Курсантские годы в Баку

               

Еще при оформлении личного дела для поступления в Казанское суворовское военное училище в родном  городском военкомате  в г.Альметьевске  от моих родителей было взято письменное заявление  о том,что их сын  (речь,разумеется,обо мне) по окончании СВУ  продолжит свое  обучение в высшем военно-учебном заведении. Оно было собственноручно  подписано отцом,а вот мама категорически отказалась то заявление подписывать.
 Благо,что данная процедура была в домашних условиях.В итоге в заявлении оказалась подпись в строке "Мать",сделанная моей рукой.
  Успешно (на "хорошо" и "отлично") закончив в июне 1972 года Казанское СВУ ,мой дальнейший образовательный путь лежал далеко от родных мест.
Диапазон выбора высших военно-учебных заведений Советского Союза был огромен ,но и он имел границы ,очерченные разнарядкой Главного управления ВУЗов МинОбороны.
  Если  для поступления и дальнейшего  обучения  в военных академиях  и высших  военных училищах ,имеющих  5-ти летний срок обучения,суворовцам-выпускникам требовалось  сдавать вступительные экзамены, то в училища с 4-х летним сроком обучения этого не требовалось.
 При этом  необходимо подчеркнуть,что диплом о высшем образовании выдавался по окончании всех вышеназванных  заведений.
 Характерно,что   нагрудный ромбовидный  знак  белого цвета  получали только после академий и училищ с 5-ти летним сроком обучения.
Во всех остальных училищах выдавался  "ромбик" зеленоватого цвета.
 Мой выбор военной специальности  был сделан вполне осознанно.
 Когда моего первого командира взвода офицера-воспитателя  майора-фронтовика Кацевича Н.И. ,уволившегося в запас,сменил в должности лейтенант  Насыбуллин .Э.С.,прибывший  из прославленной гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Московского военного округа,мы увидели  перед собой выпускника  нашего родного Казанского СВУ и Московского высшего общевойскового  командного училища.
 Подтянутый,стройный офицер,мастерски владеющий  строевыми приемами  и знанием многих военных премудростей,он сразу овладел умами  мальчишек в суворовских погонах.
  Поэтому было совсем неудивительно,что к выпуску из СВУ  бОльшая часть  ребят нашего взвода пошли дальше учиться  на мотострелков и танкистов,то есть в общевойсковые и танковые высшие военные училища.,где по окончании выпускники получали дипломы  инженеров по эксплуатации колесных и гусеничных машин.
Выбор же Бакинского училища мною был сделан из-за моего друга Володи Гвоськова.
  Его родители тогда жили недалеко от Баку.Отец его служил старшиной-сверхсрочником  в авиаполку в Сальянах.
 Сам Володя грезил авиацией,но медкомиссия  из-за его  сердечного ритма "приземлила"  мечту по небу.
  Но,как говорится,"стадное " чувство никто не отменял. С нашего суворовского  взвода изначально  в  Бакинское высшее общевойсковое командное училище (БВОКУ) поехало аж шесть! человек.
 Из них двое  на вторые сутки пребывания в Баку написали рапорта о нежелании здесь учиться.Они вернулись в Казанское СВУ и после "головомойки" у начальника училища  получили новые направления уже в Челябинское высшее танковое училище.
 Свой отъезд из Баку они объяснили непереносимостью  сильно  жаркой погоды.
  Да,жары в Баку ,особенно,в то лето 1972 года действительно  хватало.Столбик термометра достигал 36-39 градусов Цельсия.
  В итоге из моего суворовского взвода ,кроме меня и моего друга Володи, продолжили учебу в Баку   Борис Горлачев и Алик Айрапетов.
 Выпускники  суворовских училищ парадную  курсантскую форму  одевали уже  по выпуску в Казани.Ведь  до приезда в высшее училище мы свои отпуска проводили у родителей дома.
 По окончании отпуска  наше прибытие в выбранные училища совпадали практически с завершением прохождения в высших училищах  курса молодого бойца с поступившими в училище вчерашними школьниками.
 Суворовцы эту науку освоили еще в СВУ.
