тесьмы. Сама плетеная основа изготовлялась из хлопчатобумажных нитей. С помощью неё выкладывался задуманный орнамент. А затем сверху покрывался либо золотыми, либо серебряными нитями в технике «гладь». Возможно, поэтому чаще всего на изделиях XIX-начала XX веков  встречаются орнаментальные композиции, вышитые шириной в 5 мм, - замечает адыгский исследователь золотошвейного искусства адыгов (черкесов).
В основе большинства басонных изделий  и по сей день остаются разные виды адыгской тесьмы (уагъэ), техникам плетения которых черкесский ученый А.С. Кишев посвятил свою книгу «Народные художественный промыслы». В этом методико-исследовательском издании он не только наглядно представил, как плетутся плоская, круглая, раздваивающаяся, сливающаяся, переплетающаяся, односторонняя, смешанная, прямоугольная, полукруглая тесьма и сутаж, но и разъяснил их предназначение. Так, плоская тесьма, которая и сегодня наиболее распространенная, «используется для украшения национальной одежды, сумочки, черкески, бешмета, бурки, башлыка, газырницы, кисета, из неё изготовляются плетеные пуговицы, петли, плетеные шарики» (8, 13). Шнур или круглая тесьма «применяется как шнур для шляпы, башлыка, бурки, кисета, для изготовления петли для пуговицы, перевязи на портупею, приспособления для протягивания очкура, используется для вшивания в шов голеницы» (8, 17). Раздваивающуюся тесьму, плетение которой позволяет осуществлять изготовление двух плоских плетенок сразу, применяют так же, как и плоскую тесьму (8,20). Переплетающейся тесьмой, изготовляемой 1 см – круглой, 1 см – раздваивающейся длиной до 20 см, обшивают верхний околыш женской шапки (8, 24). Односторонняя тесьма используется для обшивки башлыка, бешмета, газырницы, она вшивается между голенищем и передней частью ноговиц (8, 25). И, наконец, сутаж применяется для украшения, им обшивают края одежды и башлыка (8, 32).
- То, что у адыгов существовало несколько видов плетеной тесьмы, свидетельствует и о том, что басонное плетение – один из древних видов золотошвейных техник, и то, что на протяжении нескольких веков оно постоянно развивалось. Возможно, сегодня еще не все виды плетений, бытовавших у адыгов в прошлом, нами изучены. Как рассказывал мне Азретали Кишев, виды  адыгской тесьмы назывались по типу плетения или по количеству используемых пальцев рук. Например, по виду - «плоская», «круглая», «сливающаяся», а по количеству пальцев – «трехпалая», «четырехпалая», «пятипалая». При этом «пятипалой» может быть и «плоская», и «круглая».  А «плоская» была и «пятипалой», и «шестипалой», и даже «семипалой». Сливающаяся тесьма плелась в четыре руки с использованием до 15 пальцев. Во время обучения у Вячеслава Мастафова, Мастер рассказывал, что была «угловая» тесьма, которая закрывала швы на небольших изделиях, например, на кисетах, подчасниках, футлярах для ножниц. Судя по технике плетения, это односторонняя тесьма, которая в поперечном разрезе имеет форму разностороннего треугольника, - рассказывает Нуриет Теучеж.
Сложившиеся веками традиции в золотошвейном искусстве адыгов (черкесов) и искусстве изготовлять национальную одежду соблюдаются и сегодня современными мастерами. Правда, иногда они используют один вид тесьмы вместо другого в целях экономии времени и материала. А из-за отсутствия строгих стандартов в золотом шитье, ведь в старину каждая черкесская мастерица была, по сути, свободной художницей, придумывавшей свои авторские узоры, мотивы и орнаментальные композиции на основе общепризнанных орнаментов, не все мастера XXI века строго имитируют стиль адыгских (черкесских) золотошвей прошлых веков, даже при реконструкции.
Между тем, наиболее популярные виды тесьмы стали использоваться в декоративно-прикладном искусстве современными художниками как «рисующий» материал для текстильных панно и картин. В пример можно привести  работы художника, мастера по золотому шитью и изготовлению гобеленов Гошефиж Абредж. Она применяет плоскую тесьму для передачи своего художественного замысла, украшает свои неповторимые гобелены круглыми шнурами, шариками, кистями и фигурными подвесками, сделанными из плоской тесьмы, а пуговицы из плоской тесьмы уже стали неотъемлемой частью её сувенирных шкатулок.
- Потенциал применения адыгской тесьмы еще до конца не исследован. Сегодня мастера-золотошвеи используют её для создания современных аксессуаров в этническом стиле. Например, из плоской и круглой адыгской тесьмы мастерицы из Адыгеи Анжела Исаева, Рузана Чурмыт, Бэла Боджокова, Зарема Хутим и Фариза Цеева  создают свои авторские украшения, которые могли бы сравниться с дизайнерскими. Другой пример, плоская тесьма используется для создания картин. И, возможно, в будущем у адыгской тесьмы появится какой-то новое предназначение. Разумеется, это зависит от творческой выдумки и профессионального мастерства современных золотошвей, - резюмирует этнограф  Нуриет Теучеж.
Адыгская тесьма, изготовленная в технике басонного плетения, которой долгое время путешественники-исследователи прошлых столетий не уделяли должного внимания, оказалась в современном мире востребованной и даже популярной, например, если сравнивать её с адыгскими галунами. Изящные изделия, которые создаются из неё как в этническом, так и в авторском стилях, быстро становятся частью современной черкесской моды. Между тем, сегодня тесьма как материал для творчества открывает новые возможности для художников, дизайнеров одежды и декораторов. А её разнообразие позволяет им расширять свои творческие горизонты и смело применять при создании своих произведений искусства.

Источники:
1. Жан Батист Тавернье, «Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет...», т. I. Гаага, 1718 — перевод с французского Е. С. Зевакина. - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
2. Ян Янсен Стрейс, Описание города Терки. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 99 – 102
3. Питер Генри Брус, Воспоминания Питера Генри Бруса, эскванера, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.. Дублин, 1783 — перевод с английского Е. С. Зевакина. -Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
4. Юлиус Генрих фон Клапрот, Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. (журнал " Вестник Европы", 1812 г.). - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.- Нальчик, 1974
5. Тэбу де Мариньи, Путешествие по Черкесии, 1818, Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму, Том I. Нальчик. Эль-Фа. 2002
6. Джон А. Лонгворт, Год среди черкесов, т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского А. И. Петрова. - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
7. Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков. - М. Наука, 1989 г
8. А.С. Кишев, Народные художественные промыслы. – Нальчик: Эльбрус, 2001 г.

Иллюстрации из
9. В.А. Дмитриев, В.Б. Мастафов, Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. - АО «Славия». Санкт-Петербург, 2016.
10. М.М. Иванокова, Адыгэ Идэ. Золотое шитье черкесов. - Нальчик, 2018 г.


Рецензии