Памяти маэстро. Мистер Икс Сергей Захаров
В белорусском Бресте их встречали руководитель Международного фестиваля классической музыки «Январские музыкальные вечера» Лилия Батырева и я.
Наверное, остальная пресса побоялась в такую погоду выйти на улицу с фотоаппаратом и камерой. В Бресте бушевала метель, как и прогнозировали МЧСники "оранжевого уровня опасности".
Но может это и к лучшему – лишь мне удалось договориться об эксклюзивном интервью со всемирно известным русским баритоном, или, как у нас его называют, «Мистером Икс».
И вот в гостинице "Эрмитаж" среди экспонатов старинной мебели мы сидим на кожаном диване (пожалуй, он был здесь единственным представителем современности) и приятно беседуем.
– Сергей Георгиевич, Вы в Бресте первый раз?
– Нет, я был здесь лет 14-15 назад, но тогда это был совсем другой город. Сейчас город очень красивый, европейский, так что очень интересно будет понаблюдать и сравнить, в том числе понаблюдать за публикой – ведь не только она оценивает исполнителя, но и он оценивает её.
- Вы в Беларуси – частый гость. Четыре года участвуете в «Славянском базаре», давали концерты в Минске… Что Вы можете сказать о нашей стране?
– Да, в Беларуси бываю часто – но это больше Минск, Могилёв, Гомель, Витебск. Я вообще люблю Беларусь. Это не просто комплимент – она мне действительно нравится, нравится своим порядком, чистотой. Нравится тем, что здесь крепкий хозяин – всё в одних руках. Для нашего народа необходимо, чтобы всё было в одних руках, поскольку демократия нам вредна – она у нас сразу превращается в анархию. На этом этапе развития для наших славянских народов нужна крепкая рука. Иначе порядка не будет. У нас в России уже опыт был один – с первым президентом, как раз мы и понимаем, что нам нужна крепкая рука. Ещё раз повторю, что о демократии мы ничего не знаем, и она у нас ассоциируется с анархией. 1 – Вы родом из Украины, из Николаева. Бываете на малой родине?
– Давно не был – года три. Последний раз был в Киеве, когда мне вручали премию «Человек года» в области искусства. Потом были гастроли по Украине, я их провёл, а потом – всё. -
- Да, сейчас там не очень подходящая обстановка для гастролей…
– Гастроли всех российских артистов там отменяются, потому что «Правый сектор» категорически против. Но мы переориентировались, чаще стали бывать в Беларуси, есть Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, где очень много русских. Плюс у нас добавился Крым. Так что можно гастролировать.
– После Бреста куда направляетесь?
– Сегодня выступаю у вас, а завтра у меня концерт в Москве. А затем – с 19 января по 9 февраля – Израиль. Там 12 концертов, билеты хорошо продаются, рекламы очень много. Хотя там сейчас не очень хорошее положение – климатическое (бураны). Но обещали, что через неделю они утихомирятся…
– Вы так много гастролируете, это ведь сложно – постоянные переезды, разные климатические и временные пояса… Знаю, что 10 лет назад во время концерта в Самаре Вам даже вызывали «скорую», врачи настаивали остановить выступление, но Вы концерт полностью отработали. Откуда черпаете силы?
– Бывают всякие переутомления. Мы тогда прилетели из Хабаровска, 8 часов разницы. И что значит, мне плохо стало? Скорее всего, это мой директор перестраховалась…
– И правильно сделала...
-- Да, медики побыли за кулисами, давление измерили, помощь оказали… Вы знаете, я ведь практически всю свою жизнь гастролирую – с детства. Это уже привычка. Наоборот, я дома не могу долго находиться – больше трёх дней. Как говорится, привычка – вторая натура.
– Вы быстро отдыхаете – три дня и опять в путь…
– Я на гастролях отдыхаю (смеётся. – Прим. авт.). Дома хватает всяких вопросов, которые я решаю за это время, а потом снова на гастроли. Вот перед Израилем у меня будет 4 дня для отдыха – хватит.
– Говорят, у Вас под Питером хороший дом, который Вы сами обустраивали…
– Да, хороший такой, добротный дом в сельском стиле. Не помпезный, знаете, дворец там с башенками. Добротный – баня, гаражи, участок ухоженный.
– Это правда, что Вы его сами делали?
– Да, в 90-х вместе с братом мы его делали. А сейчас ввиду того, что я больше времени провожу в Москве, за границей, на гастролях – график весь расписан -- то, конечно, доделывают мастера. Если что нужно. В 90-е годы работы было мало. Тогда была революция, а работы не было. Потому все силы мы бросили на дом, наведение порядка на участке на опушке леса. Сейчас там жена в основном занимается поддержанием… Я вам скажу больше – чем меньше человек имеет, тем он счастливее. Имущество как-то держит, приземляет. Самый счастливый человек – это дервиш, у которого ничего нет, кроме набедренной повязки... 4 – Везде пишут, что Вы женились в 16 лет…
– В 17 лет. Мы тогда жили в Казахстане, там были разрешены ранние браки. А через год я уже пошёл в армию.