 На период прохождения этого курса ,предваряющего принятие Военной Присяги ,все роты и взводы  нового курсантского батальона были уже сформированы  и укомплектованы сержантским составом  из числа  поступивших из войск сержантов и солдат.
 Нас ,суворовцев,по прибытию в училище распределили по курсантским взводам.
Всего прибыло из суворовских училищ на первый курс более 40 человек.
 Для коллектива курсантского батальона численностью около 300 человек -4 десятка,сплоченных общей кадетской идеей,составляли  серьезную силу,с  которой командованию нельзя было не считаться.К тому же на старших курсантских курсах было примерно такое же  соотношение.
 С первого дня пребывания в училище курсанты-суворовцы  держались сплоченно.
Видя на гимнастерке кадетский  "крабик" выпускника  СВУ ,можно было не сомневаться в поддержке его обладателя в любой  конфликтной  ситуации.
 Командиром курсантского батальона вначале был полковник Злодеев,а нашей второй ротой командовал выпускник Киевского ВОКУ капитан Ломейко, а  нашим взводом -выпускник Бакинского ВОКУ лейтенант Фастунов.
  Торжественное принятие Военной Присяги курсантами и первое знакомство с городом Баку у меня состоялось в последнее воскресенье августа 1972 года.
 Отпущенные в город по увольнительным запискам  до вечера  после принятия Военной присяги,мы  со своими друзьями-кадетами ходили по Приморскому бульвару , старинным улицам города и с интересом впитывали как губки  тот калейдоскоп  новых впечатлений  и знаний,которыми делился с нами старинный Баку.
 Необходимо отметить,что в Баку тогда находилось и Каспийское высшее военно-морское училище ,куда поехали учиться суворовцы-казанцы с нашего второго взвода Юра Лазарев,а с первого взвода - Виктор Тороп и Гриша Ерохин,которые в тот знаменательный день также приняли Военнукю Присягу. Их тоже отпустили в увольнение после принятия Присяги в город,где и пересеклись наши пути-дорожки.
 Наступившие учебные будни сразу начали прояснять ситуацию в состоянии реальной подготовленности курсантов.
 Если ребята поступали из войск,то  они,конечно,успели подзабыть школьную программу ,а пришедшие вчерашние школьники были в этом сильнее.Войсковой опыт солдат давал им преимущество в повседневной жизни.
 Курсанты-суворовцы оказались более адаптированы к реалиям училища,чем вчерашние школьники и курсанты,поступившие в училище из войск.
 Подтверждением этого стали результаты сдачи  экзаменов и зачетов по итогам первого семестра ,а также по завершению первого курса обучения.
Результатом,подтверждающим вышеизложенное положение,стали замены  многих  командиров курсантских отделений-сержантов из войск  на курсантов-суворовцев  по завершению первого курса обучения в училище.
В частности,командиром курсантского отделения после первого курса стал и автор этих строк.
 Так получилось,что первый курс я провел в курсантском отделении,где оказались сыновья командира курсантского батальона и его заместителя по политической части.
 Почти сразу после начала учебы на первом курсе у нас поменялось командование батальона и роты.
Командира батальона полковника Злодеева,уволившегося в запас,сменил подполковник Ельников,а командира роты капитана Ломейко ,перешедшего на кафедру тактики преподавателем,сменил вновь назначенный командиром нашей второй курсантской роты капитан Радионов.
 В моем курсантском отделении на первом курсе оказались сын нового командира курсантского батальона подполковника Ельникова Володя и сын замполита батальона подполковника Богданова-Ваня.
В этом же отделении был мой друг по Казанскому СВУ Володя Гвоськов.
Кстати,и в "кадетке"и здесь наши  койки стояли рядышком.
 А еще в нашем отделении были и другие не менее колоритные личности: бакинцы Эдик Заславский и Гога Беридзе,приехавший из Смоленска Саша Полторацкий и из башкирского города Бирска Андрей Петров;из Ростовской области Володя Сухарев.
