Девятнадцатая сказка, рассказанная ночью

          Внук никак не хотел спать и засыпал  дедушку вопросами – а что, а как, а почему?
         - Скажи, дедушка, а что есть такое, что неумолимо, безжалостно, что нельзя остановить, побороть, с чем не справиться?

         - Есть, внучек! Я расскажу тебе одну притчу! Хотя ты и маленький, но ты все поймешь! Мне тоже поведал ее мой отец. Но, я не поверил  ему тогда, когда передо мной вся жизнь была впереди! Слушай и думай!


          « Давно это было, очень давно! Тогда еще  отважные султаны воевали друг с другом, подчиняя себе чужие государства, наживали сокровища, строили новые дворцы и города. У них были многотысячные армии, огромные, до тысячи красавиц-наложниц гаремы, бесчисленное количество, жен, слуг. Султаны считали себя небожителями, богами на земле.


          Однажды, один молодой султан, выигравший большое сражение, возвращался со своею армией в свой дворец. День был жаркий. Сухой, горячий песок, сметало, таким же горячим ветром с высоких барханов. Но, невдалеке,   показался зеленый оазис с пальмовой рощей и  журчащим ручьем, который неизвестно как выбивался из под песка, наполняя небольшое чистое озерцо и исчезал в его глубине. Султан приказал разбить лагерь  на ночь и отдохнуть под сенью пальмовой рощи.


           Султан с главным военоначальников пошел к ручью, чтобы умыть лицо. На валуне, покрытом, старой циновкой из пальмовых веток, сидел очень древний старик. Он был высоким и худым, его щеки покрывали глубокие морщины, глаза утонули под нависшими, густыми седыми бровями, тонкие губы, спрятались в беззубом рте, а крючковатый с горбинкой нос, возвышался над скулами, как горб верблюда. Кожа старика и на лице, и на руках была желтой, сухой, как у мумии.


           Евнух султана хотел прогнать старика, но, что-то было в этом старике необычного и султан решил поговорить. Султан присел на принесенный слугой мягкий маленький диван и  с высоты своего положения, небрежным голосом спросил кто этот старик?


        - Скажи, Старик, откуда ты взялся такой ничтожный и посмел предстать передо мной, владыкой семи царств, завоевателем Вселенной, милостью Аллаха? – сказал султан.

         - Я не буду поучать тебя вежливости, о достойнейший из султанов, об  уважении младшего к старшему. Ведь ты Владыка мира, а я бездомный, недостойный тебя человек! Но я отвечу тебе, что я – владыка всех и всего! Не смотри на меня с высоты своего сана! – ответил старик.


           Султан вскипел от негодования, а евнухи и стража уже кинулись с обнаженными мечами на старика. Но, тот сидел спокойно и не проявил страха.

           - Султан, ты выиграл эту войну, положив в могилы двести тысяч солдат – двести тысяч жизней молодых мужчин. Ты не защищал свой дом, свой народ, ты жаждал славы и богатства, ты присоединил к своему царству еще восемь городов. Вся кровь пролитая солдатами твоей армии, если бы ее не впитала бы  земля, утопила бы и тебя, и твой дворец! Хочешь узнать, почему я непочтительно отношусь к тебе? Потому, что меня нельзя убить никому и никогда! Кто-то говорит, что когда ему нечего делать, что он лежит на диване, играет в кости, то есть «убивает время»! Нет, тот человек убивает не время, он убивает себя! Я – Время! У меня нет чувств – я беспощадно, безжалостно, неумолимо! Меня нельзя остановить, заставить повернуть вспять! Я - всесильно и я есть всегда и везде!


         Ты, султан, хвалился своей силой, молодостью, своей значимостью, своими победами, своим султанатом! Загляни в  зеркальную гладь этого озера. Посмотри что будет с тобой, Властелином мира!


        Султан  с улыбкой подошел к воде и увидел свое отражение – красивый мужчина в золотых доспехах. Постепенно изображение туманилось - на него смотрело лицо толстого старика, с отвисшими щеками…, потом он увидел свое одряхлевшее тело на похоронных носилках! Его дворец – чудо восточной архитектуры рассыпался от старости и его замели пески, по которым бегали  ящерицы, ползали ядовитые змеи и  бродили дикие верблюды. Султан закричал от страха!


           -  Вот видишь, султан! Сколько крови невинной ты пролил, сколько времени ты был в походах. Твои жены старели без любви в твоем отсутствии, твои сыновья и дочери  росли без отца. Семьи погибших на полях сражений остались без помощи, матери потеряли сыновей,  жены – мужей, дети – отцов, государство – рабочие руки! А сколько не родилось новых детей, граждан твоей страны! Скажи, султан, это за эти твои действия ты наградил себя титулом Вселенского Господина? Это на это ты потратил свою жизнь, дарованную тебе Аллахом для созидания? Ты строил дворцы, а нужно было строить дома для своего народа и  ты стал бы богаче, потому что своим трудом люди бы  делали страну богаче! Ты держал рабов, твой народ был беден и безграмотен, одалиски, усыпанные драгоценности развлекали тебя и твоих зажиревших министров, вместо того, чтобы развивать таланты из народа и стать самой образованной и процветающей страной, развивать науку и искусство. Все что бы ты делал,  для этого тебе дана была власть Всевышним, ты бы оставил в назидание своим потомкам! Вот тогда бы ты стал мне не подвластен! Ты даже после смерти был бы жив в сказаниях и легендах о мудром правителе и отце нации, которые бы пережили века и тысячелетия, ибо любовь и слава, полученная от народа своего неподвластна Времени!


           Султан стоял перед стариком. В его глазах жил страх! Он понял, что все что он делал, добивался своей призрачной славы, побед , было тленом!

            Солнце уже спряталось за барханами. Ветер утих. Вскоре появились на черном небе звезды. Они сверкали в вышине, так ярко, как и миллионы лет назад. Их далекий свет, пробирающийся через пространство целые миллионы лет,  шептали молодому султану-победителю о том, что время бесценно!


          Султан повернулся к старику. На камне, где старик сидел, осталась только истлевшая рогожка».
         
             Дедушка, прикрыл, уснувшего под его притчу, внука.

             - Спи, малыш! Пусть и тебе правильный путь в жизни подскажет дедушка Время, если я уже  не смогу быть рядом…


Рецензии