– Вы почти 50 лет женаты, как вам удаётся сохранять крепкий брак, хорошие отношения с женой? В чём секрет семейного счастья? –
Мы редко видимся (смеётся. – Прим. авт.). Меня по месяцу, по 2 недели не бывает дома. Но первые 11 лет мы с женой ездили вместе на гастроли, и с собой, как чемоданчик, везде возили дочку. А потом дочка выросла, нужно было ею заниматься, школа, уроки. Жена взяла на себя эту функцию. Вот, обросли домом, дочкою…
-- … внуками. Знаю, что у Вас двое внуков.
– Да, внук и внучка. Внучка у меня вообще молодец – учится в магистратуре университета нашего СПБ, причём поступила на бюджет. – По какой специальности?
– Социальная психология. Плюс к тому изучает японский язык.
– Слышала, что никто из внуков по Вашим стопам не пошёл – никто не поёт…
– Нет, никто не поёт. Может быть, правнуки пойдут. Где-то это в генах есть, должно выскочить, только мы не знаем, в каком поколении. У меня вот в третьем выскочило.
– Да, дед Ваш был музыкант…
– Трубач в Одесском оперном театре. 40 лет играл в оркестре.
– А Вы никогда не играли на каком-нибудь музыкальном инструменте?
– Почему? Играл – в детстве на баяне, с удовольствием.
– А если бы сейчас взяли в руки баян, вспомнили бы что-нибудь?
– Ой, вряд ли, столько лет прошло! Дело в том, что я с юношеских лет на сцене. Встал в хор сначала, а через год уже был солистом. С тех пор всё время солирую. Некогда в руки брать баян.
– Да, 45 лет стажа концертной деятельности… Но всё-таки, как Вы отдыхаете?
– Путешествую. Люблю путешествовать. Беру с женой какой-нибудь круиз по островам Средиземного моря, вокруг Европы или по Северной Европе. Вот сейчас я взял круиз по Дунаю -- по 2 дня в Вене, Братиславе, Зальцбурге… Чем хорош круиз, что живёшь на корабле, не надо тратиться на гостиницы, каждый раз заселяться-выселяться. Берёшь себе русскоязычного гида и путешествуешь. Очень удобно. И дороже всего ненамного – на евро 10 – чем кучей в автобусе ехать.
– Вы много где побывали, какой город оставил наибольшее впечатление?
– Мы проехали почти всю Францию, Париж – уже как свой, как брат, мы его хорошо знаем, там много любимых мест. Чопорный Лондон, который в шутку называем «Царь городов русских», потому что там очень много русских – 200 тысяч. А сейчас их ещё больше. В связи с падением курса российского рубля туда все ринулись покупать. Мне Лондон очень нравится. Мой любимый город по красоте, по величию – это Лондон. И ещё мне нравится Сан-Франциско. Чудный залив, прекрасный мост. Мы живём наверху. Российское посольство, где останавливаемся, находится рядом с виллой мамы Элвиса Пресли. Тут же вилла Спилберга. Все виды – на залив. От Лос-Анджелеса я вообще не в восторге, несмотря на его голливудский вид… Почему я завёл разговор об Америке? Потому что я там часто выступаю, там много русских, которые с удовольствием ходят на мои концерты.
– А иностранцы любят русских исполнителей? Или им не понять русскую душу, к чему они так стремятся в своих фильмах…
– Иностранцам мы не нужны. Они с удовольствием ходят на классическую музыку, но туда, где нужно знать русский язык, – они не пойдут. Я вам больше скажу – они не переносят акцента. Если что-то привезёшь на английском, но с акцентом – они не будут слушать. Это нам нравится акцент, когда иностранцы поют на русском, нам всегда это нравилось. Но англичанин или француз не будет слушать такой язык. Американцы ещё могут, потому что они сами говорят не на чистом английском…
– Зато любят русских поучить, как жить. Особенно в свете последних событий – Евросоюз...
– Они бедные люди. Вы знаете, я был в Прибалтике на гастролях Таллинн—Рига—Вильнюс. Они в ужасном положении сейчас находятся – закрыта вся местная промышленность, завод шпрот закрыт, представляете? Молочная промышленность литовская была на нас ориентирована, сейчас – всё, к нам не поставляют. Безработица в 7 раз выросла!.. Зато сейчас мы переориентировались на белорусское. Хотя у нас всегда хорошо шла белорусская продукция. У меня на даче под Москвой, в Зеленогорске, в магазине – всё белорусское: и пиво, и хлеб белорусский, и даже шоколад, такой большой килограммовый «спартаковский», знаете?