Нашим командиром отделения на первом курсе был младший сержант Панин,поступивший  в училище из войск.
 Заместителем командира нашего курсантского взвода  на первом курсе был сержант Николай Даниленко.Он до армии успел окончить шахтерский техникум,поработать в забое и послужить в войсках.Будучи на три года старше нас,его авторитет был  непререкаем.
 Кроме того ,старшиной роты на первом курсе у нас был курсант-стажер с выпускного курса бакинец  старшина Володя Каретин ,а также стажеры-заместители командиров взводов с выпускной курсантской роты.
 Эта практика стажировок в сержантских должностях на младших курсантских ротах  широко практиковалась и в последующие годы учебы в училище.
 Могу честно сегодня признаться,что первые два года учебы в училище лично для меня были весьма комфортны и не обременительны.Общеобразовательная программа и военно-специальные предметы ,в основном,были для курсантов-суворовцев не новы.
 Здесь могу повторить свой тезис о заложенном нам твердом фундаменте знаний в суворовском училище.
 Особо отмечу нашего суворовского преподавателя химии майора Мельникова Льва Борисовича.,кроме химии научившего нас вести конспекты!
Участвуя в химических олимпиадах в БВОКУ ,мне не напрягаясь удалось заработать отличную оценку в диплом.И это относится не только к химии!
 По завершению первого курса обучения в нашем батальоне была проведена реорганизация,в ходе которой был сформирован спортивный взвод.В него вошел весь спортивный цвет нашего батальона!Он стал 4-тым курсантским взводом нашей второй роты.
 В моем 3-ем курсантском взводе заместителем командира взвода стал сержант Валера Кондрашов.Я же стал командиром второго курсантского отделения,мне было присвоено первичное сержантское звание "младший сержант" и затем на 3 курсе -звание"сержант".
 От нас ушел на повышение лейтенант Фастунов,его сменил выпускник нашего училища лейтенант Кокшаров.Он стал командиром также и 4-го спортивного взвода.
 А этому взводу довелось немало поездить на соревнования по всему Советскому Союзу!
 Не один спортивный кубок за призовые места в этих соревнованиях они привезли в Баку!На них,кроме учебы, лежала ответственность   отстаивать спортивную честь нашего училища!И они не подвели!
 Наш курсантский взвод делегировал в спортивный четырех человек-Борю Горлачева,Гогу Беридзе,Володю Сухарева и сержанта Панина.
Наша вторая курсантская рота располагалась на втором этаже казармы,справа от центральных в то время ворот училища,где в этом же подъезде на первом этаже располагались командования нашего,а также четвертого батальонов,а над нами, на третьем этаже размещалась 12-ая выпускная рота.
 Должен отметить,что взаимоотношения с выпускным курсом были очень почтительные,то есть,с нашей стороны очень уважительные,а с их стороны -покровительственные и ,довольно,снисходительные.К тому же ,в нашей роте старшиной и заместителями командиров взводов были курсанты выпускной роты.
 С представителями же 2 и 3 курса отношения были совсем другого рода.
 Этакое пренебрежение и желание доминировать"сквозило" во многих случаях пересечения интересов.
 Такое могло проявиться,например,в летнем кинотеатре,где скамейки перед смотром кинофильма могли стать "камнем преткновения"для дележки или же в курсантском буфете.
 Часто в такие моменты положительную роль в миротворческом плане играли,в первую очередь,взаимоотношения с курсантами-суворовцами старших курсов,
Как правило,они были мудрее своих однокурсников-школьников и имели опыт "гашения" таких конфликтов на "ровном месте".
Учеба на старших курсах требовала более вдумчивой подготовки и усидчивости.
 Очень показателен пример сдачи экзамена нашим взводом по предмету"сопротивление материалов".
 Старожилы говорили,что,если сдашь успешно экзамен по сопромату,то можно и жениться.
 Когда первый раз наш взвод попытался "наскоком" сдать этот экзамен,после 18-ой двойки полученной в ходе ее,экзамен был остановлен и перенесен на воскресенье следующей недели.
 Пришлось "погрызть" гранит науки ,вторая попытка оказалась удачнее.Экзамен был успешно сдан взводом!
Жизнь не стояла на месте.Ее новшества внедрялись и в курсантскую жизнь.
 К середине нашего 3 курса в училище была завершена стройка и отделка  нового курсантского общежития.В отличии от казармы, проживание в ней предусматривало размещение курсантов в комнатах по 4 и 2 человека в отдельных комнатах.
 Решением мудрого начальника училища генерала Александрова в середине нашего 3 курса мы из казармы переселились в новое общежитие!В итоге нам повезло прожить там целых 1,5 года!(Полгода на 3 и весь 4-тый курс).
К тому же мы оказались счастливчиками!Нам довелось воспользоваться услугами вновь построенного клуба училища и нового учебного корпуса!
 Эти два объкта училища значительно помогли учебному процессу.Хотя они и стоили много нервов и здоровья для руководства училища .Финансирование этой грандиозной для училища стройки -заслуга Первого секретаря ЦК компартии Азербайджана Алиева.Г.А.А вот отделкой и вводом в строй довелось заниматься и курсантам нашего курса!
 Особой отличительной чертой выпускника Бакинского ВОКУ  был его внешний  вид.
  Как правило,это подчеркивала  шитая на заказ в военном ателье офицерская фуражка и шитые сапожником  училища Яшей хромовые офицерские сапоги и туфли.
 Конечно,и то и другое выдавалось на вещевом складе перед выпуском.Но,именно,шитые на заказ,эти предметы зрительно выделяли нашего выпускника !
 Пошивом  под заказ офицерских хромовых сапог и туфлей в училище занимался сапожник Яша .К нему была специальная очередь,расписанная почти на год вперед!
 Стоили его сапоги тогда в 1976 году 70 рублей(цена же складских сапог (типовых) была 47 рублей.
"Бакинские"заказные офицерские фуражки имели большую ,в отличии от складских фуражек площадь,и более крутую тулью.А назывались такие фуражки -"бакинские аэродромы"...
 Когда мне довелось в 1981 году в советском Заполярье встретить в своем полку большую группу лейтенантов-выпускников,я безошибочно сразу выделил из них офицеров-выпускников Бакинского ВОКУ!
С пошивом хромовых сапог в училище у меня была связана история выигрыша в лотерею.
 Получку в училище нам выдавал ежемесячно старшина роты .Однажды получка была выдана вместе с лотерейными билетами.Старшина от комроты получил задачу -вместе с получкой распространить лотерейные билеты по 50 копеек за штуку.Вместо 1 рубля в получку были включены по 2 лотерейных билета.Тогда разыгрывались билеты какой-то журналистской лотереи.В тот раз мне очень повезло!Один мой билет выиграл!Это была библиотечка общественно-политической литературы стоимостью 50 рублей!
 Я совсем тогда не скучал по библиотеке,тем более общественно-политической литературы !Но тут ко мне обратился курсант нашей роты Володя Сухарев.Он попросил меня продать ему этот лотерейный билет.Я с огромным удовольствием уступил ему лотерейный билет за 50 рублей!
 Добавив к этим деньгам еще двадцать рублей,я тут же сделал заказ на пошив к выпуску  моих первых  офицерских сапог у сапожника Якова.
 Сапоги шились на очень удобной колодке-" лодочке " с почти зеркальными голенищами "бутылочкой".Не сапоги,"конфетка"!
В последующем ,они мне прослужили верой и  правдой почти пять лет!
Ведь одевал я их только в воинской части и в городе,оберегая их от полигонов!
О курсантских годах много воспоминаний,как веселых,так и печальных,порой даже трагических!
 Караульную службу по охране объектов училища несли поочередно курсантские взводы.Если рота заступала в наряд,то один из взводов нес караульную службу по охране училищных объектов.
Это,в первую очередь,пост №1-Боевое Знамя училища,посты по охране складов,а также парк боевых машин училища.
 Парк боевых машин располагался вне общей территории училища ,на удалении пары