– «Спартаковский» – мой самый любимый шоколад, я ведь сама с Гомельщины… Сергей Георгиевич, у Вас такой огромный репертуар, столько ролей сыграно на сцене, может быть есть какая-нибудь любимая роль? Вас все называют «Мистер Икс», а может быть Вы совсем не Мистер Икс?
– Демон. И Алеко. Это мои любимые. Там и спето неплохо, если вы слышали. Мне кажется, что это попадание в характер, мой характер. А Мистера Икс люблю исполнять, но всё равно лучше Отса это никто не сделает.
– Я слышала, что это Ваш любимый исполнитель…
– Он не только любимый исполнитель, но и мой любимый педагог. Сколькому он меня научил! А Мистера Икс я вижу немного по-другому, не так, как общепризнанно, и вы сегодня на концерте это услышите.
– А может быть, есть какая-нибудь роль, которую Вы ещё не сыграли и хотели бы сыграть? Или всё уже перепето?
– Нет, конечно, ещё петь – не перепеть. Я бы с удовольствием попел итальянцев Симона Бокканегра (итал. Simone Boccanegra -- опера Джузеппе Верди. – Прим авт.). Всё в голосе, и Роберто тоже (итал. Roberto Devereux , «Роберто Деверё, или граф Эссекс» – лирическая трагедия итальянского композитора Гаэтано Доницетти. – Прим. авт.). Но для этого нужно всё бросить и заняться оперой. Только чтобы ввестись в оперу, нужно полгода, представляете? Я за это время потеряю публику. У нас свято место пусто не бывает. Только стоит из ниши выйти – как её займёт кто-то другой. Поэтому всё приходится исполнять в концертном варианте – арии из опер, оперетт. У меня есть концерты, где я пою Онегина, сцену в саду, того же Демона, Роберто… Не перечесть всех, ведь очень много хорошей и красивой музыки. И хороших текстов. Но иногда эта музыка остаётся непринятой – публика не подготовлена к восприятию. Для неё это отвлечённые понятия, она не понимает… Ведь почему в Европе, например, классическую музыку воспринимают – залы переполнены? При том, что самый дешёвый билет стоит 200 фунтов – это дорого, хотя и на галёрке. Полторы тысячи фунтов – билет в первые ряды, а они не пустуют. В Европе – большое расслоение населения по классам. Есть высший свет, где ведётся своя родословная, где классическую музыку изучают с детства. А есть и другая сторона – огромные очереди за билетами на концерты Мадонны. Майкла Джексона, кого там сейчас слушают?.. Я видел, как люди со спальными мешками неделями в очереди лежали, стояли, чтобы взять билет на Мадонну. Я, если честно, и даром бы на неё не пошёл.
– Вы считаете, молодёжь нужно привлекать к классике?
– Обязательно. С детских лет. Как это было в советское время. Тогда у нас было очень хорошее образование, в том числе и музыкальное. Дисциплина тоже. Пусть там какие-то лозунги ненужные, но у советского человека – широкий кругозор, он знал, где находится Куба, например (смеётся. – Прим. авт.).
– Зато молодёжь сейчас в Интернете может найти, где находится Куба, и вообще любую информацию…
– Правильно, может. Но я иногда вижу в Интернете (и в Википедии) такие перлы, которые ничего общего с истиной не имеют. Но тут я вполне либерален – каждому поколению своя культура. Пусть выбирает. Всё равно Америка сейчас впереди – по насаждению своей культуры «гамбургеров». Американская музыка, фильмы, которые продвигают идею – делай, как мы, и будешь так жить. Мы сейчас в России это проходим, не знаю, как в Беларуси. А в Европе это уже пройденный этап. Там вы не услышите американской музыки. Наденьте майку «Я люблю Америку» – и на вас будут смотреть, как на сумасшедшего. В Европе американцев не любят. Они ведут себя нагло, как хозяева мира, – как их учат…
– А как воспитать любовь к классической музыке?
– С детства, потихонечку, разумно, а не так что «я тебе включил – слушай!» Всё уже написано в области хорошей музыки, нужно только это принять. Думаю, нас ждёт возвращение к классике через пару поколений. Это как Моисей водил евреев, чтобы они созрели (смеётся. – Прим. авт.). Так и у нас будет. Нынешнее поколение потеряно. Это просто всё по Библии – 3-4 поколения должно пройти. Может, придётся возвести «железный занавес» – только не с той стороны, а с нашей, чтобы нас идеологически не победили. Ведь у каждой страны – своя духовность и своя культура, которые нужно ценить, возрождать и прививать. Я думаю, всё постепенно наладится.
Фото на память с маэстро Захаровым
Свидетельство о публикации №222020901602