жилых кварталов,в обособленной выгороженном высоким забором зоне.
 Караульное помещение располагалось в самом училище.
Часового для охраны парка боевых машин выставлял разводящий,а для усиления смены караула в парке разводящий брал еще одного вооруженного караульного.
Команда из трех человек во главе с разводящим следовала каждые два часа в парк боевых машин по улице согласно утвержденному маршруту туда и обратно.
 Маршрут пролегал вдоль улицы с несколькими поворотами на перекрестках.
В тот злополучный день заступил в караул от нашей роты 2-ой взвод.
 В 3 часа ночи разводящий  повел смену в парк.Решив ускорить процесс,разводящий повел смену не по улице,а кратчайшим путем напрямую по дворам.
 В одном из дворов со сменой поравнялась группа мужчин из трех человек.Выхватив из рукавов металлическую арматуру,члены группы набросились на караульных.
 Одновременно нанеся удары арматурой по головам караульных ,они сумели завладеть оружием и скрыться!
Поднятый по тревоге караул так никого и не задержал...Раненым караульным была оказана первая медпомощь.Были предприняты экстренные меры по розыску преступников и пропавших автоматов.Результатов никаких!
 В итоге всех трех курсантов отчислили из училища и отправили в войска дослуживать до первого приказа Министра обороны о демобилизации.
 Не зря нам говорили офицеры-наставники,что все положения уставов писались кровью!
 Ведь одно нарушение-отклонение от установленного маршрута,а повлекло такие тяжкие последствия!Где-то,наверняка,эти стволы проявились ,кому-то они принесли горе и пролилась кровь!
 Для многих из нас это стало уроком на всю оставшуюся службу.Многие сделали из этого правильные выводы.
 Вообще,в войсках офицеры ,выпускники Бакинского ВОКУ имеют высокий заслуженный авторитет.И этот авторитет не голословен, а подтверждается на государственном уровне.
Так,в докладе Главного управления кадров Министерства обороны России приводятся следующие факты.
За время существования общевойсковых командных училищ из их стен вышло 57 Героев Советского Союза,из них -28 человек-выпускники Бакинского ВОКУ!
И это очень характерный штрих!А ,говоря о доверии высших должностных лиц государства приведу лишь пример Республики Беларусь.
 Здесь выпускники Бакинского ВОКУ были в руководстве ГенШтаба  Вооруженных Сил- начальник ГенШтаба генерал-майор Тихановский П.Н.,начальник главного оперативного управления-заместитель Начальника ГенШтаба генерал-майор Якутенко,ГосСекретарь Совета Безопасности Республики,а ныне-Генеральный Секретарь ОДКБ генерал-лейтенант Зась!
 Курсантские годы в Баку заложили лично мне  солидный фундамент знаний ,навыков и умений.Разве можно забыть время ,проведенное за городом в учебном центре училища !
  Уч-тапа-это такая кузница кадров молодых лейтенантов ,что даже захочешь-не забудешь никогда!
 Наши преподаватели тех лет сумели донести до нашего сознания то,что можно научить солдата в тылу ,многократно окупится и сохранит  жизнь на передовой ему и окружающим.Ведь впереди был Афганистан и другие горячие точки!
 Моему выпуску ,к сожалению ,не досталось  горной подготовки,а вот мой брат Сергей ,поступивший в училище в 1977 году,уже прошел ее полный курс.
 Особая моя благодарность офицерам кафедры огневой подготовки,преподаватели которой сумели не только научить нас отлично стрелять,но и дать методику обучения этому подчиненных.
 "Коньком" лейтенантов-бакинцев в войсках была подготовка  снайперов и гранатометчиков.Помню нашу подготовку к  государственным экзаменам по этому предмету.Мы стреляли из всего,что  стреляло!И при этом классно выполняли все положенные нормативы!
 Результат всех госэкзаменов-отличный!
 И поэтому ,когда в войсках на вопрос старших командиров ,а какая твоя,лейтенант,путевка в жизнь,не смущаясь,с гордостью отвечал:"Диплом с отличием!"(Из 36 оценок в дипломе -две "четверки",остальные-"пятерки").

                Леонид Свиягин.
                9.02.2022г.


Рецензии
Леонид, с большим вниманием прочла очень насыщенное фактами воспоминание ваше об учебе в Баку. Увидела в нём интересные темы, которые имеют право на самостоятельную жизнь в литературе, поверьте мне, редактору.Перечислю их:
1.
28 выпускников -Героев ( из ВОКУ... И аналогия- 28 Бакинских комиссаров).

2." все Положения в Уставе писались кровью..."

3."Сапоги от Яши" и Фуражка " аэродром" ( и в полёт!)

4. Кривыми -тёмными бакинскими двориками - на вылет!

5.Лейтенант с отличием!
6. мамина подпись и наше с отцом решение...

Все эти темы -для отдельных рассказов в общей книге " ЧЕСТЬ ИМЕЮ!"
С уважением к вашему творчеству и воинской службе!

Эмма Гусева   25.11.2023 10:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте. уважаемая Эмма Дмитриевна!Был очень польщен и обрадован Вашим вниманием к мои бакинским воспоминаниям.Полностью согласен с Вашим списком для дальнейшего раскрытия тем.Некоторые из них уже раскрыты,но в другом источнике.В Одноклассниках есть сайт "Воспоминание о БВОКУ",там опубликованы два моих рассказа (о нападении на караульных и встрече в войсках с будущим начальником Генштаба ВС Азербайджана).Остальные ждут своего часа.Буду рад узнать Ваше мнение о других моих работах.Вам желаю бодрости духа и отличного настроения!С искренним уважением,Леонид.

Леонид Свиягин 2   25.11.2023 12:13   Заявить о нарушении
Леонид, начинаем работать с 25.11.23.Даю Вам конкретный план, а вы- дополните его и будем писать параллельно, как мы работали с С.А. " У войны не женское лицо", получившей Нобелевскую премию. Кроме неё в Минске много лет была гл. редактором госиздательства Нина Безрукова, моя однокурсница. Мы окончили филфак АГУ в 1956 г. Она была дочерью военного, они жили в Минске, я ездила к ней. Интересно, жива ли она? ( год рожд.1935/6?).Еще наш однокурсник Яков Вигдорчик, филолог-минчанин...Теперь о КНИГЕ!
Чем отличались выпускники Бак.мореходки от Вашей и Ерохина?(пос.Зых , Сальяны,Б) Напишите об этом рассказы на ПРОзару, я их прочту. 2.Обыграйте фамилии , изменив их Фастунов,как хФастунов, Злодеев, придумайте забавные истории из быта курсантов
на увольниловке, в казарме, общежитии, в ПИСЬМАХ ДОМОЙ (как пример бездушной и безрукой молодежи сегодня).3./О Форме подробно и смешно( Яша-сапожник, наверно, еврей или армянин?);4/Главу о ЛОТЕРЕЕ-веселее!5/. Приморский б-р, кино,увлечения, танцы,байки, анекдоты о форме, о моде той поры.Знаки отличия, ромбики. Чувствую вашу любовь к форме одежды! Афганская шляпа на фото-объясните, зачем и как носили
6.Часто на танцах были драки с азер-ми.Дать сюжет.7/ больная тема уборка туалетов
8/Самодеятельность,какие песни и танцы в моде тех лет? 9/дружба народов и табель о рангах.10/ Кто остался в Баку навсегда и сравнение Баку-советское и нынче? 11/.
Уч-кудук-3 колодца сравните с Уч-тапа и военными песнями и лирикой типа" Молодой лейтенант" и др. Сл.задача-ПРОДЮСЕРЫ на фильм и КНИГУ.У меня друг с Кавказа, кунак Кадырова-отца. Введете Чечню -получим спонсора, а я возьмусь за Азер.-Баку землячество. Кстати, не бедны и минчане-генералы, если будут из рассказы и побольше ФОТО. Это будет " МИЛИТАРИ"( нужен худ.-карикатурист. Я пишу и рисую, св. книги оформляю сама. Но тип.может быть Мнская. Для начала всё пока. ТОРОПИТЕСЬ! СВО не ждёт. Сделаем связь с современность через письма-почту и ордена... Жду ответ СРОЧНО! Ищите авторов на эти темы на подвёрстку к Вам! Я придумала в эпоху Горбачёва конкурс " Лучший учитель года" Он жив по сей день!

Эмма Гусева   25.11.2023 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.